Дискуссия как метод интерактивного обучения: «аквариум» и «вертушка»

364

Метод групповой дискуссии по технике «аквариум»

Разновидность дискуссии по технике «аквариум» применяется в учебном процессе и отражается в учебном плане для обсуждения спорных противоречивых вопросов. Дискуссия как метод интерактивного обучения направлена на формирование умения участников аргументировать, отстаивать позицию в диспутах и спорах. Метод групповой дискуссии позволяет участникам также рефлектировать свое поведение в процессе общения, развивать отношения на межличностном уровне, и постараться откорректировать образ действий.

Дискуссия как метод интерактивного обучения: «аквариум»

Метод групповой дискуссии подразумевает следующие этапы: ведущий предлагает проблему к обсуждению. Он делит группу на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Каждая микрогруппа обсуждает проблемы, определяет свою точку зрения на нее. От каждой микрогруппы выбирается представитель, который и будет отражать, отстаивать позицию группы перед другими участниками. Далее представители микрогрупп собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы всей своей маленькой подгруппы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимают позиции «аналитиков», оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительность и особенности стиля общения дискутирующих. При этом в данной ситуации метод групповой дискуссии запрещает вмешиваться в ход дискуссии. Но если их представителю необходима помощь, он может взять тайм-аут для общения со своей подгруппой, либо помощь ему можно оказывать с помощью листочков бумаги, на которых участники помогают какими-то тезисами своему представителю.

Анализ результатов метода групповой дискуссии «аквариум»

Анализ хода результатов дискуссии, как правило, проводится в несколько этапов. Сначала необходим анализ взаимодействия в аквариумной группе, и преподаватель просит ее участников оценить степень удовлетворенности тем, как проходило обсуждение, проанализировать причины удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем «аналитикам» представляется возможность оценить ход и результат дискуссии в «аквариуме», характер взаимодействия ее участников. Дискуссия как метод интерактивного обучения подразумевает, что педагог систематизирует выводы участников, подводит общий итог совместной деятельности.

Метод групповой дискуссии «вертушка»

Специфика дискуссии, построенной по технике «вертушка», в том, что учащиеся обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию. Дискуссия как метод интерактивного обучения обеспечивает максимальную активность и включенность каждого участника во все аспекты проблемы, формирование коммуникативных и организаторских умений и навыков. Ведущий проводит коллективный анализ результатов дискуссии, подводит ее итоги, отмечает всех участников, чьи выступления были наиболее интересные и содержательные.

Такая дискуссия как метод интерактивного обучения обеспечивает интенсивный разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым участником, расширяет сферу коммуникаций, позволяет обсудить проблему в разном составе ее участников.

Метод групповой дискуссии, построенной по технике «вертушка», имеет сложности, связанные с разработкой системы, маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Возможное упрощение сделать микрогруппы постоянными снижает эффективность такой дискуссии. При этом важнейший положительный момент такой дискуссии - взаимодействие участников в разных группах - остается нереализованным.

Сочетание разных видов дискуссии в педагогическом арсенале позволяет сделать процесс обучения интересным и насыщенным, дает возможность открыть новое в себе и в других участниках.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль