Инклюзивное образование детей с ОВЗ: нет дискриминации!

280

В октябре 2012 ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. В Конвенции сказано о том, что любой человек имеет право на образование в течение всей жизни без дискриминации по состоянию здоровья. Несмотря на то, что дискриминация в школах присутствует, каждому ребенку должны быть обеспечены условия для обучения и развития с теми возможностями здоровья, которые ему предоставила жизнь.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ строится на основе санитарных, социально-средовых условий, созданных для того, чтобы потенциал человека с ОВЗ был раскрыт, а потребности удовлетворены.

Социальная инклюзия и дискриминация в школах

В первую очередь важно изменение в лучшую сторону системы общего образования, готовой учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, гарантируя инклюзивное образование детей с ОВЗ, вне зависимости от его каких-то специфических черт, потому что такие черты есть практически у каждого из нас.

Есть признаки, связанные с социальным статусом или с другим языком, иными культурными и этническим различиями – все будет являться социальной инклюзией, и это необходимо учитывать в программах образования.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ: медицинская модель

Рассмотрим подробнее медицинскую модель инклюзии. Здесь нужно понимать, кого мы можем отнести к группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья? Как понять, что у ребенка есть ограничения по здоровью?

В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» дана следующая формулировка: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, которое имеет недостатки в физическом и психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), и препятствующие получению образования без создания специальных условий». О чем здесь идет речь? С образовательной точки зрения мы не всегда можем говорить о ребенке как о человеке с ограниченными возможностями здоровья, которым он для нас станет, когда пройдет ПМПК и ему будут даны рекомендации о том, что он нуждается в создании специальных условий и инклюзивном образовании детей с ОВЗ.

Кто такие дети-инвалиды? В Конвенции этот термин закреплен официально: «дети-инвалиды – это дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы». Получается так, что семья такого ребенка может столкнуться с инвалидностью именно по причине того,  что у ребенка есть ограничения в этих сферах жизнедеятельности и становится понятно, что для того, чтобы иметь определенные возможности социальной поддержки ребенка, он будет нуждаться в проведении  экспертного обследования медико-социальной экспертизы, по результатам которого для ребенка-инвалида разрабатывается очень важный документ, который называется «индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида» и предполагает инклюзивное образование детей с ОВЗ и инвалидностью.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ и инвалидностью: индивидуальная программа реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, а также трудовое воспитание детей с ОВЗ имеет серьезный правовой статус для обеспечения условий жизнедеятельности в разных сферах, исключая дискриминацию в школах и других образовательных учреждениях. Она является обязательной для исполнения всем органам государственной власти, всем организациям, учреждениям вне зависимости от ведомственной принадлежности, для того чтобы реабилитационные мероприятия для ребенка были выполнены.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ: организация образовательного процесса

Для действенной организации образовательного процесса в общеобразовательной организации был принят достаточно большой перечень нормативно-правовых актов. Их важно знать руководителям, специалистам и педагогам общеобразовательных организаций. Эти документы регламентирует:

  • деятельность ПМДК;
  • порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного, начального, общего образования;
  • оценка результатов обучения, порядок проведения ГИА и определения итоговой формы аттестации;
  • документ об образовании для категорий обучающихся, которые имеют нарушение интеллектуальной сферы.

Все эти документы в результате грамотного и эффективного построения образовательного процесса, не смотря на ограничения возможности здоровья и различных форм умственной отсталости, без потенциальной дискриминации в школах позволяют молодым людям получить документ, в котором указано, какой объем знаний ими был освоен, какие умения и навыки были приобретены, что в дальнейшем им дает право на получение профессионального образования.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль