Общение подростков со сверстниками и его особенности

393

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Как происходит общение подростков со сверстниками, вы можете почерпнуть из статьи далее.

Общение подростков со сверстниками: особенности в целом

Огромное значение межличностного общения объясняется его важнейшими функциями:

1.     Информационно-коммуникативная функция. Общение помогает людям передать друг другу разнообразную информацию, обменяться знаниями, мнениями, убеждениями; заявить о своих целях и интересах; усвоить практические навыки, умения, нравственные принципы. Осуществляется обмен информацией.

2.     Регуляционно-коммуникативная функция. В общении вырабатываются правила и мотивы поведения, цели, средства, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. В общении человек познает и переживает свою значимость.

3.     Эффективно-коммуникативная. Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и, в конечном счете, формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется деятельность.

В реальном общении все функции органически сливаются независимо от его формы.

Общение подростков со сверстниками играет важную роль в становлении личности, наиболее активное формирование которой происходит в подростковом возрасте. Для подростков и старших школьников общение со сверстниками в подростковом возрасте, отношения с товарищами находятся в центре жизни, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.

Возрастные особенности общения

В период адаптации первоклассников к школе общение со сверстниками, как правило, отступает у них на второй план перед обилием впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой сегодня за партой?». Наблюдения за первоклассниками показывают, что сначала дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе.

Постепенно в детской среде происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и освоение умения заводить друзей, что является одной из важных задач развития на возрастном этапе 8–11 лет. В младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность. У подростков и старшеклассников, наоборот, привлекательность занятий и интересов в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками в подростковом возрасте.

Общение подростков со сверстниками усиливается в 12-13-летнем возрасте. В этот период наиболее значимо групповое общение подростков со сверстниками, пик которого приходится на 13–14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в определении статуса подростка в глазах сверстников и его самоопределении. На следующем возрастном этапе центральным становится стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников (15–17 лет).

В общении подростков со сверстниками для них важно:

  • быть вместе со сверстниками;
  • ощущать себя членом компании — широкого круга участников;
  • занимать в компании удовлетворяющее положение;
  • встречаться с частой сменой ситуаций.

Мир сверстников так притягателен потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям. Сравнить и по-новому взглянуть на себя, оценить. Это очень важно! Оценка самого себя — необходимое условие развития личности. Раньше подростку давали оценку взрослые, теперь он учится оценивать себя сам.

Группы (компании) формируются главным образом на базе совместных развлечений. Человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностными.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте дает подростку возможность испытывать особое чувство — «мы». Деление на «мы» (сверстники, члены одной группы) и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для школьника очень большое значение, т. к. оно усиливает ощущение собственного «я» через чувство принадлежности к группе. Критика взрослых в адрес компании воспринимается подростком как ослабление их собственного «я».

Принадлежность к группе:

  • повышает уверенность молодых людей в себе и дает возможности для самоутверждения. Часто группа сверстников дает лишь иллюзию силы. Но если кто-то прибегает к этой иллюзии, значит, она ему необходима. Для некоторых определяющим является желание занять позицию лидера, для других — быть признанным, любимым товарищем, для третьих — непререкаемым авторитетом в каком-то деле. В любом случае, индивидуальное желание, связанное с положением в коллективе, является ведущим мотивом поведения обучающихся в средних и старших классах.
    Как показывает практика, именно неумение, невозможность добиться желаемого положения в кругу друзей чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков и старших школьников. Также юношеская общительность может быть эгоцентричной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний — выше интереса к чувствам и переживаниям другого.
  • удовлетворяет их потребность в свободном общении. Свободное общение со сверстниками в подростковом возрасте — не просто способ проведения досуга, а средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое.

Общение подростков со сверстниками характеризуется двумя чертами, противоположными по содержанию:

1. С одной стороны, границы общения значительно расширяются (по сравнению с детским возрастом). Это проявляется:

  • в увеличении времени, которое расходуется на контакты;
  • существенном увеличении социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников появляются знакомые из других школ, студенты, спортсмены, работающие, военнослужащие);
  • расширении географии общения (появляются друзья из соседних дворов, с других улиц и т. д.);
  • особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

2. С другой стороны, при общении подростков со сверстниками повышается уровень индивидуализации отношений. Появляется высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде.

Таким образом, в поиске общения со сверстниками подростки находят воплощение желания пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности реализовывается потребность во встречном понимании.

Общение со сверстниками у подростков не только расширяется, но и становится более глубоким. Это еще резче проявляется в случаях, когда подросток, живет как бы сам по себе, а родительская забота о нем сводится к тому, чтобы он был здоров, сыт, тепло одет, хорошо себя вел и учился. Этого мало ребенку любого возраста. Подростку — тем более. В такой ситуации ему не с кем поделиться своими трудностями, огорчениями, переживаниями и он ищет общения с товарищами.

Дружба и товарищество: типы общения подростков со сверстниками

Желание добиться признания со стороны сверстников приводит к тому, что подросток стремится соответствовать их требованиям, что, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие. Особенно на поведение влияют нормы, стихийно складывающиеся при общении сверстников в подростковом возрасте. В основе этих норм лежит представление о товарищеской солидарности, взаимовыручке.

В младших классах положение в коллективе зависит в основном от успеваемости, поведения и общественной активности, т. е. от того, как ребенок выполняет требования взрослых. В общении со сверстниками в подростковом возрасте наиболее важными являются другие достоинства:

  • качества товарища и друга;
  • сообразительность и знания (а не только успеваемость);
  • смелость;
  • умение владеть собой.

В разных классах (и группах подростков) существует своя иерархия по степени ценности этих достоинств, но одно из них всегда стоит на первом месте — товарищеские качества.

Чтобы снискать не просто популярность, а подлинное уважение и признание среди сверстников, необходимо прежде всего быть хорошим товарищем. В начале подросткового периода нередко происходят изменения в группе ранее популярных ребят:

  • исчезают прежние авторитеты и появляются новые;
  • наблюдается несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных подростков, т. к. у многих учителей существует тенденция создавать актив из хорошо успевающих и дисциплинированных обучающихся без учета их товарищеских качеств.

Наличие малоавторитетного для одноклассников актива — одна из важных причин трудностей в создании коллектива в классе.

Другая — сохранение у учителя авторитарного стиля руководства и воспитание у актива таких же способов общения с одноклассниками. Это абсолютно неприемлемо для общения сверстников в подростковом возрасте, которым важны уважение личности и человеческого достоинства.

Важнейшие нормы кодекса товарищества подростков:

  • уважение достоинства;
  • равенство;
  • верность;
  • помощь;
  • честность.

Поступки каждого по отношению к товарищу, группе, классу не остаются незамеченными в общении подростков со сверстниками и оцениваются как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам.

Наряду с развитием групповых товарищеских отношений подростковый возраст также характеризуется напряженным поиском дружбы как прочной и глубокой привязанности. Ведь отрочество — период наибольшего внутреннего смятения, неуверенности и потребности в одобрении со стороны сверстников. Дружба помогает избавиться от возрастных страхов, почувствовать себя сильнее, увереннее, спокойнее.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка, и выбирают в друзья тех, кто предоставляет возможность в какой-то период удовлетворить юношеские потребности, привлекает своими манерами и поступками. Товарищи являются образцами. Ребята активно воздействуют друг на друга. Поэтому взрослым, общаясь со школьниками 12–17 лет, нужно учитывать, что им для развития и формирования личности важны не только деловые взаимоотношения, но и личные отношения с близкими друзьями, товарищами.

Выбор друга очень важен, т. к. от него зависит удовлетворение внутренних потребностей подростка. Как правило, близкие друзья — ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде, при этом сходство поведения и оценок может быть и не велико. Близкие друзья сходны по умственному развитию, социальному поведению, успехам в учебе, умению соответствовать требованиям взрослых, степени активности в общественной жизни.

Глубинный смысл поиска дружбы в подростковом возрасте тесно связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя, свое место среди людей и в мире.

Понимание — это эмоциональное сочувствие, сопереживание, принятие взглядов («понимает с полуслова»).

Подростку нужны не столько рациональные советы, сколько понимание.

Друг в подростковом возрасте — не только доверенное лицо. Само его наличие помогает ощутить нужность кому-то, уверенность в себе и своих силах.

В дружбе подросток учится особым человеческим отношениям — глубоко интимным, доверительным, заботливым. Не пройдя эту «школу», он будет не готов к другим видам человеческой близости — любви, семейным привязанностям.

Чувство одиночества

Одиночество тягостно для подростка, старшеклассника. Если общение подростков со сверстниками не будут складываться, то он может начать искать друзей вне школы и своего двора. Скорее всего, товарищи найдутся. Вовсе не обязательно они окажутся плохими; и все-таки возможность отрицательного влияния велика: ведь когда подросток одинок, он становится неразборчив в выборе друзей, доволен тем, что его приняла хоть какая-то компания, которая становится для него значимой. Печальные последствия этого хорошо известны: увеличивается количество несовершеннолетних правонарушителей.

От подлинного одиночества следует также отличать «квазиодиночество» — чувство, которое переживают многие подростки. Оно носит, как правило, ситуативный характер и связано с тем, что взрослеющий человек начинает чувствовать себя непохожим на других.

Жаргон в общении подростков со сверстниками

В подростковом возрасте происходит наиболее интенсивное освоение жаргона. Подростковый жаргон — явление многослойное. Его основу образует совокупность слов и выражений, которые употребляются практически почти всеми ребятами молодежного возраста. Он включает в себя в основном три группы слов и выражений.

Жаргон — одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности.

1.     Ругательства, которые в ранней юности можно рассматривать как динамические формулы откровенной правды.

2.     Общеупотребительные слова и выражения, которым придается многозначная экспрессивная окраска. Это позволяет употреблять их в значительно большем числе случаев, чем это принято речевыми нормами (например, одно время словом «четко» подростки могли охарактеризовать поступок, вещь, эмоцию и т. д.).

3.     Общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение (например, всегда слово «конкретно» употреблялось при указании на что-то определенное, а в современном жаргоне оно возымело смысл «очень хорошо»).

Молодежный жаргон, выполняет важные коммуникативные функции:

  • выражает стремление к краткости — одним тем же словом передаются самые разные значения;
  • передает переживания, которые взрослые не знают или которым не придают значения, причем изобретенные слова зачастую не переводимы;
  • отражает одно из противоречий отроческой психики: повышенная эмоциональность, чувствительность и в то же время застенчивость, боязнь выдать свою слабость и, как следствие, сдержанность в выражении чувств. Отсюда ироничность молодежного жаргона, нарочитая грубость, заимствование слов из блатного лексикона, эмоциональная отстраненность.

Но самое главное, что эта словесная игра служит средством отделения «своих» oт «посторонних», укрепляет столь ценимую в подростковом возрасте групповую солидарность.

Рекомендации педагогам при рассмотрении общения со сверстниками в подростковом возрасте

Чтобы определить сферу интересов подростков и скорректировать направления воспитания можно:

1.     Попросить написать сочинения на темы: «Мое свободное время», «Современные молодежные организации».

2.     Провести классный час, на котором обучающиеся расскажут, как они понимают (и что для них значат) следующие качества: изобретательность, находчивость, отзывчивость, чуткость, внимательность, понимание, общительность, доброта, сила воли, стойкость, самообладание, терпение, упорство, настойчивость, честность, трудолюбие, искренность, порядочность, откровенность, справедливость, принципиальность, дружелюбие, сердечность, человечность, чуткость, внимание к людям, способность понимать людей, старательность, усердие, прилежание.

Педагогу следует дополнять рассуждения подростков примерами, пояснениями, комментариями, чтобы формировать у них правильное понимание важнейших качеств личности. Необходимо научить их развивать эти качества в себе и ценить в других людях.

Оценить общий уровень общительности подростка поможет следующий тест.

Тест «Оценка уровня общительности»

Инструкция: отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

Опросник

1.     Вам предстоит встреча со старыми знакомыми. Ее ожидание выбивает вас из колеи?

2.     Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией перед аудиторией слушателей?

3.     Вы откладываете визит к врачу до последнего момента?

4.     Вам предлагают поездку в незнакомый город. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой поездки?

5.     Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.     Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7.     Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.     Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9.     В столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Это так?

12. Будете ли вы участвовать арбитром в конфликтной ситуации, если участники — ваши хорошие знакомые?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав явно ошибочное высказывание по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду просьба помочь разобраться в том или ином учебном вопросе?

16. Вы охотнее излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка результатов:

  • «да» — 2 балла;
  • «иногда» — 1 балл;
  • «нет» — 0 баллов.

Полученные баллы суммируются.

Ключ к тесту:

30–32 балла — вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, т. к. сами страдаете от этого. Но и близким людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25–29 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Какое-либо поручение и необходимость новых контактов если и не ввергают в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и часто бываете недовольны собой. Но случается, что, будучи сильно увлечены, вы становитесь весьма общительны. Стоит только встряхнуться!

19–24 балла — вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Это недостатки над которыми нужно работать.

14–18 баллов — нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9–13 баллов — вы весьма общительны (порой даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что может вызывать раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда способны их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. Однако при желании вы в силах заставить себя не отступать.

4–8 баллов — «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел, любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать хандру. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине друзья и учителя относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этим.

3 балла и менее — ваша коммуникабельность носит болезненный характер: говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно становитесь причиной конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Не можете заниматься серьезным делом. Людям трудно с вами. Необходимо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник классного руководителя» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль