Возможности образовательного процесса в развитии нравственных ориентаций подростков

373
Возможности образовательного процесса в развитии нравственных ориентаций подростков

Нравственные ориентации являются составной частью системы отношений личности, определяющей общий подход человека к миру и придающей смысл и направление личностным позициям и поступкам. Они, с одной стороны, детерминированы факторами среды и воспитания, с другой – индивидуальностью и уровнем психического развития личности.

Нравственная ориентация как вид ценностных ориентаций – духовное образование, социально-психологический феномен, являющийся результатом отражения в сознании человека общественных воздействий, их индивидуальной интерпретации, точки зрения, морали как формы общественного сознания и способа духовнопрактического освоения действительности. Этот результат интернализации личностью нравственных ценностей выражает ее позицию к другому человеку, себе, социальным и межличностным взаимосвязям, окружающим объектам, выступающим в виде превращенных общественных отношений.

Она носит максимально обобщенный и достаточно устойчивый характер, оказывает влияние на все формы проявления сознания, простраивание собственного образа, включает особенности социальной установки в виде предрасположенности к определенной направленности деятельности, содержит в себе момент выбора поведения, стимулирует глубокие эмоциональные переживания человека. Нравственное становление представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации. Анализ педагогической литературы, материалов научно-практических конференций, посвященных проблемам духовно-нравственного развития детей и подростков, позволяет сделать выводы о том, что степень значимости нравственных ориентаций школьников в нравственном становлении достаточно велика.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями". Таким образом, духовно-нравственное развитие в школе есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для школы.

Существующий педагогический подход к воспитанию нравственных ориентаций в большей степени ориентирован на воспитание посредством оценки обобщенных примеров. Несмотря на всю ценность такого подхода, он явно недостаточен, поскольку практически не учитывает конкретные представления о добре и зле, субъективный нравственный опыт детей.

Духовно-нравственное становление личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа должна сотрудничать с его родителями. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы образовательная организация (далее – ОО) была не только местом, где учат, но и "социальной семьей" ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для полноценного нравственного становления личности.

Для преодоления негативных влияний постперестроечного времени, в результате которых произошли изменения в нравственных ориентациях молодого поколения россиян, к которому относятся родители нынешних школьников, необходима разработка новой модели воспитания.

Воспитательная работа школы должна быть направлена:

  • на обогащение эмоционального мира обучающихся нравственными переживаниями и формирование нравственных ценностей и ориентаций;
  • вооружение обучающихся знаниями о нравственности, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности нравственных норм;
  • привитие культуры, формирование навыков и привычек нравственного поведения;
  • систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения обучающихся путем организации их практической деятельности;
  • развитие нравственных качеств личности: ответственности за свои решения, действия и поступки, терпимости по отношению к ближайшему окружению, близким людям, способности к совершению хороших поступков и сохранению собственного достоинства в трудных ситуациях, умению жить в ладу с другими народами и культурами, терпимости в общении.

В полной версии статьи читайте:

  • Примеры методик изучения нравственных ориентаций.
  • Шкала самых ценных качеств человека.
  • Диагностика знания и понимания обучающимися нравственных понятий.
  • Исследование нравственных ориентаций.
  • Результаты проведенных исследований.

А так же:

  • Возможности ОО в развитии нравственных ориентаций.
  • Дискуссия, как возможность развития нравственных ориентаций.

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Возможности образовательного процесса в развитии нравственных ориентаций подростков" полностью вы можете в журнале "Справочник классного руководителя" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль