Возможности гетерогенной группы в решении личностных проблем подростков

129
Возможности гетерогенной группы в решении личностных проблем подростков

Современные подростки все чаще сталкиваются с ситуациями, связанными с адаптацией в новом коллективе, проблемами взаимоотношений, проявлением умения самоутвердиться и требующими адекватных реакций, а также социально-психологической компетентности.

Социально-психологическая компетентность – система знаний (о социальной действительности, о себе) и умений. Адекватное поведение в ситуациях, когда надо «отстоять свое право», «завязать отношения», «завоевать симпатии» и др., по мнению большинства специалистов, не передается по наследству, однако может быть освоено за сравнительно недолгое время в ходе участия в личностно-ориентированном тренинге. Он дает возможность организовать непрерывный процесс саморазвития, самокоррекции и самосовершенствования личности.

Тренинговая работа по формированию у учащихся социально-психологической компетентности – творческий процесс, разносторонне воздействующий на личность. В последние годы к проблеме развития тренинговых программ, которая еще недавно привлекала большое внимание педагогов-психологов и педагогов, снизился профессиональный интерес. Тем не менее, тренинг как форма активного социального обучения представляет собой постоянно адаптирующийся к социальной среде модуль с широкими возможностями усовершенствования.

Личностно-ориентированный тренинг представляет собой соединение ролевой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии. Данная психотехнология качественно отличается от традиционных методов обучения (лекции, семинара и т. п.) и заключается в следующих принципах работы участников тренинга:

  • творческой активности;

  • объективации поведения (наличие обратной связи);

  • оптимизации познавательных процессов в условиях общения;

  • партнерского общения.

Созданию благоприятных условий для работы группы способствует положительная эмоциональная атмосфера, снижающая психическую напряженность. К основным правилам работы относятся:

  • активность;

  • обсуждение того, что происходит здесь и сейчас;

  • выявление положительных качеств личности каждого участника;

  • искренность и доверие;

  • недопустимость непосредственных оценок участников;

  • конфиденциальность.

Главная цель личностно-ориентированного тренинга – повышение уверенности участников в себе. Он направлен на решение следующих задач:

  1. Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т. д.).

  2. Укрепить чувство собственного достоинства.

  3. Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.

  4. Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

В ходе работы применяются следующие методы и психотехники, способствующие достижению цели и решению поставленных задач:

  • игры, развивающие вербальную и невербальную активность;

  • тематические обсуждения и дискуссии;

  • задания, способствующие стабилизации повышению самооценки;

  • различные виды драматизации и ролевых игр;

  • выход в город для выполнения заданий с социальным взаимодействием.

Отсутствие умения полноценно общаться может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что само по себе затрудняет их социализацию и личностное развитие. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой. Многие страдают от одиночества. У них чаще наблюдается душевные расстройства и случаи противоправного поведения. Они, как правило, хуже учатся, в то время как ровесники с позитивными установками учатся лучше. Подростковый возраст – это период личностного самоутверждения, и подобные тренинги уверенности в себе могут облегчить закрепление этого новообразования.

О преимуществах гетерогенной группы и о применении на практике ведения гетерогенных тренинговых групп читайте в полной версии статьи в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» - № 11, 2015 Подписаться на журнал >>



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль