Возможности гетерогенной группы в решении личностных проблем подростков

126
Возможности гетерогенной группы в решении личностных проблем подростков

Современные подростки все чаще сталкиваются с ситуациями, связанными с адаптацией в новом коллективе, проблемами взаимоотношений, проявлением умения самоутвердиться и требующими адекватных реакций, а также социально-психологической компетентности.

Социально-психологическая компетентность – система знаний (о социальной действительности, о себе) и умений. Адекватное поведение в ситуациях, когда надо «отстоять свое право», «завязать отношения», «завоевать симпатии» и др., по мнению большинства специалистов, не передается по наследству, однако может быть освоено за сравнительно недолгое время в ходе участия в личностно-ориентированном тренинге. Он дает возможность организовать непрерывный процесс саморазвития, самокоррекции и самосовершенствования личности.

Тренинговая работа по формированию у учащихся социально-психологической компетентности – творческий процесс, разносторонне воздействующий на личность. В последние годы к проблеме развития тренинговых программ, которая еще недавно привлекала большое внимание педагогов-психологов и педагогов, снизился профессиональный интерес. Тем не менее, тренинг как форма активного социального обучения представляет собой постоянно адаптирующийся к социальной среде модуль с широкими возможностями усовершенствования.

Личностно-ориентированный тренинг представляет собой соединение ролевой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии. Данная психотехнология качественно отличается от традиционных методов обучения (лекции, семинара и т. п.) и заключается в следующих принципах работы участников тренинга:

  • творческой активности;

  • объективации поведения (наличие обратной связи);

  • оптимизации познавательных процессов в условиях общения;

  • партнерского общения.

Созданию благоприятных условий для работы группы способствует положительная эмоциональная атмосфера, снижающая психическую напряженность. К основным правилам работы относятся:

  • активность;

  • обсуждение того, что происходит здесь и сейчас;

  • выявление положительных качеств личности каждого участника;

  • искренность и доверие;

  • недопустимость непосредственных оценок участников;

  • конфиденциальность.

Главная цель личностно-ориентированного тренинга – повышение уверенности участников в себе. Он направлен на решение следующих задач:

  1. Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т. д.).

  2. Укрепить чувство собственного достоинства.

  3. Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.

  4. Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

В ходе работы применяются следующие методы и психотехники, способствующие достижению цели и решению поставленных задач:

  • игры, развивающие вербальную и невербальную активность;

  • тематические обсуждения и дискуссии;

  • задания, способствующие стабилизации повышению самооценки;

  • различные виды драматизации и ролевых игр;

  • выход в город для выполнения заданий с социальным взаимодействием.

Отсутствие умения полноценно общаться может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что само по себе затрудняет их социализацию и личностное развитие. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой. Многие страдают от одиночества. У них чаще наблюдается душевные расстройства и случаи противоправного поведения. Они, как правило, хуже учатся, в то время как ровесники с позитивными установками учатся лучше. Подростковый возраст – это период личностного самоутверждения, и подобные тренинги уверенности в себе могут облегчить закрепление этого новообразования.

О преимуществах гетерогенной группы и о применении на практике ведения гетерогенных тренинговых групп читайте в полной версии статьи в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» - № 11, 2015 Подписаться на журнал >>



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль