Обеспечение физической доступности образовательной организации для лиц с ОВЗ

634
Обеспечение физической доступности образовательной организации для лиц с ОВЗ
Леонтьева Елена Геннадьевна
Эксперт по доступной для маломобильных граждан архитектурной среде и универсальному дизайну

Одно из условий развития инклюзивного образования и воспитания – создание доступной среды в школе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Такая среда формируется как в ходе строительства новых зданий, так и при реконструкции уже существующих.

Создание доступной среды при строительстве

Итогом реализации государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011–2015 гг. стало увеличение количества школ и детских садов, в которых созданы необходимые условия для лиц с ОВЗ. Однако удельный вес доступных учреждений пока невысок.

Проще и дешевле создавать доступную среду при строительстве новых зданий.

До недавнего времени основным документом для проектировщиков и строителей любых зданий общественного назначения, в том числе образовательных организаций, были строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73. Однако с 1 июля 2015 г. вступил в действие Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее – Перечень), утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521.

Согласно Перечню основным обязательным документом стал СП 59.13330.2012 – свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605.

Необходимо подчеркнуть, что обязательным к применению является не весь документ, а только его отдельные части. СП 59.13330.2012 был разработан на основе ранее действовавших строительных норм и правил, но отдельные требования претерпели заметные изменения.

Так, при благоустройстве территории необходимо понижать бортовой камень в местах пересечения тротуара с проезжей частью для обеспечения свободного передвижения инвалидов-колясочников и опорников. Если ранее максимально допустимая высота пониженного бордюра не должна была превышать 0,04 м, то теперь она уменьшена на 2,5 см и составляет 0,015 м (п. 4.1.8 СП 59.13330.2012). Минимальная высота пониженного бордюра осталась неизменной – 0 см, то есть на одном уровне с проезжей частью.

Ранее уклон пандуса составлял не более 8% (1:12), то есть длина пандуса была в 12 раз больше высоты крыльца. Для крыльца высотой 30 см нормативная длина пандуса составляла 3,6 м (0,3 Ч 12 = 3,6 м). По новым требованиям пандус необходимо делать более пологим – с уклоном не более 5% (1:20) (п. 5.2.13 СП 59.13330.2012). Таким образом, для заезда на кресле-коляске на крыльцо высотой 30 см должен быть построен 6-метровый пандус (0,3 Ч 20 = 6,0 м). Такой небольшой уклон пандуса сравним с уклоном тротуара.

СП 59.13330.2012 устанавливает общие требования к разработке проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать инвалидам и иным лицам с ограниченными возможностями передвижения равные с другими категориями населения условия, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна). То есть, при проектировании школ и детских садов необходимо руководствоваться общими нормами этого свода правил.

Впервые документ содержит отдельный раздел, в котором приводятся специальные требования к местам обслуживания маломобильных групп населения в зданиях и помещениях учебно-воспитательного назначения (разд. 7.2 СП 59.13330.2012).

В полной версии статьи читайте:

  • какие требования предъявляются к строительству зданий;
  • как создать доступную среду при реконструкции зданий;
  • санитарные требования к доступной образовательной среде.

Где прочитать статью полностью?
Прочитать статью "Обеспечение физической доступности образовательной организации для лиц с ОВЗ" полностью вы можете в журнале "Нормативные документы ОУ" №11.
Подпишитесь на него прямо сейчас!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль