Школьные и домашние факторы риска для здоровья школьников

696

Здоровье детей представляет собой результирующеe влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т. е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. В то же время специалисты считают, что условия жизни ребенка в семье и в образовательной организации (далее — ОО), сформированность ценностного отношения к своему здоровью определяют до 40% позитивных и негативных влияний на состояние здоровья.

Неблагоприятные социальные и экологические условия как факторы риска для здоровья школьников

Безусловно, факторами риска для здоровья школьников оказывают существенное влияние неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков нарушает темпы познавательного развития, существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

Особо большое количество факторов риска для здоровья школьников существует в районах, отличающихся интенсивно развитой промышленностью. Среди детей особенно часто встречаются изменения опорно-двигательного аппарата (деформации скелета, нарушения осанки, плоскостопие, дефекты грудной клетки и др.), а также заболевания пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Страдает не только соматическое, но и психическое здоровье: возрастает частота задержек психоречевого развития, неврозов и невротических реакций.

Между психическим и соматическим здоровьем существует прямая взаимосвязь: раннее повреждение центральной нервной системы, т. е. нарушенное психическое здоровье у ребенка, является фактором риска для здоровья школьников, развития у них различных отклонений в функционировании всех систем организма и развития хронической патологии. И наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья. Разумеется, экологические и социальные факторы риска для здоровья школьников оказывают отрицательное влияние на здоровье детей, но исключить их влияние система образования не в силах. Однако снижение негативного влияния части этих факторов, например организация рационального питания в школе, позволяет скорректировать дефицит питания, связанный с неблагоприятным социальным и экономическим положением семьи.

Факторы риска для здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе

По мнению специалистов, 20–40% негативных влияний, являющихся факторами риска для здоровья школьников, связаны со школой, с некомфортными условиями процесса обучения.

Комфортными условиями учебно-воспитательного процесса являются прежде всего те, которые максимально эффективно влияют не только на интеллектуальное, личностное и социальное развитие ребенка, но и на физическое и психическое здоровье, минимизируя факторы риска для здоровья школьников.

Сейчас условия далеко не идеальны, что убедительно доказывают данные Института возрастной физиологии РАО (далее — ИВФ РАО): в школу приходит около 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого года обучения их число увеличивается до 60–70%. За 8–9 месяцев гигиенические, социальные и экологические факторы риска для здоровья школьников существенно не меняются, но состояние психического здоровья резко ухудшается, что свидетельствует о негативном влиянии, которое оказывает именно ОО.

Многолетние исследования ИВФ РАО позволили выявить школьные факторы риска для здоровья школьников, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу школьных факторов риска для здоровья школьников относятся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий).
  2. Интенсификация учебного процесса.
  3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  4. Нерациональная организация учебной деятельности (в т. ч.физкультурно-оздоровительной работы).
  5. Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Сила влияния школьных факторов риска для здоровья школьников определяется тем, что они действуют:

  • комплексно и системно;
  • длительно и непрерывно (в течение 10–11 лет).

Негативные влияния школьных факторов риска для здоровья школьников приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, когда он наиболее чувствителен к любым неблагоприятным воздействиям. Опасность составляет и то, что они проявляются не сразу, а накапливаются в течение нескольких лет. К сожалению, микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимания педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Рассмотрим, как проявляются факторы риска для здоровья школьников.

Нерациональная организация учебного процесса

Нерациональная организация учебного процесса является сильным фактором риска для здоровья школьников. Она вызывает сильное функциональное напряжение всех систем организма, в т. ч.сердечно-сосудистой, дыхания, эндокринной системы. Длительное напряжение снижает сопротивляемость организма, создает условия для обострения хронических заболеваний и частых острых респираторных вирусных инфекций.

Неадекватные требования и психологические стрессы

Неадекватные требования и психологические стрессы являются фактором риска для здоровья школьников в психическом плане. Их длительное воздействие ведет к возникновению психосоматических расстройств.

Факторами риска для здоровья школьников в школьной жизни являются: жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и образовательной организацией, при которых страдающая сторона — ребенок.

Специальные исследования ИВФ РАО показывают, что микрострессы (которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) действуют практически ежеминутно, поэтому их необходимо рассматривать как факторы риска для здоровья школьников. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. А реплики «Ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ребенку), «Ну что это за почерк», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы» (ребенку с расстройством психического здоровья или леворукому) обычны и типичны. В такой системе «педагогических пощечин» педагоги (и родители) не видят «ничего особенного», т. к. и на более серьезные конфликты взрослые порой не обращают внимания.

Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности — еще один источник стресса, являющегося фактором риска для здоровья школьников. Этот страх усиливается не столько от реальной несостоятельности ребенка, сколько от осознания того, что избежать конфликтной ситуации, избавиться от нее нет никакой возможности. Результаты исследований факторов риска для здоровья школьников свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5–2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным учителем (при прочих равных условиях обучения).

Однако ведущим стрессорным фактором, который считается одним из факторов риска для здоровья школьников в ОО является ограничение времени в процессе деятельности. Физиологам хорошо известен негативный эффект ограничения времени в процессе любой деятельности. А ведь именно в таком состоянии постоянного «цейтнота» школьник живет в течение 10–11 лет обучения.

Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых и т. п. Оно может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Например, в практике современной школы успешность обучения часто определяется не качественными, а количественными (скоростными) показателями деятельности. Это прежде всего относится к скоростным характеристикам письма и чтения в начальной школе. Данные психофизиологических исследований процессов формирования навыков письма и чтения, проводимых в течение многих лет в ИВФ РАО, показали, что несвоевременное форсирование темпа письма и чтения не только не способствует формированию этих базисных навыков, а, наоборот, тормозит процесс и нарушает его психофизиологическую структуру. Использование в качестве критерия успешности формирования навыка чтения скоростных характеристик, превышающих 80–90 слов в минуту, противоречит психофизиологическим закономерностям восприятия информации. Часть информации ребенком при этом просто не усваивается. Кроме того, артикуляционные движения, производимые со столь высокой скоростью, ведут к значительному мышечному напряжению и утомлению, а для некоторых детей просто невыполнимы. Однако в ОО продолжается «испытание секундомером», приводящее к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и к тяжелейшим психическим расстройствам. Исключение этих факторов риска для здоровья школьников требует не только изменения положения ребенка в школе и, возможно, законодательной защиты его прав и здоровья, но и серьезного изменения профессиональной подготовки педагогов.

Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором риска для здоровья школьников. Она предопределяет ухудшение состояния психического и физического здоровья детей.

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям обучающихся, как факторы риска для здоровья школьников

Вторым по значимости фактором риска для здоровья школьников, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка. Ярким примером может служить использующаяся в начальной школе методика обучения безотрывному письму, которую можно смело называть фактором риска для здоровья школьников. Эта методика не учитывает ни функциональную незрелость мышц, ни незаконченные процессы формирования костей кисти и фаланг пальцев, ни несовершенство нервно-мышечной регуляции графических движений. Она нарушает психофизиологическую структуру письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений, искусственно (из-за задержки дыхания) создает гипоксию и т. п. Результат такого несоответствия — не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, возникающий комплекс школьных проблем, повышение тревожности, а нередко — неврозоподобные и невротические расстройства.

Особенно остро проблема адекватности педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма детей стоит в начале обучения (при поступлении в первый класс), когда факторы риска для здоровья школьников оказывают особое физическое и психическое воздействие на учеников.

По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований ИВФ РАО, к началу обучения в ОО у подавляющего большинства детей 6–7 лет еще не сформированы школьно-значимые функции. От 60 до 90% детей имеют возрастную несформированность таких важнейших познавательных функций, как организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции (зрительно-моторные, слухомоторные координации). Данные функции являются основой формирования базисных учебных навыков — письма, чтения, счета.

Нейрофизиологические исследования позволили понять механизмы несформированности ведущих познавательных функций. Это прежде всего функциональная незрелость коры и регуляторных структур мозга. Причем у детей с трудностями обучения такая незрелость сохраняется на протяжении первых трех лет обучения в школе. Именно незрелость коры и регуляторных структур мозга определяет низкую эффективность организации и реализации всех познавательных процессов, не позволяя ребенку успешно учиться. Однако функциональная незрелость, несформированность школьно-значимых функций у детей 6–7 лет не означают неспособности к обучению. При правильно организованной, адекватной системе обучения, требований и методик само обучение способствует развитию этих функций, а при неадекватной — тормозит его. К сожалению, особенности функционального развития детей, поступающих в школу, практически не учитываются, что также относится к факторам риска для здоровья школьников. Итогом этой проблемы могут являться перенапряжение, стресс и нарушение здоровья.

Нельзя сказать, что школа не ищет выхода из создавшейся ситуации. Один из вариантов — дошкольное обучение. Подчеркнем — именно обучение, а не подготовка к школе. Обучение письму, чтению, математике проводится фактически по упрощенной программе первого класса.

Наши исследования, проводимые в течение последних пяти лет, не позволяют положительно оценить опыт раннего систематического обучения с точки зрения исключения факторов риска для здоровья школьников. Оно связано с выраженным функциональным напряжением, снижением адаптивных возможностей организма детей, нарушением структуры интеллектуального развития, торможением развития зрительно-моторных координаций и другими негативными явлениями. Форсирование обучения письму и чтению формирует неэффективную технику письма и чтения, нарушает психофизиологическую структуру этих процессов, что неизбежно приводит к серьезным школьным трудностям и, как следствие, является одним из факторов риска для здоровья школьников.

Более эффективным вариантом работы с детьми при подготовке к школе (в дошкольных учреждениях, при школах и ППМС-центрах) могли бы быть группы, работающие с детьми по индивидуальным адаптивным программам развития. Эти программы должны разрабатываться для каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей.

Однако создание и разработка индивидуальных адаптивных программ — чрезвычайно сложная задача, к которой современный воспитатель, педагог и педагог-психолог недостаточно подготовлены, поэтому пока исключить такие факторы риска для здоровья школьников, как несовершенство образовательных программ, не получается.

Интенсификация учебного процесса и факторы риска для здоровья школьников связанные с ней

Еще одна проблема, которая входит в перечень факторов риска для здоровья школьников — интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый — наиболее явный (открытый) — увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.).

Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным ИВФ РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических и медицинских классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2–6,7 часа в день, в основной школе 7,2–8,3 часа в день и в средней школе 8,6–9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день обучающегося составляет 9–10 часов в начальной, 10–12 — в основной и 13–15 часов в средней школе. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у детей чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость организма. Среди обучающихся этих школ в 1,2–2 раза больше, чем в массовой школе, детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, патологией органов зрения, хронической патологией.

Есть второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. В начальной школе резко сократилось количество часов на образовательные области филология и математика. Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционными, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой образовательной области за последние 50 лет не уменьшились. Поэтому резкое сокращение количества учебных часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса, утомлению и переутомлению.

Ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. Важно, что напряжение, утомление и здоровье — взаимосвязанные процессы. Действительно, микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, замаскирована, а такие его проявления, как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности, часто принимаются за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают «идеальные» условия для развития нервно-психических заболеваний.

Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учесть индивидуальные особенности ребенка оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Число таких детей за годы обучения неуклонно растет. По данным ИВФ РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 — психоневрологических отклонений, в 3 — патологий органов пищеварения,  т. е.  уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья углубляются, усиливаются, становятся хроническими и комплексными. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Нерациональная организация учебного процесса

С интенсификацией учебного процесса тесно связана нерациональная организация учебного процесса. Исследования ИВФ РАО показывают, что школьники всех классов недосыпают 1,5–2,0 часа в 80–90% случаев, а сокращение ночного сна отрицательно сказывается на функциональном состоянии их организма. Средняя продолжительность прогулок на воздухе обычно не бывает более 15–30 мин.

Какое-то время ребенок может выдержать и такую напряженную жизнь, а потом чем-то жертвует — здоровьем или школой («стал лениться», «не хочет учиться», «не старается»). Третьего, как показывает практика, не дано. К сожалению, рациональной организации учебного процесса и общего режима дня уделяется недостаточно внимания, несмотря на то, что эти компоненты здоровьесберегающей деятельности имеют большой резерв.

Важно отметить, что в организации учебного процесса в ОО нет мелочей, все значимо — мебель, освещенность, продолжительность перемен, использование технических средств и многое другое, что в определенной мере регламентировано СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», но еще не реализовано во многих школах России.

В настоящее время не отлажены варианты рациональной организации уроков с включением работы за компьютером.

Характерная нерациональная организация урока — это урок, в течение которого 4–5 раз изменяется вид деятельности (что затрудняет переключение и фактически лишает ребенка периода оптимальной работоспособности).

Одним вариантом, нарушающим закономерности динамики работоспособности, является сокращение перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3-го урока, концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день и т. п.

Функциональная неграмотность педагогов в вопросах здоровья

Еще одним фактором риска является функциональная неграмотность педагогов в вопросах сохранения здоровья, формирования культуры здоровья и ценности здоровья. Педагог может блестяще владеть своим предметом, но не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, возможности.

Анализ вариантов организации здоровьесберегающей деятельности показывает, что эта работа довольно часто ведется безграмотно, а порой и небезопасно. Это не вина учителя — система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровьесохраняющий учебный процесс. Именно поэтому комплексная школьная программа здорового и безопасного образа жизни должна предусматривать не только образовательную часть, направленную на формирование культуры здоровья, но и создание в ОО здоровьесберегающей среды, минимизирующей или исключающей влияние ШФР.

Можно ли полностью исключить или минимизировать негативное влияние школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей? Несомненно, да, но необходим комплекс мер по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и здоровьесохраняющей организации учебного процесса.

Возможно, идущая сейчас реформа школы, программ и учебников создадут условия для изменения ситуации. Важно обратить внимание не только на содержание программ, но и на методику преподавания. Проблема эта не нова — более 100 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Всякое учебное заведение жалуется теперь на множество предметов учения и, действительно, их слишком много, если принять в расчет их педагогическую обработку и методу преподавания; но их слишком мало, если смотреть на непрестанно разрастающуюся массу сведений человечества».

Итак, ключевая проблема — «педагогическая обработка и метода преподавания», т. е. проблема не только «чему учить», но и «как учить». Причем вопрос «как учить» относится не только к предметным областям, но и новым программам формирования здорового и безопасного образа жизни и ценности здоровья, формирования метапредметных умений, личностного развития и т. п.

Конфликты с педагогами и сверстниками не только являются самостоятельными негативными психологическими факторами риска, вызывающими серьезные нарушения физического и психического здоровья, но и факторами, усиливающими ШФР.

К сожалению, психолого-педагогическая помощь в ОО при трудностях в обучении недостаточно скоординирована, усилия педагога, психолога и родителей не системны, а нередко каждый из них решает задачу так, как считает нужным сам.

Факторы семейного риска:

  • проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.;
  • неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки (физические, эмоциональные);
  • неэффективное взаимодействие в педагогами;
  • нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность);
  • антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм);
  • конфликты между родителями;
  • низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей;
  • ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т. п.);
  • неэффективное взаимодействие родителей с педагогами;
  • отсутствие системы широкого просвещения.

Неэффективное взаимодействие педагогов и родителей

Проблемы детско-родительских отношений, если они не переходят грань уголовно наказуемых деяний, редко становятся объектом внимания и обсуждения. Как правило, грубость, унижение, речевые атаки, неадекватные требования и наказания родителями детей за неудачи в учебе — обычная ситуация и не воспринимается педагогом и психологом как фактор негативного влияния на психическое и физическое здоровье ребенка. Больше того, считается, что в семейные ситуации не стоит вмешиваться, т. к. это «дело родителей». Однако важно понимать, что факторы семейного риска оказывают негативное влияние не только на физическое и психическое здоровье, но разрушают познавательное развитие, снижая возможности внимания, восприятия, памяти, мышления. Это значит, что они могут стать причиной комплексных школьных проблем, углубить и осложнить их.

Неэффективное взаимодействие педагогов и родителей — тот фактор семейного риска, который отмечают более 80% и родителей, и педагогов, считая его непреодолимой ситуацией. Как показали наши исследования и специальные тренинги, для педагогов и родителей подобные ситуации почти всегда развиваются по одному сценарию:

  1. Сложность первого контакта (причины могут быть разными).
  2. Неудовлетворенность, недопонимание и недовольство этим.
  3. Негативный настрой, настороженность, напряжение на последующих встречах.
  4. Недоверие, непонимание и обиды (с обеих сторон).
  5. Упреки, высказывание недовольства, претензий (конфликтная ситуация).
  6. Усугубление конфликта.

Причем ни педагог, ни родители не только не готовы и не умеют разрешать конфликты, но, как оказалось, в большинстве своем не имеют навыков эффективного взаимодействия. Что еще раз доказывает, как важно знание и понимание всех этих проблем и путей их решения в рамках комплексной здоровьесберегающей деятельности ОО.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник классного руководителя» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль