Проектная деятельность учащихся в школе: опыт интегративного подхода

76

Актуальность проектной деятельности учащихся в начальной школе

Актуальность обращения к вопросу организации и сопровождения проектной деятельности учащихся в начальной школе и в целом в образовательной организации (далее — ОО) сегодня ни у кого не вызывает сомнения.

Во-первых, в основе федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) общего образования лежит системно-деятельностный подход, который, среди прочего, предполагает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Во-вторых, одним из условий обеспечения социальной деятельности становится взаимодействие социальных проектов с программами проектно-исследовательской деятельности и проектами других программ. В-третьих, участие в проектной деятельности учащихся в начальной школе позволяет учащимся сформировать конструктивное отношение к работе и впоследствии на уровне основного и среднего общего образования подготовиться к выбору и (или) профиля обучения, профессии в случае перехода в систему профессионального образования.

Конкурсное сопровождение проектной деятельности учащихся в начальной школе — один из факторов ее мотивации. Генерируя престиж интеллектуального труда, формируя у учащихся культуру самореализации, конкурсы стимулируют интерес учащихся к выполнению проектов. Даже не будучи ведущим условием эффективности проектно-исследовательской деятельности учащихся, конкурсы значительно сокращают объем педагогических издержек на их вовлечение в проекты и позволяют наполнить образовательную среду ОО необходимым для детей духом соперничества.

Не стоит доказывать, что лидерами конкурсного движения становятся те проекты, которые далеко выходят за рамки какого-то одного предмета и интегрируют знания и навыки учащихся по самым разным предметным областям. Это закономерно, поскольку проектная деятельность в школе — это любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющей план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.

При организации проектной деятельности учащихся в начальной школе неплохо ориентироваться на типологию проектов, которая апробирована и широко используется в педагогической практике (предложена Е. С. Полат, см. табл.).

Типология учебных проектов

Типологический признак

Виды проектов

Преобладающий вид деятельности

Информационный.
Исследовательский.
Творческий.
Социальный.
Прикладной.
Игровой.
Инновационный

Содержание предмета проектной деятельности

Монопредметный.
Метапредметный

Количество участников

Индивидуальный.
Групповой.
Коллективный

Длительность реализации проекта

Краткосрочные.
Многолетние

Наиболее востребованными в практике начальной школы являются информационные, творческие и социальные проекты.

Готовность к проектной деятельности учащихся в начальной школе достигается посредством ряда педагогических действий:

  • помощь учащимся в выборе темы проекта;
  • создание условий для освоения учащимися алгоритма действий по работе над проектом; ознакомление с образцом оформления проекта и представлении его результатов;
  • отработка с учащимися основных этапов проекта; разъяснение возможных вариантов продуктов проектной деятельности.

Поскольку в рамках ФГОС начального общего образования предусматривается взаимодействие всех участников образовательных отношений, важно провести подготовительную работу с родителями обучающихся.

Основная цель привлечения родителей к методу проектов в начальной школе — сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком. Роль родителей в данной деятельности очень важна, поскольку в силу своих возрастных особенностей обучающиеся далеко не сразу обнаруживают готовность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проекта и могут испытывать некоторые трудности в организационных, оформительских и технических вопросах. К тому же, совместный творческий процесс детей и родителей позволит нивелировать дефицит внутрисемейного общения. Участие родителей в проектной деятельности учащихся в начальной школе сводится к мотивационной, информационной, организационной, технической поддержке детей, а также сопровождению их самооценки в процессе проекта.

Привлекая родителей к поддержке проектной деятельности учащихся в начальной школе, важно внушить им, что не следует брать на себя работу над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Необходимо «позволить» ребенку выполнить проект самому. Функции опеки и контроля должны быть минимальными. В отличие от функций помощи в первичной рефлексии результатов проекта.

Внеурочные ресурсы проектной деятельности учащихся в начальной школе

В СОШ «Лучик» проектной деятельностью учащихся пронизана вся основная образовательная программа (далее — ООП): урочные проекты интегрированы в программу развития универсальных учебных действий (далее — УУД); в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся проводится конкурс проектных и исследовательских работ; в план внеурочной деятельности включен курс «Учебный проект».

В качестве примера интегрированного метапредметного проекта представим интегрированный проект «Русское подворье», выполненный учащимися 3-го (затем 4-го) класса в рамках уроков окружающего мира, изобразительного искусства и занятий художественного кружка.

Начало проекту «Русское подворье» было положено на уроках окружающего мира в процессе изучения раздела «Человек в обществе», темы «Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции». Уроки по этой теме изначально планировались как специально организуемые под цели и задачи программы формирования УУД. Также изначально планировалось представление проекта на внутришкольный конкурс проектных и исследовательских работ.

Идея проекта была «выведена» из проблемы незнания учащимися начальной школы слов, которые понемногу уходят из употребления. Причина известна — дети мало читают истинно русскую литературу с чистым, правильным языком, а социальные сети Интернета пестрят неправильными словами и конструкциями. Проанализировав список слов, которые вызвали у детей затруднения, пришли к пониманию, что они в большей степени имеют отношение к русскому быту. Так родилась идея — подготовить проект, позволяющий немного узнать о развитии русского образа жизни — понятий, обычаев, труда, быта, жилища, тем самым заложив основы формирования чувства любви каждого русского человека к своему государству, Родине.

На этапе подготовки проекта стало понятным, что он по содержанию и видам деятельности стал «выходить» за рамки предметной области «Окружающий мир»: стали использоваться ресурсы учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство»; ресурс внеурочной деятельности — художественный кружок, на котором осуществлялась работа с аппликацией, архитектурным конструированием, росписью и пр., а также родительский ресурс — при написании стихов, постановке фильма.

Интегрированный характер содержания проектной деятельности учащихся начальной школы позволил определить комплекс решаемых посредством проекта задач:

1.     Формирование основ гражданской идентичности личности, включая чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважение истории и культуры народов России.

2.     Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества: готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3.     Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма: формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

4.     Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

5.     Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Проект «Русское подворье» стал своеобразным путешествием в русскую старину, в глубины исконного русского языка, в словесную ткань быта русского народа. В ходе проекта удалось достичь многих результатов, требование к которым заложены ФГОС. Проект содействовал развитию творческих способностей учащихся, повышению мотивации и эффективности их учебно-познавательной практики. Реализация проекта на занятиях художественного кружка была наиболее продуктивной. Это и работа с информационным источниками (энциклопедиями, справочниками, ресурсами сети Интернет), и рисование на бумаге, и расписывание макетов предметов быта избы, и занятие аппликацией и архитектурным конструированием. Параллельно учащиеся изучали значения слов, сочиняли с ними стихи, учились элементам театрального искусства при озвучивании специально монтируемого фильма.

Участие родителей в реализации проектной деятельности учащихся в начальной школе

По ходу реализации проектной деятельности учащихся в начальной школе в него все активнее включались родители. Позже их отзывы помогли защитить проект на конкурсе. Фрагменты отдельных отзывов — лучшая иллюстрация работы учеников над проектом.

Главным итогом проекта стало погружение его участников в быт и обычаи русской старины. Ученикам открылось сердце России — русская деревня, где утро начинается с заливистой песни петуха, где избы стоят ровными улицами, а в проулке бегают босоногие дети, где солнце восходит на востоке, а садится на западе под трель соловья. И главным украшением деревни является крестьянское подворье с деревянной крестьянской избой.»

Методы педагогического обеспечения проектной деятельности учащихся в начальной школе

Вышеобозначенный эффект был обеспечен рядом методов:

  • методом творческого сотрудничества (совместный поиск оптимального решения);
  • методом наглядности (для более глубокого знакомства и изучения крестьянского быта была организована экскурсия в музей, просматривались презентации, слайды, видеофильмы);
  • методом конструирования (в контексте данной работы метод конструирования применялся как вид изобразительного творчества, который способствует развитию пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук, а также вырабатывает усидчивость, аккуратность и исполнительскую культуру).

В процессе реализации проектной деятельности учащихся в начальной школе удалось достичь многого. Дети изучили быт и культуру русского народа, особенности русских обрядов и обычаев; познакомились с историей русской избы; потренировались в способности самостоятельно добывать знания и применять приобретенные знания на практике; получили возможность развить навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами; научились применять информационно-коммуникационные технологии. Дух коллективного творчества немало стимулировал деятельность и педагогов, и учащихся. Продукты проекта получились неожиданно емкими, по-настоящему интегративными и «деятельностными» во всех смыслах слова. Обретенный опыт стал источником целого ряда организационно-педагогических мер, новых профессиональных планов и, конечно, новых идей для следующего конкурса.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Управление начальной школой» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль