Экспресс-диагностика адаптации первоклассников к школе

2830

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка. в статье рассматривается экспресс-диагностика, осуществляемая с помощью пяти методик. Проводить ее может и педагог-психолог, и учитель начальных классов.

В последнее время все больше детей уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Им требуется особое внимание педагога и педагога-психолога, т. к. хроническое отставание в начальной школе может отрицательно сказаться на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. И учителю, и родителям следует знать, с какими проблемами сталкивается ребенок (или может столкнуться в будущем), как можно помочь ему и что необходимо сделать для создания благоприятной атмосферы и условий, способствующих его успешной адаптации к обучению в школе.

На сегодняшний день психолого-педагогическая литература предлагает немало программ для исследования адаптации первоклассников к школе. Однако большинство из них носит характер индивидуальной диагностики, что требует много сил и времени в ходе реализации и при обработке полученных результатов.

В большинстве школ насчитывается от трех до восьми первых классов, в связи с чем актуальной стала проблема разработки программы исследования адаптации первоклассников с использованием надежных, апробированных методов, удобной в использовании и применении, а кроме того – не требующей каких-либо существенных временных ресурсов и затрат. В СОШ № 31 г. Сыктывкара эту проблему решили, создав экспресс-диагностику, осуществляемую с помощью пяти методик:

  1. "Беседа о школе" (Т.А. Нежнова) – помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как он воспринимает учебный процесс, понимает ли, для чего ходит в школу.
  2. Методика исследования мотивации учения (М.Р. Гинзбург) – направлена на изучение сформированности мотивов учения и выявление ведущего мотива.
  3. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) – позволяет определить уровень школьной тревожности, проанализировать школьные ситуации, вызываю- щие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.
  4. Цветовой тест Люшера (модификация Л.А. Ясюковой) – направлен на определение эмоционального состояния ребенка в школе, выявление положительных и отрицательных эмоций в определенных учебных ситуациях, исследование эмоциональной самооценки ребенка, а также особенностей его работоспособности.
  5. Методика изучения поведенческих особенностей учащихся – позволяет выявить формы дезадаптированного поведения ребенка, особенности его взаимоотношений с окружающими.

Экспресс-диагностику может проводить как педагог-психолог, так и учитель начальных классов. Оптимальное время проведения исследования – октябрь – ноябрь, поскольку сначала нужно дать детям возможность адаптироваться самостоятельно, познакомить- ся с одноклассниками, привыкнуть к учителю. В сентябре педагог- психолог может присутствовать на уроках и наблюдать за детьми, отмечать особенности их поведения во время перемен.

ВАЖНО! Подробное описание методик, а также условия проведения экспресс-диагностики и методика обработки и интерпретации результатов - в полной версии статьи, опубликованной в №9 журнала "Справочник педагога-психолога. Школа".

ПОДПИШИТЕСЬ на журнал прямо сейчас - не пропускайте САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль