Флеш-семинар как новая форма обучающего тренинга: формируем и развиваем УУД обучающихся

1583
Флеш-семинар как новая форма обучающего тренинга: формируем и развиваем УУД обучающихся

Продолжаем изучение активных форм методического сопровождения педагога в ходе его подготовки к работе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.

РАНЕЕ В ЭТОМ ЖУРНАЛЕ
Подробнее об активных формах методического сопровождения педагога см.: Гоглова М.Н., Покосовская О.В. Скрининг-педагогический совет как активная форма методического сопровождения введения ФГОС основного общего образования // Справочник заместителя директора школы. 2015. № 7. С. 54.Подпишитесь на это издание прямо сейчас!

Проблемы формирования УУД

Одной из насущных образовательных проблем, которые можно раз- решить через использование флэш-семинара (предлагаемой формы про- ведения обучающего тренинга), является формирование и развитие универсальных учебных действий (далее – УУД) у обучающихся, осваивающих уровень основного общего образования. Актуальность этой темы обусловлена двумя причинами. Первая причина связана с недостаточным пониманием педагогической общественностью сущности УУД и, как следствие, возникает вторая причина – отсутствие системы методических и технологических подходов к их формированию на уровне начального общего образования и развитию при освоении основного общего образования.

Отход педагога от знаниевой парадигмы происходит достаточно болезненно. Остаются за пределами понимания образовательные результаты, от- личные от предметных. Почему это происходит? До появления ФГОС общего образования процесс образования трактовался как неразрывное единство обучения (получение определенного набора предметных знаний, умений, навыков) и воспитания (формирование заданных качеств личности). Если провести упрощенную аналогию между требованиями к образовательным результатам: обучение по государственным образовательным стандартам – формирование предметных результатов по ФГОС общего образования, соответственно, воспитание – формирование личностных результатов, то группа метапредметных результатов аналогии не находит. И неудивительным становится неприятие нового подхода педагогами, которых формированию метапредметности ни в школе, ни в институте не учили. Учили профессии, позволяющей отдавать знания, делиться знаниями, внедрять знания. При этом мало заботясь о том, сможет ли наполненный знаниями выпускник успешно применить их во взрослой жизни.

Категория "метапредметные результаты" неразрывно связана с понятием "универсальные учебные действия", определяемые и как способы познания, с одной стороны, и как способы организации практической деятельности с целью применения полученных знаний – с другой. Таким образом, необходимость формирования УУД снимает противоречие между накоплением знаний и умением применять их в самостоятельной образовательной деятельности и в жизненной практике.

В течение четырех учебных лет педагоги обучают учащихся в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Несмотря на это, в ходе многочисленных обучающих активностей, проведенных авторами статьи для педагогов, руководителей образовательных организаций (далее – ОО) г. Москвы и Московской обл., выявилось, что в понимании педагогической общественности по-прежнему существует смешение понятий "метапредметные результаты" и "межпредметные понятия", т. е. сохраняется непонимание структуры и сущности метапредметности. Такое непонимание ярко отражается в проектируемых в ОО основных образовательных программах (далее – ООП) всех уровней образования: в качестве планируемых результатов из ФГОС общего образования, примерных ООП активно "переписываются" требования к результатам.

Поэтому содержание предлагаемого в данной статье флеш-семинара ставит целью осознание его участниками дефиниции «универсальные учебные действия» с позиции метапредметных результатов и механизма их формирования и развития. Форма флеш-семинара инициирует самостоятельный поиск педагогическими работниками сущности изучаемого понятия.

Флеш-семинар

Флеш-семинар как форма методического сопровождения имеет некоторые черты, характерные для трансформационных тренингов, участники которых стремятся найти выход из некоторой проблемной ситуации или открыть для себя новые профессиональной возможности.

При проведении флеш-семинара ведущим создаются условия для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных профессиональных проблем. Участники взаимодействуют друг с другом, выполняют персональные, групповые и общие задания, активизируют собственный опыт, генерируют новые идеи. Развитие, формирование нового знания, понимание решения проблемы происходят через интенсивное взаимообучение.

Уже в ходе обучающего события происходят озарение, прорыв, инсайт в понимании проблемы, в отличие от обычного семинара, цель которого, как правило, состоит в доведении до участников некоторого объема информации без гарантии ее усвоения. Таким образом, флеш-семинар – это форма проведения обучающего тренинга, в основе которого лежат обсуждение нововведений и обмен профессиональным опытом.

А ДАЛЬШЕ

  • Флеш-семинар "Универсальные учебные действия обучающихся: как формировать и развивать?" - цели, задачи
  • План проведения флеш-семинара
  • Структура и содержание презентации для проведения флеш-семинара
  • Таблица детализации метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования


 ЧИТАЙТЕ ОБ ЭТОМ В ПОЛНОЙ ВЕРСИИ СТАТЬИ в №8 "Справочника заместителя директора школы" Подпишитесь на это издание прямо сейчас!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль