Роль отца в семейном воспитании

14643

Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребенка. Отсутствие внимания со стороны мамы или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения малыша. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастет их чадо. И несмотря на то, что в реальной жизни главенствующая роль в воспитании ребенка принадлежит все-таки маме, мужчина при любых обстоятельствах должен участвовать в этом процессе и всегда оставаться папой.

"Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца".

А.С. Грибоедов

 

Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера.

А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки.

Как показывают социологические и психолого-педагогические исследования последних лет, роль отца в семейном воспитании претерпела значительные изменения, причем в лучшую сторону, по сравнению с ролью матери. Несколько десятилетий назад обязанности отца заключались преимущественно в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью от внешней опасности, тогда как сегодня оба супруга обеспечивают семью материально.

Психологи отмечают, что современные папы глубже переживают интимность семейной жизни, чем отцы прошлых десятилетий, большинство из них достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, умеют сгладить "острые углы" внутрисемейных отношений, уйти от ссоры.

Современные отцы более изобретательны, поэтому от них исходит инициатива усовершенствования быта, организации семейного досуга. Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем это было ранее, что благоприятно влияет на детское развитие. Но все эти замечательные качества могут и не проявиться, если их не ценят, не одобряют, не стимулируют главу семьи другие ее члены. И тогда мужчина как отец не реализует себя в полной мере.

Традиционно отцу в семье отводится в первую очередь дисциплинирующая роль. Не секрет, что основой нравственного воспитания многие считают страх отцовского наказания. Научные исследования свидетельствуют о наличии обратной связи между строгостью отца и нравственностью сына: запреты отца действуют только на фоне отцовской любви, а сыновья суровых отцов бывают лишены способности к сочувствию и состраданию.

Одним из важнейших условий становления личности является осознание себя представителем определенного пола. В развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. В повседневном общении с дочерью и сыном он по-разному реагирует на поведенческие проявления: у мальчика поощряет активность, решительность, выносливость; у девочки– приветствует мягкость, нежность, хвалит за участие в приготовлении обеда.

Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Его любовь дает ощущение особого эмоционально-психологического благополучия,учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, жене и окружающим.

Мальчику необходим постоянный контакт с мужчиной. Наблюдая за взрослыми, мальчики безошибочно выбирают жесты, движения и манеры, присущие сильному полу. И в первую очередь копируют поведение своего папы. Если отец хочет, чтобы его ребенок вырос настоящим мужчиной, он должен проводить с ним больше времени, проявлять понимание, выражать доверие и уважение.

Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и многие другие черты, присущие настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой.

Для полноценного воспитания девочек, формирования гармоничного женского характера им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. В отличие от мальчика дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Очень важно показывать дочери, что папа ценит ее мнение, интересуется ее делами, советуется с ней. Не нужно забывать и о таком "важнейшем" для девочки обстоятельстве, как ее внешность – следует похвалить красивое платье или прическу дочери, манеру держаться и голос. Отцовское принятие воспитывает уверенность в себе, женское достоинство.

Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их разрешения.

Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребенка крайне ценны теплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем просто рождение и материальное обеспечение детей, это ответственность и справедливость, любовь к своим детям и преданность своей семье.

 

наверх

Типология современных отцов

Ученые условно выделяют несколько типов пап: спокойные, уравновешенные, уверенные, властные, тревожные и тоскливые. Учитывая то, что в их поведении всегда присутствует мужской оттенок, к тому же и роли отцы выполняют разные, доктор медицинских наук А.И. Баркан предлагает свою типологию современных пап.

"Папа-мама"– это по-матерински заботливый отец, который берет на себя все функции мамы: искупает, накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, он заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме – то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.

"Мама-папа" – папа, который главную заботу видит в том, чтобы угодить чаду. Выступая в роли матери и отца, он безропотно тянет родительскую ношу: заботлив, нежен, перепады настроения ему не свойственны. Ребенок, которому все разрешается и все прощается, удобно "устраивается" на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.

"Карабас-Барабас" – злой, жестокий отец, признающий всегда и во всем лишь "ежовые рукавицы". В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания в качестве профилактики – излюбленный метод воспитания. С таким отцом вполне возможно, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти к родителю. 

"Крепкий орешек" – папа, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы тем самым облегчить участь ребенка, когда он не прав.

Отец, живущий в семье, но не чувствующий себя таковым, называется "Попрыгунья-стрекоза". Его идеал – свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него – тяжелая ноша, ребенок – обуза, предмет забот жены. При первой возможности папа этого типа превращается в приходящего.

Любому бросится на помощь, забыв о собственной семье, так называемый "Добрый молодец", "рубаха-парень". На первый взгляд, он и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. В то же время ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

"Ни рыба, ни мясо", "под каблуком"– папа, не имеющий своего голоса в семье, во всем вторящий маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не может перейти на его сторону, чтобы помочь.

 

Очевидно, что многие из отцов этих типов могут оказывать как положительное, так и неблагоприятное влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Однако отсутствие папы в семье влечет за собой еще более тяжкие последствия.

наверх

Эмоциональное самочувствие детей
в полных и неполных семьях

Рассмотрим экспериментальные данные, полученные педагогами ДОУ в ходе исследования особенностей эмоционального самочувствия детей в неполных семьях.

Наиболее уязвимыми в плане эмоционального самочувствия являются мальчики из неполных семей: у большинства из них (80%) в результате обследования выявлено ярко выраженное нарушение эмоционального самочувствия. Проявляется данное нарушение в преобладании негативного эмоционального фона наряду с гиперактивностью, отсутствии эмоциональных привязанностей, трудностях при внутригрупповом взаимодействии, в общении со сверстниками и взрослыми, неадекватной самооценке, неуверенности в себе, замкнутости, в одном из случаев отмечены также невротические реакции – подергивание головой. У остальных 20% мальчиков из неполных семей диагностировано слабо выраженное нарушение эмоционального самочувствия, которое проявляется в основном в преобладании негативного эмоционального фона наряду с чрезмерной пассивностью, замкнутостью и неуверенностью в себе. Для них характерны также сложности в общении со сверстниками, противоречивое отношение к близким, небольшие негативные проявления в деятельностной сфере, связанные с завышенным уровнем притязаний.

Что касается мальчиков из полных семей, то лишь у 20% было диагностировано слабо выраженное нарушение эмоционального самочувствия (повышенная агрессивность, наличие противоречивых чувств по отношению к близким, нарушение эмоциональной связи с родителями).

У 80% диагностировано нормальное эмоциональное самочувствие. В редких случаях отмечалась лишь неуверенность в себе. Нередко мальчики из полной семьи не находят контакта с матерью, в результате возникает неуверенность в родительской любви.

Что касается девочек из неполных семей, то картина более благоприятная. Ярко выраженных нарушений эмоционального самочувствия не выявлено, у 40% оно в пределах нормы. При этом недостающие эмоциональные привязанности дети пытаются восполнить за счет налаживания тесного контакта с бабушкой и дедушкой, с педагогами дошкольного учреждения. Заметим, что большинство девочек (четверо из пяти) ситуацию развода родителей приняли, "смирились" с ней.

Слабо выраженное нарушение эмоционального самочувствия выявлено у 60% девочек из неполных семей. Для них характерны неуверенность в себе и низкая самооценка, связанные с осознанием собственного бессилия что-либо изменить в семье. Налицо также сложности внутригруппового взаимодействия со сверстниками, дефицит эмоциональных привязанностей, объяснимый занятостью мамы. Девочки также стремятся восполнить этот дефицит, налаживая более тесный контакт с одним из педагогов, бабушкой или дедушкой.

Слабо выраженное нарушение эмоционального самочувствия было установлено лишь у одной из десяти девочек из полных семей, что проявляется в слабом эмоциональном контакте с матерью, чувстве отчужденности и изолированности и, как результат, проблемах в общении со сверстниками.

У большинства девочек из полных семей (60%) эмоциональное самочувствие в пределах нормы. У двоих была отмечена агрессивность по отношению к маме, объяснимая чувством ревности (так называемый "комплекс Электры"). У девочек этой группы достаточно адекватная самооценка, преобладает позитивное эмоциональное состояние.

Ярко выраженное позитивное эмоциональное самочувствие отмечено лишь у одного ребенка, представляющего группу девочек из полных семей.

Девочка с адекватной самооценкой, преобладающим положительным настроением, что означает наличие позитивных эмоциональных связей в семье, тесный контакт ребенка с матерью.

У всех девочек (из полных и неполных семей) отмечена высокая потребность в контакте со взрослыми.

наверх

Построение работы
ДОУ с семьей

Большая роль в психолого-педагогическом сопровождении и просвещении семей воспитанников принадлежит дошкольному учреждению. Родители должны иметь возможность обратиться к специалистам ДОУ и получить квалифицированную помощь. Взаимодействие с семьей должно представлять собой четко выстроенную систему дифференцированного сотрудничества в соответствии с особенностями и потребностями родителей. Что касается работы с отцами, то ее необходимо выделить в отдельное направление взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

В ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 69" г. Москвы такая работа ведется в рамках детско-родительского клуба "Отцы – молодцы". В качестве примера в приложениях 1–5 соответственно представлены схема планирования деятельности детско-родительского клуба "Отцы – молодцы", памятка для родителей "10 советов маме, которые помогут папе обрести взаимопонимание с малышом",сценарий досуга "Поиграй со мною, папа!", конспект детско-родительского занятия "Внимание? Внимание!".

Приложение 1

наверх

Планирование деятельности детско-родительского клуба "Отцы – молодцы"

Дата

Форма организации работы

Тема

Сентябрь

Консультация

Влияние отца на психическое развитие ребенка

Октябрь

Деловая игра

Семейные традиции и роль отца в их создании и сохранении

Ноябрь

Досуг

"Поиграй со мною, папа"

Декабрь

Консультация

Домашний театр: папа – режиссер и актер на новогоднем семейном празднике

Январь

Детско-родительское занятие

"Внимание? Внимание!"

Февраль

Совместный праздник

"Мы с тобой мужчины, папа!"

Март

Детско-родительское занятие

Мужские профессии

Апрель

Тренинг

Эффективное общение с ребенком

Май

Практическая деятельность

"Дело мастера боится"

 

Приложение 2

наверх

Памятка для родителей
"10 советов маме которые помогут папе
обрести взаимопонимание с малышом"

1.Пусть папа приобщается к уходу за ребенком с первых дней жизни. Поначалу это выражается в простом уходе: купании, прогулке, кормлении из бутылочки. Каждое действие должно сопровождаться словами и улыбкой, обращенными к ребенку.

2.Папы отличаются от мам еще и тем, что играют с детьми в другие игры – более подвижные и энергичные. И дети просто обожают это! Не реагируйте негативно на игру, если она вам не нравится только потому, что не похожа на ваши игры с ребенком.

3.   Почему-то папы больше общаются с собственными детьми в общественных местах, таких как зоопарк или цирк. Чаще устраивайте подобные выходы в свет!

4.Папы, проводящие много времени с детьми, становятся для них важной фигурой и моделью поведения, которой малыш следует в будущем. Чем активнее такое общение, тем лучше воздействие, оказываемое на психическое состояние ребенка.

5.Одни родители считают, что малыша нельзя ни в чем ограничивать, чтобы не помешать проявлению его творческих способностей. Другие ждут от ребенка абсолютно взрослого поведения, ответственности за все слова и поступки. Безусловно, лучше придерживаться золотой середины: ребенок должен знать о существующих рамках, но любые запреты не должны совсем ограничивать его свободу.

6.Выдвигайте разумные требования и настаивайте на их выполнении: ребенок должен четко знать, чего от него ждут. Проще поддерживать желательное поведение, чем бороться с нежелательным.

7.Папы обычно более строги в наказаниях, поэтому важно следить за тем, насколько категорично отец высказывается. Но даже если вы не согласны с папиными методами воспитания, ни в коем случае не обсуждайте этот вопрос в присутствии ребенка, поговорите наедине.

8.   Ребенка нужно хвалить! Но не забывайте хвалить и папу – нельзя оставлять его заслуги и достижения незамеченными.

9.   Помните, что ваши супружеские отношения – пример для ребенка, которым он будет руководствоваться в своей будущей семейной жизни.

10.     И самый главный совет, который можно дать мамам и папам – любите своего ребенка! Об этом он точно будет помнить всю жизнь.

Приложение 3

наверх

Памятка "Советы любящему папе"

  • Уделяйте ребенку свое свободное время. После работы хочется отдохнуть, но ведь это и единственная возможность пообщаться с ребенком. Расспросите, как малыш провел день, поиграйте с ним.
  • Обнимайте ребенка. Отец не должен стесняться проявлять свою любовь. Детям нужен тактильный контакт, и не только с мамой.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры, подтягивайтесь вместе на перекладине, поиграйте в футбол, бадминтон, зимой – в хоккей.
  • Займитесь "маминой" работой. Заботы, которые традиционно считаются "мамиными", не обязательно должны быть только ее обязанностями. Отец должен участвовать в их выполнении столько, сколько он может. Это отличный шанс продемонстрировать свою привязанность.
  • Читайте ребенку книги. Это интересное и занимательное занятие, а привычка читать очень пригодится детям в жизни, поэтому важно привить ее как можно раньше. Кроме того, вы хорошо и с пользой проведете время вместе.
  • Поддерживайте маму. Не ссорьтесь с женой при детях, ваше отношение – пример для подражания. Будьте одной командой, если вы в чем-то не согласны с супругой, обсудите это наедине.
  • Повышайте детскую самооценку. Показывайте ребенку, что вы его цените, проводя с ним время, обучая, хваля его результаты и достижения.

Приложение 4

наверх

Досуг "Поиграй со мною, папа"

Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

Оборудование: плакаты с пословицами об отце, бумага, фломастеры, в том числе для рисования на стекле, стенд с фотографиями "Я и папа", музыкальный центр, фонограмма песен.

Участники:дети,папы, воспитатель, педагог-психолог.

Предварительная работа: подготовка приглашений для родителей, сделанных руками детей; подборка детских фотографий пап и их детей на фотоконкурс "Я и папа"; оформление зала, разучивание стихов с воспитанниками.

Ход досуга:

 

 (Воспитанник исполняет песню "Лучше папы друга нет", муз. М. Пляцковского,
сл. Б. Савельева из мультфильма "Автомобиль с хвостиком".)

Воспитатель:   Здравствуйте, дорогие друзья! Как приятно сегодня видеть так много мужчин в нашем детском саду! Папы, как же гордятся вами дети, вот послушайте сами!

 

(Дети читают стихи о папе.)

 

1-й ребенок: Жду отца.

                     Так долго жду...

                     Жду, не засыпаю...

                     Жду его шаги в саду –

                     Сразу их узнаю.

                     Вот уже звезда в окне...

                     Три, четыре, пять...

                     Приходи, поможешь мне –

                     Звезд не сосчитать!..

                                               (М. Садовский.)

2-й ребенок: Когда у папы выходной,

                     Корабль строим с парусами,

                     Плывем на нем за чудесами,

                     Я – капитан, а он – герой.

                     Он за меня готов сразиться

                     С драконом огненным, большим,

                     И, если надо, будет биться

                     С морским чудовищем самим.

                     Я так ценю его заботу.

                     Я с папой, будто в ярком сне,

                     Жаль, в понедельник на работу

                     Пора ему и в садик – мне.

Воспитатель:   Сейчас вам, дорогие папы, мы хотим предложить размяться и перевоплотиться в настоящих лошадок. Но сначала вам вместе с вашими детьми надо заготовить для коня сено!

Разминка "Мой папа самый сильный"

Упражнение проходит под веселую "ковбойскую музыку": папа удерживает ребенка за ноги, пока тот идет на руках. Ребенок "косит травку". Траву скосили – папу-коня покормили. Ребенок протягивает на ладошке сено, как бы кормит своего коня. Затем конь катает ребенка на себе.

Воспитатель:   Да, ребята, сильные у вас папы и очень веселые. А кто громче крикнет "Мой папа самый сильный". Здорово! У нас и стихотворение есть о том, как здорово с папой играть!

 

(Ребенок читает стихотворение "Папа" Т. Прокофьевой.)

 

3-й ребенок: У папы работа!

                     У папы забота!

                     И некогда с нами

                     Ему поиграть.

                     А мы его любим!

                     А мы его ждем!

                     Но если наш папа

                     Берет выходной,

                     Как здорово с ним,

                     Он такой заводной!

Воспитатель:   А еще наши папы самые заботливые!

Конкурс "Одень малыша!"

Папы под музыку одевают детей в зимнюю одежду.

Воспитатель:   Самому шустрому папе – аплодисменты и стихи. А еще наши папы – творческие люди и просто замечательные художники!

Игра "Нарисуй-ка ты меня!"

Папы рисуют собственное отражение в зеркале своего ребенка специальными фломастерами, дети помогают.

Воспитатель:   Как красиво получилось! У нас приготовлены и детские фотографии пап! Посмотрите на нашу выставку! А еще папы – самые умные и находчивые!

 

Упражнение "Продолжи поговорку"

Поговорки спрятаны в надувных шариках. Папе нужно любым способом вместе с ребенком добыть свою поговорку и придумать слово, которое в ней пропущено:

 Бог до людей, а отец до… (детей)

 Для дитяти отец всегда сильнее… (всех)

Каков ясень, таков клин, какой отец, такой… (сын)

 Послушному сыну отцов приказ не ломит… (спину)

 У отца с матерью за пазухой и на морозе… (тепло)

 Коли есть отец да мать, так ребенку… (благодать)

 Сын – радость, дочь… (сладость)

Воспитатель:   Скажем спасибо друг другу за то, что были рядом сегодня и так хорошо поиграли вместе! Давайте изобразим символ прочного союза и теплой дружбы отцов и детей.

Совместное рисование "Ладошки"

Дети помогают каждому папе на отдельном листе бумаги обвести его ладонь, а потом внутри папиной ладони обводят детскую ладошку.

Воспитатель:   Надеемся, что этот замечательный символ вашей дружбы займет почетное место в вашей домашней галерее рисунков! До свидания, самые лучшие папы и самые лучшие дети!

 

 (Звучит "Песенка про папу", муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)

Приложение 5

наверх

Детско-родительское занятие "Внимание? Внимание!"

Цель: развитие у старших дошкольников основных свойств внимания; обогащение форм игрового взаимодействия родителей с детьми.

Задачи:

  • создание условий для укрепления доверительных отношений отца с ребенком;
  • развитие сенсорного, слухового, моторно-двигательного и зрительного внимания, концентрации внимания;
  • тренировка распределения внимания;
  • повышение познавательного интереса.

Оборудование:дорожки, пеньки, коврик "речка", платки для завязывания глаз для создания "дороги в сказку"; звучащие предметы для игры "Найти по слуху"; звукозапись песни "У жирафа пятна"; стол, игра "Пицца" (парные картинки – пазл два в одном); плакаты с зашифрованными пословицами по количеству детско-родительских пар, фломастеры для задания "Расшифруй поговорку"; призы – альбомы с заданиями по развитию внимания.

Предполагаемый результат:

  • у отцов есть возможность обогатить опыт взаимодействия с ребенком, развивая его внимание в игре;
  • дети при помощи педагога-психолога упражняют внимание, при этом чувствуют поддержку близкого взрослого (что способствует формированию у детей веры в успех);
  • играя, выполняя упражнения, дети учатся контролировать полученный результат, могут развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников и родителей.

Ход занятия:

 

(Занятие начинается с сюрпризного момента – в гости приходит Кот-психолог (игрушка бибабо),
приветствует детей и родителей.)

 

Кот-психолог: Здравствуйте! Я – Кот-психолог, а вас как зовут?

                     Вы помните, ребята, Лукоморье,

                     Где Кот ученый сказки говорил?

                     Я с тем Котом дружил, и вот недавно

                     Меня дружок мой в гости пригласил.

                     Я знаю, в сказку путь лежит неблизкий,

                     Но мне идти в дорогу не впервой,

                     А вы, мои ребята, папы, мамы,

                     Хотите ли отправиться со мной?

                     Ну, что ж, вас приглашаю в Лукоморье,

                     В пути нас ждут, ребята, испытания,

                     И потому, друзья, необходимо

                     Нам непременно взять с собой внимание!

                     Чтобы попасть в сказочное Лукоморье, надо пройти опасной тропой, быть внимательными в пути и доверять друг другу. Путь в сказку знают только дети. Поэтому вам, дорогие взрослые, придется завязать глаза. Доверьтесь вашим детям, и они проведут вас заветной тропой прямо в сказку. Я сейчас покажу вам, как пройти в Лукоморье, слушайте и смотрите внимательно:

                     По узенькой дорожке

                     Пенечки обойдем,

                     Тихонько через речку

                     И в сказку попадем!

 

(Родители держат за руку своих детей и по их словесным указаниям проделывают предложенный путь.)

Кот-психолог: Понравилось вам в дороге? Приятно ли знать, что рядом надежный близкий человек, готовый помочь? Доверились ли вы, родители, своим детям? Дети, чувствовали ли вы, как важна ваша помощь родителям?

 

(Детско-родительские пары подходят к декорации "Дуб"
и находят сундук Бабы Яги, закрытый на замок, и письмо.)

Игра "Найди по слуху"

Дети и взрослые слушают внимательно, как звучат предметы, и подбирают из них пары одинаково звучащих.

Кот-психолог: Давайте поиграем в игру "Я или не я". Я буду задавать вопросы в стихах, а вы должны слушать внимательно и отвечать. Если ответ "я", то громко кричите и звените погремушками. А если ответ "не я", громко кричите и прячьте погремушки за спину.

                     Кто здесь папу уважает?

                     Кто детей не обижает?

                     Кто хоть раз ходил в кино?

                     Кто мячом разбил окно?

                     Кто играть умеет в прятки?

                     Кто стреляет из рогатки?

                     Кто же скромный, кто молчит?

                     Кто все время "я" кричит?

Игра "У жирафа пятна"

Дети и родители внимательно слушают и под музыку повторяют движения за педагогом.

Игра "Пицца" (или "Пазлы")

Дети с помощью пап собирают парные картинки.

Задание "Расшифруй поговорку"

Каждой детско-родительной команде выдается плакат с зашифрованными пословицами. Звучит музыка. Дети с помощью родителей вычеркивают лишние буквы, после чего взрослые зачитывают получившиеся поговорки. По окончании упражнения детям задается вопрос, о чем была песенка, которая звучала, пока они выполняли задание.

Кот-психолог: Молодцы, ребята! Ой, а что это за конвертик? Посмотрим! В нем – ключ. Это же ключ от сундука с подарками! Давайте попробуем открыть.

 

(Все вместе идут к сундуку, открывают его и достают подарки –
альбомы с заданиями по развитию внимания.)

 

Кот-психолог: Уважаемые родители, дорогие дети! Все вы были дружными, внимательными друг к другу и вместе выполняли задания. Как в каждой сказке, в конце пути нас ждет награда. Теперь вы знаете много игр, которые помогут вам дома в кругу семьи не только тренировать внимание, но и уделять друг другу больше времени!

 

Ю.А. Гладкова,

канд. пед. наук, старший воспитатель
ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 69" г. Москвы

Н.М. Баринова,

преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО,
педагог-психолог ГОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 69" г. Москвы,
 лауреат премии "Грант Москвы" в сфере образования,
победитель конкурса "Педагог-психолог России" (2009 г.)

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль