Как организовать прием на работу в образовательное учреждение

76

До объединения школ и детских садов в многоуровневые комплексы руководители самостоятельно искали новых работников, зачастую даже не обращаясь на открытый рынок труда. Сейчас все иначе. Где искать? Как искать? Кому поручить столь ответственную работу, как прием на работу в образовательное учреждение? Эти вопросы задают себе руководители образовательных учреждений в самых разных ситуациях: открытие нового подразделения, расширение штата, уход работника в декретный отпуск и т. д.

В каждом случае сроки, ограничения, доступные способы поиска работников очень разнятся. Тем не менее можно заранее спланировать процесс поиска и подбора персонала. Представим этот процесс поэтапно.

Как организовать прием на работу в образовательное учреждениеЭтапы поиска персонала и приема на работу в образовательное учреждение

Этап 1. Определение ответственного за работу

Общие вопросы, касающиеся организации поиска и подбора персонала, лучше решать в превентивном порядке — например, в летнее время. В это же время целесообразно разработать перспективный план работы по поиску и подбору персонала с учетом потребностей к началу нового учебного года и предполагаемых изменений, включая планируемые ротации, выходы на пенсию, декреты, увольнения и т. д.

Определите сотрудника ответственного за работу по подбору персонала (далее будем называть его HR-специалистом1). Это может быть сотрудник кадровой службы, секретариата или методической службы.

При выборе HR-специалиста важно опираться на наличие опыта и специальных знаний в сфере подбора персонала. Неплохо даже, если есть такая возможность, принимая нового работника, выбрать из числа соискателей того, у кого подобный опыт работы уже есть.

Во время деловой встречи с  HR-специалистом:

опишите круг его обязанностей и ответственности в рамках приема на работу в образовательное учреждение, а также объем полномочий при принятии решений в отношении кандидатов на разные должности; сформулируйте собственную роль в данном процессе и назовите этапы работы, в которых вы будете участвовать лично (например, просмотр лучших резюме, собеседование); перечислите круг лиц, мнение которых по вакансиям необходимо учитывать; обсудите способы и методы подбора персонала, которые допустимы в вашей образовательной организации; распорядитесь о создании примерного плана работы по вакансиям на разные должности, согласуйте режим собеседований.

Этап 2. Постановка перед HR-специалистом задачи по поиску работника

Сообщите HR-специалисту о необходимости поиска нового работника распорядительным актом. В приказе укажите вакансию, сроки поиска, условия и предполагаемый размер оплаты труда нового работника. Другую важную информацию можно сообщить ему устно. Помните, что HR-специалист должен иметь полное представление о вакансии, чтобы еще на этапе телефонного общения провести с кандидатом детальное собеседование.

Не обсуждайте сами и не позволяйте HR-специалисту публично обсуждать особенности кандидатов. Предупредите HR-специалиста о недопустимости демонстрации резюме с персональными данными коллегам.

Этап 3. Просмотр резюме соискателей перед приемом на работу в образовательное учреждение

Если вы лично просматриваете резюме до назначения встречи, обратите внимание на следующие аспекты:

1. До вашего рабочего стола должны доходить избранные резюме. Большое количество резюме на рассмотрение — повод вернуться к этапу 1.

2. Без резюме, просто после телефонного общения с  HR-специалистом соискателей не допускайте. Позвольте людям проявить себя в мастерстве изложения информации в краткой форме, продемонстрировать навыки владения русским языком, работы с компьютерными ресурсами. Исключением являются работники, относящиеся к категории младшего обслуживающего персонала (далее — МОП), хотя и в этом случае наличие резюме или другой информации о предыдущих местах работы позволит вам составить более полное представление о соискателе, а вашему HR-специалисту навести о нем справки.

Изучая резюме соискателя, оцените продолжительность работы на каждом месте, карьерный рост, грамотность и логичность изложения информации, наличие практических навыков, которые могут быть полезны в организации в режиме совмещения. Если у вас возникли вопросы, сделайте на полях пометки, чтобы потом задать их при личной встрече. Опять же к работникам категории МОП нужно по объективным причинам предъявлять менее жесткие требования.

Этап 4. Проведение собеседования перед приемом на работу в образовательное учреждение

Независимо от того, кто будет отвечать за проведение собеседования — HR-специалист или руководитель организации, необходимо придерживаться одних и тех же правил.

Не проводите собеседование один на один, поскольку вы можете стать заложником собственных убеждений и предубеждений. Пригласите еще одного-трех специалистов, заинтересованных в принятии решения, в т. ч. предполагаемого руководителя.

Во время встречи держите перед глазами резюме с пометками или список вопросов к соискателю. Помните, что каждому соискателю необходимо уделить достаточное количество времени. Будьте терпимы и рассудительны.

Максимально подробно изложите соискателю условия работы: функционал, порядок начисления и выплаты заработной платы, предоставляемые социальные гарантии, возможности карьерного роста и т. д.

Обсудите семейное положение соискателя, его интересы в дополнительном обучении, профессиональном развитии, а также хобби и планы на будущее. Все это может иметь значение для принятия верного решения о приеме на работу в образовательное учреждение.

Предупредите соискателя о необходимости наличия документов, подтверждающих его право заниматься той или иной деятельностью (например, медицинской книжки или справки о наличии (отсутствии) судимости). Пока соискатель будет их собирать, у вас будет время подумать.

Не принимайте мгновенных решений, предупредите соискателя о том, что будете рассматривать его кандидатуру в числе прочих, что вам нужно время на обдумывание. Обсудите срок принятия решения и способ сообщения о нем соискателю (по телефону, электронной почте и др.).

Этап 5. Проверка информации о соискателе при приеме на работу в образовательное учреждение

Частично этот этап должен быть пройден до собеседования, поскольку при личной встрече легче получить ответы на возникшие вопросы. Как правило, такую работу выполняет HR-специалист. Как минимум он должен позвонить предыдущим работодателям и получить отзывы о профессиональных и деловых качествах соискателя.

Чтобы не перепугать особо мнительных соискателей, уточните по телефону, допускает ли соискатель возможность общения с предыдущими работодателями и коллегами. Очевидно, что многие соискатели скрывают процесс поиска работы до момента увольнения.

Не следует также пренебрегать информацией из открытых источников, в т. ч. сети Интернет.

Этап 6. Принятие решения о приеме на работу либо об отказе в приеме на работу в образовательное учреждение

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.Ч. 5, 6 ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации от  30.12.2001 №  197-ФЗ

Если принято решение о приеме соискателя на работу, HR-специалист должен сообщить ему об этом по телефону и письменно. Далее необходимо оговорить с ним все детали заключения трудового договора, порядок оформления, назвать перечень требуемых документов. При приеме на работуследует ознакомить нового работника с локальными нормативными актами.

В случае отказа соискателю действуйте в соответствии с профессиональной этикой и деловым этикетом. Обязательно объясните причину отказа, сделав акцент на объективных обстоятельствах. Будьте максимально доброжелательны, выразите свое сожаление соответствующими фразами, а в личном разговоре — интонацией.

Как организовать прием на работу в образовательное учреждениеРекомендации по поиску и подбору персонала

В заключение приведем практические рекомендации по поиску и приему на работу в образовательное учреждение.

Для замещения вакансий административно-управленческого персонала:

берегите и старайтесь удержать тех, кто есть;ищите среди своих, предоставляя возможности для карьерного роста внутри коллектива образовательной организации;посмотрите у коллег — даже небольшие перспективы изменения функционала, улучшения условий труда или просто смена коллектива позволят переманить к себе хорошего работника;обратитесь на открытый рынок труда, но помните при этом, что работники такого уровня чаще размещают вакансии на популярных сайтах по поиску работы в режиме ожидания, поэтому не ждите откликов на размещенные вами вакансии, а проявляйте инициативу сами.

Для замещения вакансий педагогического персонала:

размещайте объявления о приеме на работу в образовательное учреждение в открытых источниках: это могут быть как срочные вакансии, так и «перспективные» — на следующий учебный год или на период временного замещения работника; информируйте об открытых вакансиях методические (предметные) кафедры и объединения других образовательных организаций; сотрудничайте с педагогическими вузами, приглашайте на стажировку студентов с последующей перспективой приема на работу; публикуйте вакансии на сайтах департамента, управления образования, профсоюзных организаций.

С каждым соискателем на педагогическую должность перед приемом на работу в образовательное учреждение лучше провести три вида собеседования:
1) устное, по телефону;
2) письменное, по электронной почте;
3) очное, лично.

Общаясь по телефону, убедитесь в том, что голос педагога хорошо звучит, что он может четко сформулировать мысль, корректен в общении. В письме задайте вопросы по резюме. Чтобы проверить, насколько педагог владеет информационными технологиями, попросите его прислать статистику своей результативности по предмету за последние 3–5 лет в виде таблицы. Во время встречи постарайтесь определить его личные качества, в первую очередь — психологическую устойчивость, потенциальные возможности, текущие и перспективные интересы в дополнительном профессиональном образовании, саморазвитии.

Прежде чем принять окончательное решение о приеме на работу в образовательное учреждение, узнайте реальную результативность педагога, выраженную в успешности его учеников, оцените курсы и программы, выбранные им для повышения квалификации, проверьте информацию об аттестации.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Ч. 3 ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации от  30.12.2001 №  197-ФЗ

Вне зависимости от возраста необходимо оценить семейное положение педагога. Перспектива ухода в декретный отпуск, конечно, не может служить основанием для законного отказа в найме, но должна быть взвешена и принята как рисковая составляющая при выборе между равными кандидатами. Следует также учитывать, что успешные в личной жизни люди, как правило, успешны и в профессиональной деятельности, а наличие детей вообще можно рассматривать как индикатор стабильности и надежности соискателя.

При приеме на работу в образовательное учреждение педагога с иностранным дипломом, проверьте его в соответствии с требованиями законодательства.

Список международных договоров РФ о признании иностранных документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях направлен письмом МИД России от  19.06.2012 № 9333/дп. Письмом Рособрнадзора от  01.04.2014 №  01-52-574/06–1295 направлен перечень действующих международных договоров с участием России и Украины о взаимном признании. Действие данных договоров распространяется на документы государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях, выдаваемые на территориях государств — сторон договора, а также на документы государственного образца, выдаваемые учреждениями образования каждой из сторон, расположенными на территории других государств.

Для замещения вакансий младшего обслуживающего персонала:

ищите работников МОП среди жителей района (можно разместить объявления о приеме на работу в образовательное учреждение в местных газетах, сообщить об открытых вакансиях в близлежащие центры занятости, а также спросить у работников организации — возможно, такая работа подойдет кому-то из знакомых); сразу указывайте в объявлениях информацию о функционале, режиме работы и требуемых документах (например, о необходимости оформления медицинской книжки); прежде чем принять окончательное решение, покажите соискателю фактическое состояние мест уборки, опишите реальный объем работ, уточните, какие инструменты, материалы, специальные моющие средства будут ему необходимы. Будьте внимательны к кинетике тела, эмоциональным реакциям. Физически активные, адекватные люди выдают себя сразу грамотной речью, спокойным поведением: именно такие вам и нужны для приема на работу в образовательное учреждение.


1 HR (от англ. Human Resource — человеческие ресурсы) — термин, обозначающий специалистов, работающих в кадровой сфере.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль