Проект создания предметно-развивающей среды "Маленькая страна чудес"

66162

Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды в ДОУ педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Представляем проект создания предметной среды, к реализации которого коллектив ДОУ подошел очень ответственно.

А.З. Ибрагимова, заведующий МАДОУ «Детский сад № 35 "Маленькая страна"» г. Альметьевска Республики Татарстан

С.В. Костылева, финалист Всероссийского конкурса "Методист-новатор – 2010", организованного журналом "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 35 "Маленькая страна", г. Альметьевска Республики Татарстан

  • Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ
  • Содержание деятельности педагогов и детей
  • Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов
  • Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства
  • Итоги проекта
  • Рабочий план реализации проекта "Маленькая страна чудес"

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

МАДОУ «Детский сад № 35 "Маленькая страна"» всего два года. В момент его открытия перед коллективом учреждения встала проблема: с нуля создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Главная сложность состояла в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, реализованных в рамках проекта "Маленькая страна чудес", основной целью которого стало формирование развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ

С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой);
  • разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;
  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  • комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
  • приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.

Цель организующей функциипредложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В соответствии с воспитательной функциейнаполнение и построение образовательной среды в школе должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования педагоги придерживались следующих принципов(по В.А. Петровскому):

  • дистанции, позиции при взаимодействии ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
  • активности, самостоятельности, творчествавозможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
  • стабильности – динамичности,предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • комплексирования и гибкого зонирования,реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
  • эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
  • открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
  • половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Содержание деятельности педагогов и детей

На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта "Маленькая страна чудес". Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

В ходе реализации проекта педагоги выступили в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства были сформированы разные центры.

Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер каждого помещения.

Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
  • письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
  • письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

Подобная организация пространства дает педагогу возможность приблизиться к позиции ребенка. Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены искусственные и природные объекты. Наряду с центрами "Юные экологи", где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в группах оборудованы центры экспериментирования "Юные исследователи"для проведения элементарных опытов с песком, водой и другими природными и неприродными веществами.

Основательно подошли педагоги к выбору игр. Собранные в центре "Эрудиты" развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры "Сложи узор", "Логический поезд", блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.). Группы также оснащены магнитными досками, современными коврографами (полотно из ковролина, разлинованное на клетки), созданными руками педагогов.

С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический стол в группах раннего возраста является частью центра развивающих игр. В центре сенсомоторного развития "Мир под рукой" дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счетами, вкладышами, шнуровками и т. д. В дополнение к центру оформлены настенные панно для развития тактильных и зрительных ощущений.

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

  • сюжетно-ролевых игр "Мы играем";
  • сенсомоторного развития "Мир под рукой";
  • уединения "Мой маленький домик";
  • безопасности;
  • конструирования "Маленькие строители";
  • физкультурно-оздоровительный "Мы – спортсмены";
  • театрализованный "Играем в театр";
  • краеведения;
  • творчества "Талантливые пальчики";
  • музыкальный;
  • развития речи "Будем говорить правильно";
  • групповой библиотеки "Здравствуй, книжка!";
  • песка и воды;
  • природы "Юные экологи";
  • экспериментирования "Юные исследователи";
  • развивающих игр "Эрудиты".

 Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр "Мы играем" игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья). Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр. Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.

Созданный с целью гармоничного развития детей физкультурно-оздоровительный центр "Мы – спортсмены" расположен в спальне, вдали от играющих воспитанников. Для обеспечения оздоровительного и развивающего эффекта использовали имеющиеся подручные материалы, смекалку, изобретательность, фантазию и "золотые" руки педагогов. Силами воспитателей совместно с родителями и детьми было изготовлено нетрадиционное оборудование: прикроватные массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками "осьминоги", дорожки с изображением следов. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.

Большое внимание педагоги ДОУ уделяют воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. Неслучайно центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края. В центре представлены куклы в национальных костюмах, сшитые руками воспитателей, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения татарских писателей и поэтов.

При оформлении ДОУ не только учитывалось мнение воспитанников, но и использовались работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.

Со всей серьезностью творческая группа отнеслась к оформлению холлов и коридоров учреждения. Каждый стенд, выполненный руками педагогов, имеет определенное смысловое значение. Так, были оформлены следующие стенды:

  • информационные: "Визитная карточка МДОУ «Детский сад № 35 "Маленькая страна"», "Педагогический вестник", "Для вас, родители", "Родителям о малышах", "Дорожная азбука", "Олимпийские резервы" и др.;
  • познавательно-развивающие: "Я познаю мир", "Альметьевск – мое будущее";
  • достижений: "Маленькая страна чудес" (фотогалерея из жизни детского сада), "Галерея звезд" (награды, почетные грамоты ДОУ), "С кисточкой в ладошке" (выставка творческих работ детей), "В гостях у сказки" – выставка творческих работ педагогов по мотивам татарских народных сказок.

Оформлен также зимний сад, украшением которого служит жар-птица – символ ДОУ.

Предметно-развивающая среда, где ребенок проводит много времени, – это не только помещения дошкольного учреждения. В летний период развивающим пространством становится территория детского сада, стараниями педагогов оснащенная различными "экологическими объектами", которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей. Например, "В гостях у Лесовичка" – фрагмент различных естественных растительных сообществ – луга, леса, характерных для местности Альметьевска; "Фитодорожка" – фитонцидный зеленый кабинет под открытым небом. Кроме того, воспитатели оформили мини-водоем "Журавлиная песнь", архитектурную композицию "Чудо-мельница", включающую в себя мини-поле злаковых культур.

По мнению педагогов, дошкольное учреждение для маленьких детей должно быть настоящим цветущим садом. Поэтому на территории нашлось место для одиннадцати цветочных композиций. Альпийская горка украшает центральный вход. Композиция "Китайская стена" представляет собой цветочный уголок, выполненный в восточном стиле. Миксбордер – композиция из цветущих и декоративных многолетников и др.

Основным элементом цветников являются клумбы, например "Птица счастья", выполненная по мотивам русского орнамента, композиция "Лалэ" с использованием мотивов татарского орнамента. Клумба "Цветочный блюз" оформлена в виде нот и скрипичного ключа, "Росинка" – в форме капелек. Композиция "Тихая гавань" – зона искусственно созданного водоема, к берегу которого "приплыла" лодка под названием "Ветерок". Призыв к миру и покою на Земле – отличительная особенность композиции "Голубь мира".

Итоги проекта

Таким образом, всего за год коллектив сумел сделать так, чтобы детский сад стал одним из лучших в городе. В проекте приняло участие 80% сотрудников. В ходе его реализации заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды были привлечены 50% родителей, что помогло налаживанию взаимодействия с ними.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, спальнях, коридорах, холлах, на территории детского сада педагоги старались учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.

Педагогический коллектив ДОУ не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Приложение

Рабочий план реализации проекта "Маленькая страна чудес"

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Февраль

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Программой воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) и Концепцией дошкольного воспитания (В.В. Давыдов,
В.А. Петровский, 1989 г.)

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Февраль

Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта; создание творческой группы

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Февраль

Разработка проекта "Маленькая страна чудес". Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц

Старший воспитатель

Февраль

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

Творческая группа

Февраль

Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ согласно возрастным особенностям

Творческая группа

Февраль

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

Творческая группа

Февраль

Отбор лучших разработок для внедрения и публикации

Творческая группа

Февраль

Деятельностный этап

Обучающий семинар для педагогов ДОУ по теме "Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду"

Старший воспитатель

Март

Консультации на темы:

  • "Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения";
  • "Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы";
  • "Комнатные растения в интерьере группового помещения";
  • "Организация декоративно-оформительской работы"

Старший воспитатель

Март – май

Анкетирование педагогов и специалистов: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности

Старший воспитатель

Март

Организация выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалов, чертежей, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений)

Старший воспитатель

Март

Круглый стол на тему: "Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость?"

Старший воспитатель

Апрель

Педагогический совет на тему: "Подбор и размещение в групповых помещениях материала и оборудования с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований"

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Май

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Март – май

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам
построения развивающей среды

Творческая группа,

воспитатели

Март

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения
задач, обеспечивающих полноценное развитие детей

Творческая группа, воспитатели

В течение всего срока

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими

Творческая группа

Март

Проведение смотров-конкурсов физкультурно-оздоровительных центров, центров сюжетно-ролевой игры, сенсомоторного развития, природы, краеведения

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Сентябрь – май

Декоративное оформление коридоров и холлов детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений, оформление зимнего сада

Творческая группа

Сентябрь – май

Создание ландшафтного дизайна детского сада (подпроект)

Творческая группа

Февраль – август

Заключительный этап

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ

Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Август

Итоговая презентация "Маленькая страна чудес": на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах

Творческая группа

Сентябрь

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы в муниципальном учреждении "Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района" и на заседании методического объединения г. Альметьевска

Старший воспитатель

Сентябрь

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль