Проектирование профилактической работы с трудными подростками в образовательной организации

531
Проектирование профилактической работы с трудными подростками в образовательной организации

Отклоняющееся от нормы поведение детей – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Подростки и молодежь нуждаются сегодня в особой заботе государства, в помощи со стороны воспитателей и наставников, повышается значение воспитательной и психологической работы в образовательных организациях. Рассмотрим программу мониторинга, разработанную в КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области".

Данный мониторинг призван оценить масштабы и характер проблемы в регионе (Кировская область), проанализировать особенности и меру эффективности деятельности ОО, направленную на профилактику отклоняющегося поведения детей и подростков, обеспечить слаженную работу педагогов с трудными детьми.

Теоретические основы мониторинга

В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту группу:

  • "трудновоспитуемый ребенок" (Ю.В. Гербеев, Н.Н. Верцинская, А.И. Кочетов);
  • "трудный подросток" (С.А. Беличева, Л.М. Зюбин);
  • "педагогически запущенный ребенок" (Г.П. Медведев, О.В. Свиридов);
  • "социально-педагогически запущенный ребенок" (И.А. Невский);
  • "подросток с асоциальным поведением" (В.Ф. Володько, И.А. Фурманов);
  • "подросток с отклоняющимся поведением" (В.Н. Кудрявцев).

Термин социальное отклонение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего они и нарушаются. В эту группу попадают: преступники, отшельники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы.

Социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение. Позитивные – служат средством, механизмом развития системы, повышения уровня ее организованности, устраняя устаревшие стандарты поведения. Негативные – дезорганизуют систему (Я.И. Гилинский).

Виды социальных отклонений (К.Ю. Добрин):

  • корыстной направленности (хищения, кражи, спекуляции – в основе материальная выгода),
  • агрессивной ориентации (оскорбления, хулиганство, побои, убийство – направлены против личности),
  • социально-пассивного типа (уклонение от учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружение в мир иллюзий, разрушающих психику, самоубийство – уход от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы).

Виды социальных отклонений (Г.И. Забрянский):

  • невыполнение социальных обязанностей;
  • нарушение норм морали;
  • нарушение норм права (не уголовного);
  • нарушение уголовного закона.

Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся – это и есть девиантное поведение.

Виды девиантного поведения:

  • непротивоправное (уголовно ненаказуемое, собственно девиантное);
  • преступное (делинквентное, уголовно наказуемое);
  • криминальное (противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела).

В ПОЛНОЙ ВЕРСИИ СТАТЬИ, опубликованной в №10 журнала "Справочник классного руководителя" ЧИТАЙТЕ

Стадии развития отклоняющегося поведения
Концепции воспитания "трудных" подростков
Цели, задачи, объект мониторинга "Трудный подросток"
Примерные программные действия
Инструкция по организации и проведению мониторинга
В приложении - Форма для аналитической работы классного руководителя, Форма для подачи сведений лицу, ответственному за проведение мониторинга и обобщение сведений по ОО, Анкета для родителей и др.


ВАЖНО Методические рекомендации к построению проекта "Трудный подросток" будут опубликованы в следующем номере.

НЕ ПРОПУСТИТЕ самое ИНТЕРЕСНОЕ - ПОДПИШИТЕСЬ на журнал "Справочник классного руководителя" прямо сейчас!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль