Мозговой штурм как метод обучения в школе: этапы проведения

289

Мозговой штурм в школе: организация

На первом этапе определяем проблему. Проблема должна быть четко сформулирована, должна иметь практическую и теоретическую значимость и, конечно же, в ней должна быть возможность многовариативных решений. Затем мы формируем группу, отбираем участников, руководитель поясняет задачи, важно, чтобы он обладал достаточной коммуникативной компетентностью и харизматичностью. Хорошо, если это группа от 4 до 10 человек. Если заранее известны предпочтительные роли участников в зависимости от проблемы, мы можем выбрать отдельно генераторов идей и отдельную группу аналитиков. Мозговой штурм как метод обучения в школе проводится с тем учетом, чтобы в каждой группе был секретарь, который бы фиксировал все возникающие идеи.

Мозговой штурм как метод обучения в школе: главное правило

Следующим пунктом организации мозгового штурма являются правила, которые позволят регламентировать действия и после определить команду, выигравшую конкурс ии тренинг. Некоторые исследователи говорят о том, что необходимо четко регламентировать метод мозгового штурма, когда процессом обсуждения и выработки универсальных учебных действий руководит ведущий, предоставляет слово от одного участника к другому. В этом кроется главная ошибка, мозговой штурм как метод обучения в школе не может быть регламентирован четкими высказываниями. Вспомните передачу «что? где? когда?»: там участники, перебивая друг друга, переходят бывает на крик. Но представьте себе, что было бы, если бы капитан команды передавал слово каждому участнику по очереди, -  тогда творческий процесс не сложился бы и не выдвигались бы такие интересные идеи. Мы должны помнить, что мозговой штурм как метод обучения в школе - не совещание, а если уж говорить о правилах, необходимо участникам еще раз напомнить, что самое главное - это отсутствие критики на этапе генерации идей. 

Разминка перед мозговым штурмом в школе            

Очень важно, для того чтобы обсуждение завелось, как и в спорте, нужна разминка. Необходима психологически выровнять участников, с этой целью выбирается простая тема, но требующая творческого решения, например, предложить нестандартный способ использования той же шариковой ручки. Мозговой штурм как метод обучения в школе предполагает разминку, которая должна занимать не более десяти минут, и ее цель -  освободиться от стереотипов, психологических барьеров, подготовиться к генерации идей. Важен быстрый темп работы, если участник по какой-то причине задерживается, то руководитель должен передать вопрос другому или сам ответить на него, не заострять внимания на долго.

Генерация идей – главный этап мозгового штурма в школе

После разминки переходим к основному этапу мозгового штурма - генерации идей. От этого этапа во многом и зависит весь мозговой штурм, здесь главное - количество идей, не делайте никаких ограничений, здесь дается полный запрет на критику, даже положительную, так как это отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Приветствуются все идеи, даже необычные, абсурдные. Организатор, педагог не вмешивается в работу группы, однако если нарушаются правила, например, идет критика, он должен напомнить о самом главном правиле мозгового штурма. Он может также простимулировать процесс генерирования идей, поощряя использования учениками разных способов: аналогии, объединение, разъединение… Наша задача - получить как можно больше идей и приветствуются самые безумные и бредовые или явно ошибочные идеи. Категорически запрещена критика, нежелательна даже в виде кривых ухмылок.  Нужно поддерживать и стимулировать творческий процесс, чтобы мозговой штурм как метод обучения в школе имел результат.

Мозговой штурм в школе: оценка выработанных идей

Следующий этап мозгового штурма - это группировка, отбор и оценка идей. Теперь нам из всего многообразия представленных идей необходимо отобрать самые многообещающие, самые перспективные, самые реальные и как-то развить их. Мозговой штурм как метод обучения в школе на данном этапе предполагает критику, которая наконец разрешена, но не огульная, в каждой идее необходимо попытаться найти конструктив. Именно этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и прийти к целям мозгового штурма. Методы анализа и оценки могут быть очень различными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько одинаково участники понимают критерии отбора и оценки идей. Критерии какие могут быть? Например, соответствует ли данная идея предпосылкам и удовлетворяет ли требованиям, возможно ли реализовать эту идею сразу или после короткого времени или длительного периода времени, возможно ли реализовать данную идею без возможных исследований, возможно ли применить данную идею в других или аналогичных ситуациях. На данном этапе основная роль принадлежит группе экспертов. Мы выбираем заранее как эксперта 1-го участника от каждой подгруппы, или мы заранее формируем экспертов в отдельную группу. Это уже зависит от специфики группы, специфики организации работы. На данном этапе время работы составляет около 15 -20 минут. В это время остальные участники должны отдохнуть, снять эмоциональное напряжение, потому что работа на этапе генерации идей мозгового штурма требует высокого интеллектуального напряжения. Можно здесь использовать какие-то психогимнастические упражнения, послушать музыку, снять напряжение.

Итоги и результаты мозгового штурма

После проведенного анализа эксперты сообщают результаты всем участникам. Они называют общее количество идей, знакомят с лучшими из них. По результатам обсуждения можем выделить победителя, чья группа выдвинула наиболее продуктивную идею, демонстрируя успешность мозгового штурма как метода обучения в школе. Принимается решение, возможно ли внедрение той или иной идеи в практику. Итоги работы подводит организатор, дает общую оценку работе, отмечает положительные нюансы, моменты появления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности. И конечно, как в любом методе интерактивного обучения, необходимо использовать рефлексию, когда участники должны проанализировать успешность, продуктивность мозгового штурма, а также ощущения, которые возникли в процессе мозгового штурма. Здесь очень важно подчеркнуть, что мозговой штурм как метод обучения в школе проводится не для получения конкретного мнения каждого из участников, задача штурма - это разделить процесс генерации идей от процесса их анализа, получение больше необычных, оригинальных идей.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль