Интерактивные формы обучения в школе и степени интерактивности

178

Применяемые сегодня в педагогике виды обучения в общеобразовательной школе имеют разную степень вовлеченности в групповую работу учащихся. Наиболее перспективными являются интерактивные формы обучения в школе, способствующие мотивации деятельности учащихся

Виды обучения в общеобразовательной школе: пассивное, активное и интерактивное

Интерактивные формы обучения в школе наилучшим образом раскрывает классификация исследователя Аркадия Борисовича Гудникова. Он выделяет три вида обучения: пассивное, активное и интерактивное. Данная систематизация построена на основании роли учащегося. Ясно прослеживается возрастание этой роли по мере перехода от пассивной к активной и интерактивной методике занятий.

Виды обучения в общеобразовательной школе: пассивное обучение

Пассивное обучение характеризуется тем, что в нем ученик выступает в роли объекта обучения. Он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем, причем именно преподаватель является единым источником знаний. Это традиционная классно-урочная система внедрения рабочей программы, традиционный урок, фронтальное занятие, традиционная лекция.

Возникает вопрос: актуально ли на сегодняшний день такое обучение? В большинстве случаев - нет, поскольку педагог лишь транслирует ранее полученную им информацию, а учащиеся только пассивно слушают. В данном случае мы видим затрату времени, затрату средств на встречу между учеником и педагогом, которые в принципе могли бы этого и не делать. Педагог мог бы просто отправить свою информацию (например, по электронной почте или выложить на сайт), чтобы учащиеся могли ознакомиться и не приезжать для личных встреч со своим наставником.

Однако совсем отрицать возможность такого обучения нельзя, заменяя его на интерактивные формы обучения в школе, поскольку оно бывает актуальным в случаях, если необходимо охватить сразу большое количество участников.  Еще одно оправдание, если педагог каждый раз совершает открытие, инсайт, дает неповторимую информацию или если такой преподаватель обладает выдающейся харизмой, у него большой опыт. Однако такое встречается нечасто и зачастую пассивное обучение ограничивается просто трансляцией знаний от единого источника учащимся. В таком случае обучение не отвечает современным требованиям, а интерактивные формы обучения в школе опережают его. 

Виды обучения в общеобразовательной школе: активное обучение

Следующий вид обучения - это активный, и в данном случае учащийся уже в большей степени становится субъектом обучения. Он может вступать в диалог с преподавателем, выполнять творческие задания. Отчасти тут тоже заметна однонаправленная передача информации, но появляется и обратная связь: вопросы от учащихся к преподавателям, вопросы преподавателя, творческое мышление. Устанавливается индивидуальный контакт учащегося с педагогом, но не с другими членами группы. Где можно увидеть такие методы? В основном - на семинарских занятиях, на разнообразных проблемных лекциях.

Интерактивные формы обучения в школе

Специфика интерактивного обучения в том, что преподаватель становится таким же участником, равноправным сотрудником совместного поиска. Интерактивные формы обучения в школе предполагают совместное обучение, то есть обучение в сотрудничестве. Все его участники при этом взаимодействуют друг с другом и обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделирует ситуации, оценивают действия коллег и собственное поведение. Учащиеся погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по разрешению проблем. В интерактивном обучении, как мы видим, все обучают каждого и каждый обучает всех. Есть такая известная поговорка: «в споре рождается истина». В данном случае, интерактивные формы обучения в школе подразумевают, что «во взаимодействии рождаются знания».

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль