Прием в школу детей–иностранцев

2778

Иностранные граждане обладают равными с гражданами РФ правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе. Такая норма установлена ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ).

Правовая основа обучения и приема в школу иностранных граждан и лиц без гражданства

Прием детей, которые являются иностранными гражданами или не имеют гражданства, в образовательные организации для обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, Законом № 273-ФЗ и порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 (далее — Порядок приема на обучение).

Профессиональная справочная система для руководителей и специалистов общего и дошкольного образования, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня ⇒ vip.1obraz.ru!

Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии с п. 5 Порядка приема на обучение в приеме иностранных детей в школу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, установленных ч. 5, 6 ст. 67 и ст. 88 Закона № 273-ФЗ.

Частью 5 ст. 67 Закона № 273-ФЗ установлены особенности приема в школу иностранных граждан для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов, а также для профильного обучения. Организация индивидуального отбора при приеме детей в школу либо переводе в такие организации допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.

Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Частью 6 ст. 67 Закона № 273-ФЗ установлены особенности приема иностранных детей в школы, реализующие образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в такие организации осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Статья 88 Закона № 273-ФЗ регламентирует прием учащихся в школу на обучение в загранучреждения МИД России. Согласно ч. 3 данной статьи обучение в загранучреждениях МИД России по основным общеобразовательным программам осуществляется по решению руководителя соответствующего загранучреждения МИД России, согласованному с МИД России. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося загранучреждения (иные физические или юридические лица) должны возместить затраты загранучреждения МИД России на обучение несовершеннолетнего обучающегося и его содержание (при наличии) в соответствии с нормативными затратами на оказание государственных услуг в сфере образования, утвержденными МИД России.

Таким образом, если в организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, есть свободные места и она не является организацией с углубленным изучением отдельных учебных предметов, различных видов искусства, спорта или загранучреждением МИД России, отказать в приеме на обучение ребенка, который является иностранным гражданином или не имеет гражданства, она не вправе.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства может иметь статус беженца. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528–1 «О беженцах» (далее — Закон № 4528–1) беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Руководителям образовательных организаций следует учитывать норму подп. 11 п. 1 ст. 8 Закона № 4528–1, согласно которой лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации.

Документы, необходимые для приема в школу иностранных граждан и лиц без гражданства

Требование предоставления других — помимо указанных в Порядке приема на обучение — документов в качестве основания для приема в школу детей-иностранцев не допускается. П. 12 Порядка приема на обучение

Пунктом 9 правил приема на обучение установлен перечень документов, необходимых для приема граждан, в т. ч. иностранных граждан и лиц без гражданства, в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам:

  • заявление о приеме ребенка в организацию;
  • оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка;
  • документ, подтверждающий родство заявителя с ребенком или законность представления прав ребенка;
  • документ, подтверждающий право родителя (законного представителя) ребенка на пребывание в РФ.

Примерная форма заявления должна быть размещена на информационном стенде и (или) на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. В заявлении указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество1 ребенка;
б) дата и место рождения ребенка;
в) фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка;
г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);
д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

В свою очередь, документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

И наконец, документами, подтверждающими право иностранного гражданина на пребывание в РФ, являются: виза, вид на жительство, разрешение на временное проживание, миграционная карта и иные документы, предусмотренные федеральным законодательством или международным договором РФ.

Лицо, признанное беженцем, для подтверждения особого статуса должно также предъявить удостоверение установленной формы (удостоверение беженца).

Согласно п. 7 ст. 7 Закона № 4528–1 удостоверение беженца выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет.

Сведения о членах семьи лица, признанного беженцем, не достигших возраста 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, а при отсутствии родителей в удостоверение опекуна либо в удостоверение одного из членов семьи, достигшего возраста 18 лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста 18 лет.

Для приема в школу иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.  П. 9 Порядка приема на обучение

Лицу, признанному беженцем, не достигшему возраста 18 лет и прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, также вручается удостоверение, если ему не определено иное правовое положение на территории РФ.

Родители (законные представители) при приеме детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам, имеют право по своему усмотрению представлять также другие документы.

Согласно ст. 12 Закона № 4528–1 иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть предоставлено временное убежище.

В соответствии с п. 8 порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (далее — Порядок предоставления убежища), утв. постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274, на основании решения о предоставлении временного убежища территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища выдает лицу свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ установленного образца. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории РФ.

Копии предоставляемых при приеме иностранных граждан в школу документов должны храниться в его личном деле.

Согласно п. 14 Порядка предоставления убежища лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон № 109-ФЗ).

В соответствии со ст. 20 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания. Документом, подтверждающим регистрацию по месту пребывания лица, которому предоставлено временное убежище в РФ, является отрывная часть бланка уведомления о прибытии2.

Таким образом, лицо, которому предоставлено временное убежище в РФ, при приеме в образовательную организацию наряду с указанными выше документами должно предоставить отрывную часть бланка уведомления о прибытии, которая подтвердит его регистрацию по месту пребывания.

Действия при приеме в школу детей-иностранцев и лиц без гражданства

Какие действия в соответствии с законодательством должна предпринять школа при приеме на обучение иностранных граждан и лиц без гражданства?

Прежде всего представитель образовательной организации (как правило, это секретарь) должен зарегистрировать заявление, представленное родителями (законными представителями) ребенка, который является иностранным гражданином или не имеет гражданства, в журнале приема заявлений и выдать заявителю расписку в получении документов, заверенную подписью должностного лица образовательной организации, ответственного за прием документов, и печатью организации.

Расписка должна содержать:

  • регистрационный номер заявления;
  • перечень представленных документов.

После этого школьная администрация должна определить класс, в котором будет учиться ребенок, и подготовить распорядительный акт (приказ) о его приеме на обучение. Акты о приеме в школу детей-иностранцев размещаются на информационном стенде и (или) на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Руководителю образовательной организации следует помнить, что согласно ч. 2 ст. 55 Закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.

Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и уставом образовательной организации фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей). Подписью родителей (законных представителей) удостоверяется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством РФ. Такие положения содержит п. 13 Порядка приема на обучение.

Особенности приема в школу детей-иностранцев - граждан Украины

При приеме в российские организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, детей — граждан Украины (в т. ч. детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства) необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины, направленными письмом Минобрнауки России от 14.08.2014 № 08–1080 (далее — Методические рекомендации).

В соответствии с Методическими рекомендациями отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в школу детей-иностранцев — граждан Украины (прибывших с территории Украины). Если родители (законные представители) такого ребенка в силу чрезвычайных обстоятельств на момент подачи заявления о приеме в организацию не могут представить документы на русском языке или их заверенный перевод, ребенка можно принять на основании заявления и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в РФ (миграционная карта и др.).

В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территории Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющего законного права представлять интересы ребенка, либо без сопровождения) рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованного в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет.

При определении класса обучения следует учитывать, что образовательные уровни, установленные в Украине, могут приравниваться к уровням образования, установленным в РФ, следующим образом:

  • начальное общее образование — к начальному общему образованию;
  • базовое общее среднее образование — к основному общему образованию;
  • полное общее среднее образование — к среднему общему образованию.

Методическими рекомендациями установлен также порядок перевода отметок, полученных ребенком в период обучения в Украине с использованием двенадцатибалльной системы оценок, в т. ч. при прохождении государственной аттестации, в пятибалльную систему:

Украина

Россия

«10», «11», «12»

«5»

«9», «8», «7»

«4»

«6», «5», «4»

«3»

«3», «2», «1»

«Неудовлетворительно»

В случаях, когда образование (в том числе пройденное обучение иностранному языку в средней школе), ранее полученное ребенком, прибывшим с территории Украины, не может быть подтверждено документально, с согласия родителей (законных представителей) ребенка организуется промежуточная аттестация, по итогам которой будет рекомендован класс обучения.

Согласно Методическим рекомендациям руководителям школ, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме в школу иностранных граждан, прибывших с территории Украины, необходимо:

  • предусмотреть возможность обеспечения таких обучающихся необходимыми учебниками и учебными пособиями исходя из расчета не менее одного учебного издания (включая учебники и учебные пособия), достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в учебный план образовательной программы, в зависимости от уровня образования;
  • организовать поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в т. ч. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выявление и удовлетворение их особых образовательных потребностей в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить интеграцию этих обучающихся в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • организовать оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся, попавшему в трудную жизненную ситуацию, комплексную, индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую поддержку и сопровождение в условиях образовательной деятельности;
  • обеспечить для таких обучающихся возможность преподавания русского языка как неродного.

Для того чтобы облегчить интеграцию при приеме в школу иностранных граждан, прибывших с территории Украины, письмом Минобрнауки России от 14.08.2014 № 08–1080 направлены также:

  • памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территории Украины (приложение);
  • памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территории Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования;
  • памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины.

Приложение

ПАМЯТКА
для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территории Украины3

Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территории Украины (далее — ребенок (дети) из семей беженцев), рассматривается как трудная жизненная ситуация. В психолого-педагогической практике трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции:

  • образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
  • психологическую (организация работы с ребенком и его семьей);
  • посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам).

Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи учащимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учетом сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев.

Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные для детей из семей беженцев в возрасте от 7 до 12 лет:

  • трудности в обучении, усвоении отдельных предметов;
  • невротические реакции, фобии, нарушения сна и аппетита как следствие перенесенного травматического шока;
  • нарушения поведения;
  • низкий уровень общей социальной и психологической адаптации.

У детей в возрасте от 13 до 16 лет возможны низкая социальная активность, недостаточная социально-психологическая адаптация, сложности в межличностных контактах, невротические и неврозоподобные реакции.

Возможные методы психологической помощи детям из семей беженцев:

  • тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации;
  • групповая работа по преодолению страхов;
  • психологическое консультирование и психотерапия (семейная терапия, арт-терапия).

Перечень методик для оценки готовности к обучению детей в школе:

  • выявление общей осведомленности — знает ли ребенок имена родителей, собственное имя и возраст, страну рождения, страну проживания, адрес;
  • выявление уровня развития тонкой (мелкой) моторики;
  • выявление готовности руки к школе — с помощью теста Ирасека — Керна, в процессе которого ребенку предлагается скопировать фразу на незнакомом языке и группу точек;
  • оценка способности ребенка к пониманию причинно-следственных связей и оценка развития экспрессивной речи — с помощью рассказа по специально подготовленной сюжетной картинке (одна картинка из набора);
  • оценка степени сформированности понятийного мышления и уровня обобщений, изучение стиля мыслительной деятельности — с использованием наглядного варианта методики «Исключение предмета» («Четвертый лишний»);
  • оценка продуктивного внимания и работоспособности — с помощью корректурной пробы;
  • оценка социально-психологической адаптированности личности;
  • шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности;
  • шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С. Я. Рубинштейн;
  • тест двадцати высказываний «Кто Я?» М. Куна;
  • экспресс-опросник «Индекс толерантности».

Данные методики помогут педагогам-психологам и социальным педагогам выявить личностные особенности учащихся из семей беженцев и определить пути оптимизации и дальнейшего формирования у них эффективных стратегий, способствующих преодолению трудных жизненных ситуаций.

В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы организации работы с посттравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капсулирования» травматического опыта, формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции.


Здесь и далее — при наличии.

Подробнее об этом см.: Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9.

Направлена письмом Минобрнауки России от 14.08.2014 № 08–1080.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль