Проблемы молодых специалистов в школе: правовой статус, меры социальной поддержки

614

На сегодняшний день для любой образовательной организации основной проблемой в работе с молодыми специалистами является тот факт, что федеральное законодательство не содержит понятия «молодой специалист». По этой причине многие руководители трактуют его в меру своих знаний, опыта и, что немаловажно, возможностей, в первую очередь — материальных.

Проблемы молодых специалистов в школе: правовой статус, меры социальной поддержкиКак в федеральном законодательстве обозначен статус молодого специалиста в образовании

Норма, традиционно относимая к развитию кадрового потенциала и молодым специалистам в частности, содержится в ст. 70 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ). Согласно ч. 4 данной статьи, лицам, получившим среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающим на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается.

В действующем федеральном трудовом законодательстве статус молодого специалиста в образовании не определен, соответственно не разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая социальную защиту и гарантии (в том числе право на получение единовременной помощилицам, относящимся к данной категории работников.

Кроме того, ч. 10 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлена норма, согласно которой для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Исходя из вышесказанного, а также принимая во внимание общепринятый в России возрастной ценз, позволяющий отграничить молодежь от других категорий граждан по возрасту, сформулируем основные требования к статусу молодого специалиста:

  • возраст до 30 лет;
  • получение среднего профессионального образования или высшего образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
  • поступление на работу по специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня впервые.

Небольшой нюанс, который необходимо учитывать работодателю: гражданин, претендующий на статус молодого специалиста, должен не просто поступать на работу впервые, а поступать на работу впервые именно по полученной специальности. То есть если во время обучения в педагогическом вузе молодой человек подрабатывал курьером и на него была заведена трудовая книжка, он все равно сможет в будущем претендовать на статус молодого специалиста при условии, что поступит на работу по специальности, указанной в дипломе, впервые.

В принципе, сегодня каждый работодатель вправе самостоятельно, посредством издания соответствующего локального нормативного акта, опираясь на действующее законодательство и свои финансовые возможности, определить требования к статусу молодого специалиста в школе и установить для таких работников меры социальной поддержки.

В первую очередь это право актуально для образовательных организаций, перед которыми остро стоит проблема старения кадров. Несмотря на то что за последние годы Президент РФ и Правительство РФ сделали немало для того, чтобы обеспечить педагогическим работникам достойный уровень заработной платы, современные и комфортные условия труда, а также обеспечить решение проблем молодых специалистов в школе и детских садах, в образовательные организации вчерашние выпускники идут неохотно.

Проблемы молодых специалистов в школе: правовой статус, меры социальной поддержкиКак в региональном законодательстве обозначен статус молодого специалиста в образовании

Поскольку, как указано выше, на сегодняшний день действующее федеральное законодательство никаких льгот и преимуществ (за исключением ст. 70 ТК РФ) для молодых специалистов не предусматривает, статус молодого специалиста в образовании и гарантии данной категории работников должны устанавливать либо региональные, либо муниципальные органы власти, в ведении которых находятся вопросы образования всех уровней (от детского сада до вуза).

Так, например, на территории Ленинградской области действует положение о порядке осуществления мер социальной поддержки молодых специалистов, утв. постановлением правительства Ленинградской области от 07.04.2008 № 71. Согласно данному документу молодой специалист — это гражданин РФ в возрасте до 30 лет, имеющий документ государственного образца о среднем профессиональном образовании или о высшем профессиональном образовании, выданный после 1 января 2008 г., который заключил трудовой договор на неопределенный срок с государственным (муниципальным) учреждением либо с государственной (муниципальной) образовательной организацией.

Статус молодого специалиста в образовании в Ленингадской области подразумевает право на получение ежегодной единовременной выплаты из бюджета Ленинградской области (пособия) в размере 56 тыс. 500 руб. (включая налог на доходы физических лиц). Для этого работник должен обратиться к руководителю учреждения (организации) с просьбой заключить договор о предоставлении социальной поддержки.

Договор заключается между молодым специалистом и государственным (муниципальным) учреждением (образовательной организацией) и комитетом1 по форме, утвержденной указанным постановлением. Пособие перечисляется на банковский счет молодого специалиста ежегодно по истечении первого, второго и третьего года работы начиная с даты заключения трудового договора. Таким образом, проблемы молодых специалистов в школе в Ленинградской области решаются за счет региональной поддержки в течение трех лет.

Статус молодого специалиста в образовании в Москве уже давно предусматривает предоставление льгот. Более десяти лет назад постановлением правительства Москвы от 23.03.2004 № 172-ПП «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы» указанной категории работников установлена доплата к ставке заработной платы (без учета дополнительной нагрузки) в размере 15% для компенсации половины стоимости проездного билета.

Кроме того, данным документом правительство Москвы постановило разрешить департаменту образования города Москвы выплачивать выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, поступившим на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе), после их трудоустройства единовременное пособие для организации бытовых условий в размере 20 тыс. руб.

Статус молодого специалиста в образовании обозначен в нормативных правовых актах специального и местного действий, устанавливающих меры социальной поддержки для данной категории работников. Однако эти меры распространяются лишь на узкий круг лиц.

К молодым специалистам в г. Москве относятся лица не старше 35 лет непосредственно (не позднее трех месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования), поступившие на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе), при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), а учителя начальной школы — независимо от объема педагогической нагрузки.

Статус молодого специалиста в образовании устанавливается в Москве однократно и действует в течение трех лет, однако может быть продлен еще на срок до трех лет в случае:

  • призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • направления на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы;
  • поступления в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации;
  • предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Естественно, что такие крупные регионы, как Ленинградская область и Москва должны были стать пионерами в решении проблем молодых специалистов в школе. Однако следует признать, что и другие регионы сегодня как никогда много внимания уделяют тому, чтобы трудовая жизнь молодежи в сфере образования протекала в комфортных условиях.

В качестве примера можно привести Саратовскую область, на территории которой сегодня действует закон Саратовской области от 03.08.2011 № 96-ЗСО «О социальной поддержке молодых специалистов учреждений бюджетной сферы в Саратовской области». Данный закон в полной мере распространяется и на молодых специалистов образовательных организаций.

Такие работники вправе претендовать на получение единовременной денежной выплаты по истечении отработанного по трудовому договору в учреждении бюджетной сферы календарного года один раз в год в течение трех лет со дня трудоустройства. Размер единовременной денежной выплаты составляет за первый год работы 40 тыс. руб., за второй год работы — 35 тыс. руб., за третий год работы — 30 тыс. руб. Выплата производится по письменному заявлению молодого специалиста один раз в год независимо от количества замещаемых по совместительству (совмещению) должностей в одном либо нескольких учреждениях бюджетной сферы.

Для органов власти Саратовской области молодой специалист — это гражданин в возрасте до 30 лет, окончивший образовательное учреждение высшего профессионального образования и работающий в учреждении бюджетной сферы на территории области. Выплату он может получить при одновременном соблюдении следующих условий:

  • возраст на дату обращения за получением социальной поддержки не более 30 лет;
  • окончание вуза в 2011 г. или в последующие годы;начало работы в учреждении бюджетной сферы по специальности (должности) в соответствии с полученной квалификацией (направлением подготовки, профилем, специализацией, магистерской программой), определенной утвержденным в установленном порядке перечнем специальностей (должностей) работников учреждений бюджетной сферы по отраслям в муниципальных районах, городских округах Саратовской области (далее — Перечень), не считая периодов отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, прохождения военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы;
  • работа по трудовому договору в учреждении бюджетной сферы по специальности (должности) в соответствии с полученной квалификацией (направлением подготовки, профилем, специализацией, магистерской программой), определенной Перечнем, не менее одного года после дня окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования (место работы должно быть основным).

Как и в вышеуказанных случаях, проблемы молодых специалистов в школе в Саратовской области могут решаться за счет социальной поддержки только в течение трех лет со дня поступления на работу.

При рассмотрении вопроса о предоставлении гарантий молодым специалистам нельзя не упомянуть и о муниципальных правовых актах, устанавливающих социальные гарантии сотрудников образовательных организаций на территории отдельно взятого города (района, округа), входящего в состав того или иного субъекта РФ. Здесь для муниципальных властей на сегодняшний день существует одна серьезная проблема: поскольку действующее законодательство относит финансирование оплаты труда работников образования на уровень субъектов РФ, устанавливать меры дополнительной финансовой поддержки молодым специалистам органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе лишь в пределах выделяемых средств фонда оплаты труда (далее — ФОТ). Именно поэтому, например, на территории Приморского края, муниципальные правовые акты, предусматривающие дополнительные выплаты молодым специалистам за счет местных бюджетов, на сегодняшний день признаны утратившими силу2.

Не могут быть признаны удовлетворительными темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.Разд. I Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»

Как решаются проблемы молодых специалистов в школах столицы и регионов

И все же в одном вопросе у муниципальных властей есть явное преимущество перед регионами, а именно — в вопросе обеспечения молодых специалистов жильем. Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ относит жилищный фонд социального использования к ведению органов местного самоуправления, именно от этих органов в первую очередь зависит реальное право молодых специалистов на получение жилья. Тем более что вопрос этот далеко не праздный. Известно, что в большинстве случаев выпускники педагогических вузов не желают работать в сельской местности или рабочих поселках именно из-за отсутствия жилья. Причем речь зачастую идет не о благоустроенной квартире, а просто о жилье как таковом — его попросту не хватает. По этой причине муниципальные власти могут и должны решать жилищные проблемы молодых специалистов.

Кстати, одной из задач Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», утв. постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, является удовлетворение потребностей сельского населения, в т. ч. молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что отсутствие надлежащего законодательного регулирования лишает нас возможности точно определить правовой статус образовательного учреждения и молодого специалиста в образовательной организации. По сути, этот вопрос отдан на откуп региональному законодателю, и именно от него напрямую зависит, будут ли в системе образования молодые и перспективные кадры, а главное — смогут ли они удержаться там в качестве профессионалов, как этого требуют реалии сегодняшнего дня.

КАК ПРАВИЛЬНО: актуальным как никогда является вопрос или актуальным, как никогда, является вопрос

Слова как никогда выделяются знаками препинания, обычно запятыми, вместе с относящимися к ним словами. Однако если они тесно связаны по смыслу со сказуемым, то запятые можно не ставить: Он служил как никогда.

ПРАВИЛЬНО: актуальным, как никогда, является вопрос


1 Имеется в виду отраслевой орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий регулирование в определенной сфере, функции и полномочия учредителя государственных учреждений (образовательных организаций), а также функции главного распорядителя средств областного бюджета Ленинградской области. 

2 См., например, решение Думы Артемовского городского округа Приморского края от 26.09.2013 № 172 «О признании утратившим силу решения Думы Артемовского городского округа от 25.05.2006 № 335 „О единовременных компенсационных выплатах молодым специалистам, направленным на работу в муниципальные образовательные учреждения Артемовского городского округа“».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль