Прием в школу детей–иностранцев

2411

Иностранные граждане обладают равными с гражданами РФ правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе. Такая норма установлена ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ).

Правовая основа обучения и приема в школу иностранных граждан и лиц без гражданства

Прием детей, которые являются иностранными гражданами или не имеют гражданства, в образовательные организации для обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, Законом № 273-ФЗ и порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 (далее — Порядок приема на обучение).

Профессиональная справочная система для руководителей и специалистов общего и дошкольного образования, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня ⇒ vip.1obraz.ru!

Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии с п. 5 Порядка приема на обучение в приеме иностранных детей в школу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, установленных ч. 5, 6 ст. 67 и ст. 88 Закона № 273-ФЗ.

Частью 5 ст. 67 Закона № 273-ФЗ установлены особенности приема в школу иностранных граждан для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов, а также для профильного обучения. Организация индивидуального отбора при приеме детей в школу либо переводе в такие организации допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.

Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Частью 6 ст. 67 Закона № 273-ФЗ установлены особенности приема иностранных детей в школы, реализующие образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в такие организации осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Статья 88 Закона № 273-ФЗ регламентирует прием учащихся в школу на обучение в загранучреждения МИД России. Согласно ч. 3 данной статьи обучение в загранучреждениях МИД России по основным общеобразовательным программам осуществляется по решению руководителя соответствующего загранучреждения МИД России, согласованному с МИД России. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося загранучреждения (иные физические или юридические лица) должны возместить затраты загранучреждения МИД России на обучение несовершеннолетнего обучающегося и его содержание (при наличии) в соответствии с нормативными затратами на оказание государственных услуг в сфере образования, утвержденными МИД России.

Таким образом, если в организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, есть свободные места и она не является организацией с углубленным изучением отдельных учебных предметов, различных видов искусства, спорта или загранучреждением МИД России, отказать в приеме на обучение ребенка, который является иностранным гражданином или не имеет гражданства, она не вправе.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства может иметь статус беженца. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528–1 «О беженцах» (далее — Закон № 4528–1) беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Руководителям образовательных организаций следует учитывать норму подп. 11 п. 1 ст. 8 Закона № 4528–1, согласно которой лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации.

Документы, необходимые для приема в школу иностранных граждан и лиц без гражданства

Требование предоставления других — помимо указанных в Порядке приема на обучение — документов в качестве основания для приема в школу детей-иностранцев не допускается. П. 12 Порядка приема на обучение

Пунктом 9 правил приема на обучение установлен перечень документов, необходимых для приема граждан, в т. ч. иностранных граждан и лиц без гражданства, в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам:

  • заявление о приеме ребенка в организацию;
  • оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка;
  • документ, подтверждающий родство заявителя с ребенком или законность представления прав ребенка;
  • документ, подтверждающий право родителя (законного представителя) ребенка на пребывание в РФ.

Примерная форма заявления должна быть размещена на информационном стенде и (или) на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. В заявлении указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество1 ребенка;
б) дата и место рождения ребенка;
в) фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка;
г) адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);
д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

В свою очередь, документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

И наконец, документами, подтверждающими право иностранного гражданина на пребывание в РФ, являются: виза, вид на жительство, разрешение на временное проживание, миграционная карта и иные документы, предусмотренные федеральным законодательством или международным договором РФ.

Лицо, признанное беженцем, для подтверждения особого статуса должно также предъявить удостоверение установленной формы (удостоверение беженца).

Согласно п. 7 ст. 7 Закона № 4528–1 удостоверение беженца выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет.

Сведения о членах семьи лица, признанного беженцем, не достигших возраста 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, а при отсутствии родителей в удостоверение опекуна либо в удостоверение одного из членов семьи, достигшего возраста 18 лет и добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста 18 лет.

Для приема в школу иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.  П. 9 Порядка приема на обучение

Лицу, признанному беженцем, не достигшему возраста 18 лет и прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, также вручается удостоверение, если ему не определено иное правовое положение на территории РФ.

Родители (законные представители) при приеме детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам, имеют право по своему усмотрению представлять также другие документы.

Согласно ст. 12 Закона № 4528–1 иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть предоставлено временное убежище.

В соответствии с п. 8 порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (далее — Порядок предоставления убежища), утв. постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274, на основании решения о предоставлении временного убежища территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища выдает лицу свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ установленного образца. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории РФ.

Копии предоставляемых при приеме иностранных граждан в школу документов должны храниться в его личном деле.

Согласно п. 14 Порядка предоставления убежища лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон № 109-ФЗ).

В соответствии со ст. 20 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания. Документом, подтверждающим регистрацию по месту пребывания лица, которому предоставлено временное убежище в РФ, является отрывная часть бланка уведомления о прибытии2.

Таким образом, лицо, которому предоставлено временное убежище в РФ, при приеме в образовательную организацию наряду с указанными выше документами должно предоставить отрывную часть бланка уведомления о прибытии, которая подтвердит его регистрацию по месту пребывания.

Действия при приеме в школу детей-иностранцев и лиц без гражданства

Какие действия в соответствии с законодательством должна предпринять школа при приеме на обучение иностранных граждан и лиц без гражданства?

Прежде всего представитель образовательной организации (как правило, это секретарь) должен зарегистрировать заявление, представленное родителями (законными представителями) ребенка, который является иностранным гражданином или не имеет гражданства, в журнале приема заявлений и выдать заявителю расписку в получении документов, заверенную подписью должностного лица образовательной организации, ответственного за прием документов, и печатью организации.

Расписка должна содержать:

  • регистрационный номер заявления;
  • перечень представленных документов.

После этого школьная администрация должна определить класс, в котором будет учиться ребенок, и подготовить распорядительный акт (приказ) о его приеме на обучение. Акты о приеме в школу детей-иностранцев размещаются на информационном стенде и (или) на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Руководителю образовательной организации следует помнить, что согласно ч. 2 ст. 55 Закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.

Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и уставом образовательной организации фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей). Подписью родителей (законных представителей) удостоверяется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством РФ. Такие положения содержит п. 13 Порядка приема на обучение.

Особенности приема в школу детей-иностранцев - граждан Украины

При приеме в российские организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, детей — граждан Украины (в т. ч. детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства) необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины, направленными письмом Минобрнауки России от 14.08.2014 № 08–1080 (далее — Методические рекомендации).

В соответствии с Методическими рекомендациями отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в школу детей-иностранцев — граждан Украины (прибывших с территории Украины). Если родители (законные представители) такого ребенка в силу чрезвычайных обстоятельств на момент подачи заявления о приеме в организацию не могут представить документы на русском языке или их заверенный перевод, ребенка можно принять на основании заявления и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в РФ (миграционная карта и др.).

В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территории Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющего законного права представлять интересы ребенка, либо без сопровождения) рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованного в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет.

При определении класса обучения следует учитывать, что образовательные уровни, установленные в Украине, могут приравниваться к уровням образования, установленным в РФ, следующим образом:

  • начальное общее образование — к начальному общему образованию;
  • базовое общее среднее образование — к основному общему образованию;
  • полное общее среднее образование — к среднему общему образованию.

Методическими рекомендациями установлен также порядок перевода отметок, полученных ребенком в период обучения в Украине с использованием двенадцатибалльной системы оценок, в т. ч. при прохождении государственной аттестации, в пятибалльную систему:

Украина

Россия

«10», «11», «12»

«5»

«9», «8», «7»

«4»

«6», «5», «4»

«3»

«3», «2», «1»

«Неудовлетворительно»

В случаях, когда образование (в том числе пройденное обучение иностранному языку в средней школе), ранее полученное ребенком, прибывшим с территории Украины, не может быть подтверждено документально, с согласия родителей (законных представителей) ребенка организуется промежуточная аттестация, по итогам которой будет рекомендован класс обучения.

Согласно Методическим рекомендациям руководителям школ, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме в школу иностранных граждан, прибывших с территории Украины, необходимо:

  • предусмотреть возможность обеспечения таких обучающихся необходимыми учебниками и учебными пособиями исходя из расчета не менее одного учебного издания (включая учебники и учебные пособия), достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в учебный план образовательной программы, в зависимости от уровня образования;
  • организовать поддержку обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в т. ч. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выявление и удовлетворение их особых образовательных потребностей в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить интеграцию этих обучающихся в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • организовать оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся, попавшему в трудную жизненную ситуацию, комплексную, индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую поддержку и сопровождение в условиях образовательной деятельности;
  • обеспечить для таких обучающихся возможность преподавания русского языка как неродного.

Для того чтобы облегчить интеграцию при приеме в школу иностранных граждан, прибывших с территории Украины, письмом Минобрнауки России от 14.08.2014 № 08–1080 направлены также:

  • памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территории Украины (приложение);
  • памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территории Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования;
  • памятка по психологической поддержке детей, прибывающих с территории Украины.

Приложение

ПАМЯТКА
для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территории Украины3

Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территории Украины (далее — ребенок (дети) из семей беженцев), рассматривается как трудная жизненная ситуация. В психолого-педагогической практике трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции:

  • образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
  • психологическую (организация работы с ребенком и его семьей);
  • посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам).

Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи учащимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учетом сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев.

Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные для детей из семей беженцев в возрасте от 7 до 12 лет:

  • трудности в обучении, усвоении отдельных предметов;
  • невротические реакции, фобии, нарушения сна и аппетита как следствие перенесенного травматического шока;
  • нарушения поведения;
  • низкий уровень общей социальной и психологической адаптации.

У детей в возрасте от 13 до 16 лет возможны низкая социальная активность, недостаточная социально-психологическая адаптация, сложности в межличностных контактах, невротические и неврозоподобные реакции.

Возможные методы психологической помощи детям из семей беженцев:

  • тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации;
  • групповая работа по преодолению страхов;
  • психологическое консультирование и психотерапия (семейная терапия, арт-терапия).

Перечень методик для оценки готовности к обучению детей в школе:

  • выявление общей осведомленности — знает ли ребенок имена родителей, собственное имя и возраст, страну рождения, страну проживания, адрес;
  • выявление уровня развития тонкой (мелкой) моторики;
  • выявление готовности руки к школе — с помощью теста Ирасека — Керна, в процессе которого ребенку предлагается скопировать фразу на незнакомом языке и группу точек;
  • оценка способности ребенка к пониманию причинно-следственных связей и оценка развития экспрессивной речи — с помощью рассказа по специально подготовленной сюжетной картинке (одна картинка из набора);
  • оценка степени сформированности понятийного мышления и уровня обобщений, изучение стиля мыслительной деятельности — с использованием наглядного варианта методики «Исключение предмета» («Четвертый лишний»);
  • оценка продуктивного внимания и работоспособности — с помощью корректурной пробы;
  • оценка социально-психологической адаптированности личности;
  • шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности;
  • шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С. Я. Рубинштейн;
  • тест двадцати высказываний «Кто Я?» М. Куна;
  • экспресс-опросник «Индекс толерантности».

Данные методики помогут педагогам-психологам и социальным педагогам выявить личностные особенности учащихся из семей беженцев и определить пути оптимизации и дальнейшего формирования у них эффективных стратегий, способствующих преодолению трудных жизненных ситуаций.

В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы организации работы с посттравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капсулирования» травматического опыта, формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции.


Здесь и далее — при наличии.

Подробнее об этом см.: Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9.

Направлена письмом Минобрнауки России от 14.08.2014 № 08–1080.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль