Логопедические досуги в системе коррекционной деятельности ДОУ

25791

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Даже незначительные речевые недостатки могут ограничивать общение дошкольника со сверстниками и взрослыми, создавать трудности при обучении письму и чтению, отрицательно повлиять на формирование его психики. В настоящее время в детских садах все чаще формируются логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Это сложное речевое расстройство, при котором у дошкольников нарушена грамматическая сторона речи, страдает связная речь, отмечается бедный словарь.

Коррекционно-педагогическая работа с такими воспитанниками проводится в детских садах в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Она организуется согласно программе обучения детей с ОНР с использованием комплексно-тематических и развлекательно-игровых методик.

Эффективными являются различные варианты организации занятий с использованием логопедических игр; литературных или придуманных персонажей; сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, поездок, приключений; настольно-печатных игр; рисунков и других работ детей; игр-драматизаций; элементов речедвигательной ритмики. Темы и сюжеты занятий могут планироваться с учетом пожеланий дошкольников или развиваться в форме совместного творчества учителя-логопеда и детей при ведущей и руководящей роли специалиста.

Разделяя общепризнанные методические направления коррекции и формирования речи, а также учитывая тот факт, что игра является ведущей деятельностью дошкольников, коллектив детского сада наиболее продуктивным считает проведение в учреждении логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем.

наверх

Виды логопедической
досуговой деятельности

Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные навыки звукопроизношения.

Педагоги ДОУ разработали и в соответствии с планом досугово-речевой деятельности проводят разнообразные мероприятия с воспитанниками (приложение 1). Например, два раза в год организуется Неделя театра. Дети вместе с учителем-логопедом и воспитателями могут участвовать в постановках сказок и сценок или просто быть зрителями.

На досуговых мероприятиях, посвященных Неделе игры и игрушки, дошкольники вместе с педагогами и родителями разучивают стихи, потешки, чистоговорки и загадки, речевые игры, участвуют в речевых мини-презентациях.

В течение года учителем-логопедом, педагогами и родителями организуются тематические досуги, конкурсы, посвященные разным темам (Осенины, Масленица, День Победы, "Моя любимая книга", "Веселая чистоговорка"). Вместе с родителями дошкольники составляли мини-рассказ о любимой книге, делились впечатлениями о прочитанном, придумывали веселые чистоговорки, иллюстрировали их рисунками. В группах были организованы выставки детских книг.

Особым интересом у дошкольников пользуются логопедические досуги, проходящие на территории Автогородка[1]. Это уникальное место, где в процессе игры дети имеют возможность совершенствовать свои речевые навыки в рамках темы "Правила дорожного движения".

Физкультурно-речевые досуги и досуги, посвященные Дню здоровья, позволяют дошкольникам совершенствовать навыки не только моторного развития, но и произношения. Они разучивают стихи и загадки ко Дню защитника Отечества и Дню космонавтики, участвуют в эстафетах, произносят несложные заклички.

Весело и зрелищно проходят музыкально-речевые досуги. Учитель-логопед вместе с воспитателями, музыкальным руководителем и родителями готовит дошкольников для участия в сценках и драматизациях. В своей работе педагоги используют элементы речедвигательной ритмики и биоэнергопластики. Эти приемы позволяют работать не только над произношением, но и темпоритмической стороной речи, интонацией, развивать мелкую и артикуляционную моторику.

В подготовке досугов участвуют разные специалисты. Подбор хореографических элементов, разучивание с детьми движений, а также песен, музыкальных шуток осуществляются музыкальным руководителем на индивидуальных занятиях. Необходимое наглядное оформление для проведения досуга (афиши, декорации, костюмы, атрибуты) изготавливаются педагогом по изобразительной деятельности или воспитателями. В качестве примера в помощь педагогам предлагаются конспект логопедического досуга "Город красивой речи" (приложение 2) и физкультурно-речевого досуга "Всей семьей на старт!" (приложение 3).

наверх

Участие родителей
в логопедических досугах

К участию в досуговых мероприятиях педагоги также привлекают родителей. Необычная, инновационная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развития его речи.

Как показывает практика, эффективность коррекционно-развивающих видов деятельности во многом зависит от того, насколько родители ответственно и грамотно выполняют рекомендации учителя-логопеда и участвуют в развитии речи ребенка. Ведь грамотная, четкая, чистая речь – не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов.

Неосведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного принятия мер, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей свидетельствуют о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Задача педагогов – сделать этот процесс интересным и продуктивным.

В логопедической и досуговой деятельности можно выделить основные формы работы с родителями.

Первая форма – присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом и другими педагогами, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.

Вторая форма предусматривает участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.

Пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности – непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.

Таким образом, различные досуговые мероприятия в логопедических группах детского сада значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.

Необычно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями позволяет им стать более грамотными, осознанно и действенно, а главное – творчески участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Но положительный результат коррекционная работа может дать только в том случае, если учитель-логопед и родители будут действовать согласованно.

Приложение 1

наверх

Перспективное планирование
досугово-речевой деятельности учителя-логопеда с детьми

Месяц

Мероприятия с детьми

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

Конкурс чтецов "Москва и москвичи"

Музыкально-речевой досуг "Знайка"
(День знаний).

Досуг "Наш дом – Россия"

Октябрь

Досуг по развитию речи "Путешествие в город звуков"

Развлечение-досуг "Азбука нашего автогородка"

Ноябрь

Музыкально-речевой досуг "Осенины".

Досуг "Играй, город", посвященный Неделе игры и игрушки

Музыкально-речевой досуг "Осенние мотивы".

Досуг "Играй, город", посвященный Неделе игры и игрушки

Декабрь

Речевой досуг-викторина "Язык родной, дружи
со мной"
Речевой досуг-викторина "Язык родной, дружи
со мной"

Январь

Конкурс проектов "Моя любимая книга"

Конкурс проектов "Мой любимый сказочный
персонаж"

Февраль

Физкультурно-логопедический досуг "Сильным, смелым вырастай".

Досуг-развлечение "Масленица"

Физкультурно-логопедический досуг "Всей семьей на старт!".

Досуг-развлечение "Масленица"

Март

Музыкально-речевой досуг "Лучше мамы друга нет на свете".

Игра-развлечение "Мы идем в театр" в рамках
Недели театра

Музыкально-речевой досуг "Мамин портрет".

Игра-развлечение "Театральное волшебство"
в рамках Недели театра

Апрель

Физкультурно-речевой досуг "Космические дали"

Физкультурно-речевой досуг "Готовимся к космическому полету".

Конкурс проектов "Мой рассказ о космосе"

Май

Музыкально-речевой досуг "Веснянка".

Досуг "Спасибо деду за Победу!"

Музыкально-речевой досуг "На родной сторонушке".

Досуг "Спасибо деду за Победу!"

Июнь

Досуг-развлечение "Наши таланты" на сцене летнего театра.

Музыкально-речевой досуг "Русская березка"

Досуг-развлечение "Минута славы" на сцене летнего театра.

Музыкально-речевой досуг "Русская березка"

 

Приложение 2

наверх

Конспект логопедического досуга "Город красивой речи"

Цель: обучение грамоте.

Задачи:

  • закрепление знаний о звукобуквенных связях и словообразующей роли гласных;
  • закрепление понятия "ударение", его значения в слове;
  • обучение эмоциональному высказыванию в игре-драматизации.

Оборудование: план города Красивой речи, костюм и замок Ударения, домики гласных и согласных звуков, костюмы гласных и согласных звуков, пластиковая доска, на которой написаны слова с пропущенными гласными, маркеры.

Речевой материал: МиР, ШаР, СыР, МаК, КоМ, ЛуК, СоК, ПоТ, ЗуБ, ДоМ, НоС, СыН, ПаР, РоТ, СуП, МэР, ЛаК, КоТ, СоН, ПуХ, КиТ, ТаЗ, ДаР.

Сценарий логопедического досуга "Город красивой речи"

Приложение 3

наверх

Физкультурно-речевой досуг "Всей семьей на старт!"
для детей подготовительной группы

Физкультурные задачи: 

  • закрепление умения бросать мяч в кольцо двумя руками от груди;
  • умений прыгать с продвижением вперед, сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности;
  • совершенствование умений бегать по всему залу, не наталкиваясь друг на друга, прыгать в длину;
  • формирование у детей желания принимать участие в досуге, создавать эмоциональный, положительный настрой при выполнении заданий и упражнений, стремления внести свой вклад в успех своей команды.

Речевые задачи:

  • развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики рук;
  • совершенствование навыка произношения коротких стихов и закличек;
  • закрепление навыка слогового анализа и синтеза трехсложных слов.

Предварительная работа:

  • разучивание логоритмической гимнастики, игр и эстафет на занятиях по физкультуре;
  • разучивание стихов, закличек на спортивную тему;
  • рисование на тему "Моя семья", создание эмблем для команд на занятиях по изодеятельности;
  • консультация для родителей "Движение – жизнь";
  • оформление стенда для родителей "Как организовать спортивный праздник с детьми дома";
  • беседы с детьми об Олимпиаде;
  • подготовка на роль Чебурашки ребенка-школьника, выпускника детского сада.

Оборудование: эмблемы для команд, скамьи гимнастические (2 шт.), баскетбольные корзины (2 шт.), мячи большие (2 шт.), обручи малые (14 шт.) и большие (4 шт.), скакалки (2 шт.), конусы (4 шт.), карточки с цифрами (от 1 до 10), медали, грамоты.

Сценарий Физкультурно-речевого досуга "Всей семьей на старт!"для детей подготовительной группы

 


[1]    О создании автогородка в ДОУ см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. № 6.

[2]    Авторы стихотворного текста логопедического досуга: О.Ю. Мовчан, О.Л. Ронина, родители воспитанника детского сада К. Мовчана. – Примеч. авт.

 

О.Л. Ронина, 
учитель-логопед ГОУ "Детский сад
компенсирующего вида № 1505"  г. Москвы

Е.А. Миронова,воспитатель по физической культуре
ГОУ "Детский сад компенсирующего вида № 1505" г. Москвы

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль