Проведение социально-психологического тестирования обучающихся: история вопроса

659

В конце августа 2014 г. было регламентировано проведение социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  16.06.2014 № 658 (далее — Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся). С тех пор прошло много времени, однако в обществе не утихают споры по поводу обоснованности установленных им требований.

Кому-то может показаться, что решение о проведении социально-психологического тестирования обучающихся было принято внезапно, под влиянием чрезвычайных обстоятельств. Однако это не так. Появлению документа предшествовала долгая, кропотливая работа, в т. ч. на законодательном уровне. Рассмотрим историю вопроса. 

Социально-психологическое тестирование школьников: разработка нормативно-правовой базы 

К психоактивным веществам относятся химические и фармакологические средства, влияющие на физическое, психическое состояние. Выявить вероятность развития пристрастия к таким веществам помогает оценка личностных установок и проведение тестирования.

Еще в 2011 г. Минобрнауки России — в рамках профилактики зависимости у детей в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утв. указом Президента РФ от  09.06.2010, Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от  30.12.2009 №  2128-р, и Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от  23.09.2010 №  1563-р, — разработало и направило для использования в работе Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде1 (далее — Концепция профилактики употребления ПАВ).

В документ, в частности, вошли следующие разделы:

Цели, задачи и принципы профилактики употребления ПАВ.Структура организации профилактической деятельности в образовательной среде.Технологии профилактики употребления ПАВ в образовательной среде.Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики.Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в образовательной среде.Индикаторы профилактической деятельности.Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводится при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста 15 лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста 15 лет. П. 2 ст. 53.4 Закона №  3-ФЗ

Согласно Концепции профилактики употребления ПАВ одной из профилактических технологий является диагностическое тестирование обучающихся, воспитанников на употребление ПАВ, в т. ч. в рамках регулярных медицинских осмотров. Данную технологию, говорится в документе, следует использовать легитимно: на основании добровольного согласия несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и в сопровождении психологического консультирования.

Следующей важной вехой в разработке нормативно-правовой базы проведения социально-психологического тестирования обучающихся является 2013 г., когда Федеральным законом от  07.06.2013 №  120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Закон №  120-ФЗ) в ч. 3 ст. 28 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ) был введен п. 15.1, согласно которому к компетенции образовательной организации относится организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере образования, т. е. Минобрнауки России.

Указанные изменения вступили в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования документа, т. е. 5 декабря 2013 г.

Одновременно соответствующие положения были внесены в Федеральный закон от  08.01.1998 №   3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон №  3-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 53.4 Закона №  3-ФЗ раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя:

социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях;профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях.

В соответствии с п. 2 этой же статьи тестирование и осмотры должны проводиться при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся либо их родителей (законных представителей).

Во исполнение требований Закона №  273-ФЗ и Закона №  3-ФЗ в 2014 г. были приняты:
1) Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся;
2) порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, утв. приказом Минздрава России от  06.10.2014 № 581н.

Проведение социально-психологического тестирования обучающихся и общественное обсуждение

Разумеется, подготовка указанных выше нормативных правовых актов сопровождалась широким обсуждением, в т. ч. на уровне госструктур.

В частности, вопрос тестирования обучающихся на наркотики был поднят в сентябре 2009 г. Президентом РФ Дмитрием Медведевым на заседании Совета безопасности РФ.

Ссылаясь не мнение экспертов, Дмитрий Медведев сообщил присутствующим, что число потребителей наркотиков в нашей стране составляет 2–2,5 млн человек, т. е. почти 2% всех граждан. При этом две трети российских наркоманов — это молодые люди до 30 лет.

Президент РФ назвал данный факт угрозой национальной безопасности и предложил ряд мер по улучшению ситуации, в т. ч. направленных на профилактику наркомании. Приведем цитату из его вступительного слова: «О том, что борьбу с наркоманией необходимо вести всем обществом, а профилактику начинать уже в школах, с раннего возраста, сказано немало, тем не менее проблем здесь остается еще очень и очень много. В школьных программах знаниям о вреде наркомании уделяется очень немного места. Требуется уделять этому гораздо больше внимания. Для своевременной диагностики выявления этого заболевания среди подростков предлагается ряд мер, достаточно жестких и дискуссионных, которые тоже следует обсудить, в том числе и решение об обязательном тестировании учащихся всех образовательных учреждений»2.

Практически сразу же Минздравсоцразвития России выступило против тотального обследования школьников и студентов на наркозависимость. Директор департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Валентина Широкова заявила, что тесты на наркозависимость нужно проводить только по показаниям. В качестве альтернативы она предложила в рамках традиционной диспансеризации проводить опросы школьников, чтобы выявить их склонность к наркотикам3.

Тем не менее в отдельных регионах началось «пробное» тестирование обучающихся на наркотики. В начале 2011 г. в защиту проекта выступил глава Роспотребнадзора, Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. В интервью агентству «Интерфакс» он буквально сказал следующее: «Что мы будем разглагольствовать еще лет 15 о добровольности или недобровольности тестирования? Что значит добровольное тестирование? Мы рискуем потерять человека. Его нужно остановить, снять с иглы и вылечить»4.

Вновь эта тема была поднята в апреле 2011 г. на заседании президиума Государственного совета «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи». Открывая заседание, Дмитрий Медведев сообщил, что тестирование обучающихся в рамках апробации уже началось, и хотя далеко не все родители положительно восприняли эту практику, ее необходимо продолжать, более того, принять по этому поводу специальный федеральный закон. Затем свое мнение высказали представители регионов, где тестирование проводилось в пилотном режиме: губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова, губернатор Свердловской области Александр Мишарин, Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов и др. Они заявили, что никаких острых ситуаций в процессе тестирования не возникло и в целом поддержали инициативу Дмитрия Медведева об издании специального закона.

В свою очередь, Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова предложила сделать систему тестирования двухэтапной: первый этап — социологическое тестирование всех обучающихся с целью выявления группы риска; второй этап — добровольное, но уже на более серьезном уровне тестирование тех обучающихся, кто вошел в эту группу5.

В ноябре 2012 г. Правительство РФ внесло в Госдуму проект указанного выше Закона №  120-ФЗ. В связи с этим директор Московского научно-практического центра наркологии, главный внештатный специалист Минздрава России Евгений Брюн заявил в прямом эфире Русской службы новостей, что этот закон ни в коем случае не будет использоваться против детей. По его словам, опыт употребления наркотиков имеют примерно 10–13% школьников. Соответственно, родители должны задуматься о том, что если в школе 1000 учеников, то как минимум 20 из них употребляют наркотики, и их дети с ними общаются.

В течение нескольких лет тестирование обучающихся на наркозависимость проходило в порядке эксперимента. Причем, как отмечали СМИ, бывали случаи, когда местные власти принимали решение о внезапной медицинской проверке и в школы приезжали бригады с ширмами и пробирками для мочи или слюны. Если же о проверках учеников предупреждали заранее, то 8–10% из них предъявляли отказ от обследования, а 20–30% вообще не приходили в этот день в школу6. Тем не менее мероприятия проходили в штатном режиме.

Проведение социально-психологического тестирования обучающихся: основные положения 

Выводы, сделанные в ходе эксперимента, нашли отражение в Порядке проведения социально-психологического тестирования обучающихся. Назовем его основные положения:

1. Тестирование обучающихся, достигших возраста 15 лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании. Тестирование обучающихся, не достигших возраста 15 лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

2. Тестирование осуществляется в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации. Для его проведения руководитель:

организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее — Комиссия), из числа работников образовательной организации;утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.Перед началом проведения тестирования члены комиссии, обеспечивающей организационно-техническое сопровождение тестирования, проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в т. ч. информируют об условиях тестирования и его продолжительности. П. 7 Порядка проведения социально- психологического тестирования обучающихся

3. При проведении тестирования в каждой аудитории должен присутствовать член Комиссии. Также допускается присутствие в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

4. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.

5. По окончании тестирования члены Комиссии собирают результаты, группируют их по возрасту обучающихся и упаковывают в пакеты. Руководитель образовательной организации в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования.

6. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, обеспечивает хранение в течение года информированных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день в России создана необходимая нормативно-правовая база и накоплен большой опыт проведения тестирования обучающихся на наркозависимость. Помогут ли данные меры остановить распространение наркомании среди детей и молодежи, покажет время.


1 Письмо Минобрнауки России от  05.09.2011 №  МД-1197/06 «О Концепции про филактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».

2 Подробнее об этом см.: http://www.scrf.gov.ru/documents/102.html. 3 Подробнее об этом см.: http://www.kommersant.ru/doc/1239037.

4 Подробнее об этом см.: http://www.interfax.ru/russia/176930.

5 Подробнее об этом см.: http://state.kremlin.ru/state_council/10986.

6 Подробнее об этом см.: http://www.rg.ru/2013/12/05/narkotiki.html.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль