Стажировка как элемент внутришкольной системы повышения квалификации

10099

Внутришкольная система повышения квалификации позволяет корректировать деятельность педагогов с учетом специфики учебно-воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Самой распространенной формой внутришкольного повышения квалификации является стажировка. В данной статье представлены образцы документов, регламентирующих организацию стажировок в школе, а также практический опыт их применения, включая анализ проведенной работы и личные впечатления стажера.

Стажировки наряду с курсовой подготовкой и тематическими семинарами входят в систему повышения квалификации работников образовательного учреждения. Они не только позволяют корректировать деятельность педагогов непосредственно в рамках учебно-воспитательного процесса и создают условия для принятия ими норм корпоративной культуры, но и мотивируют их к дальнейшему повышению квалификации, освоению новых форм и методов работы с учетом современных требований к качеству школьного образования, способствуют их самореализации, формированию навыков экспериментальной и научно-методической деятельности, решению профессиональных и личных проблем.

Проект "Стажировки" стартовал в нашей гимназии в связи с ее реорганизацией (присоединением к ней двух малокомплектных образовательных учреждений) и необходимостью формирования единого образовательного пространства, однако механизмы его реализации хорошо зарекомендовали себя и при решении текущих проблем: в работе с молодыми педагогами, новыми сотрудниками и т. д.

Приведенный ниже пакет регламентирующей документации, а также описание стажировки, на которой апробировалась схема, представленная в положении о стажировках , дают полное представление об организации такой формы повышения квалификации.

ПОЛОЖЕНИЕ о стажировках в МАОУ «Гимназия № 210 "Корифей"»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Общие положения

1.1. Под стажировкой понимается временная смена рабочего места сотрудником с целью изучения системы работы (стандартов, требований и технологий) коллег в гимназии или партнерском учреждении, обмена опытом и (или) демонстрации своих профессиональных умений и навыков.

1.2. Стажировка является формой повышения квалификации с целью профессионального развития сотрудников.

1.3. Каждый сотрудник гимназии может быть направлен на стажировку.

1.4. По итогам стажировки стажер и наставники получают сертификаты с указанием сроков и темы стажировки. Оригиналы сертификатов хранятся у сотрудников, копии – в их личных делах.

2. Виды стажировок

Стажировки различаются:

2.1. По длительности:

  • кратковременная (до 2 недель);

  • долговременная (более 2 недель).

2.2. По составу участников:

  • стажировка, где два участника заменяют друг друга в учреждениях партнерской сети (обмен может осуществляться как планово, так и внепланово, например в случае замены отсутствующего педагога);

  • стажировка, где один участник стажируется при другом, выполняющем аналогичные функции.

2.3. По цели:

  • с целью изучения системы работы учреждения (подразделения учреждения, сотрудника) по какой-либо проблеме;

  • с целью внедрения какого-либо стандарта.

3. Организация стажировки

3.1. Стажировка может быть инициирована как представителем администрации гимназии (директором, заместителем директора, заведующим кафедрой, руководителем структурного подразделения и т. д.), так и самим сотрудником.

3.2. Инициатор стажировки ставит задачу перед стажером, который разрабатывает программу стажировки и согласовывает ее с куратором проекта "Стажировка".

3.3. Программа утверждается руководителями подразделений, где будет проходить стажировка, и по основному месту работы стажера.

3.4. В программе должны быть указаны:

  • тема, цель и задачи стажировки;

  • сроки и место прохождения;

  • участники;

  • мероприятия, которые стажер планирует посетить или провести;

  • ожидаемый результат.

3.5. В программу стажировки могут входить:

  • вводный инструктаж на месте (проводится в обязательном порядке);

  • посещение и проведение уроков, мероприятий, совещаний, собраний, тренингов и т. п.;

  • участие в заседаниях рабочих групп, семинарах, мастер-классах, в работе круглых столов и т. п.;

  • организация проектов;

  • изучение нормативной, методической и другой литературы по теме стажировки.

3.6. По результатам стажировки стажер составляет отчет, в котором должна быть представлена следующая информация:

  • тема, цель и задачи стажировки;

  • основные мероприятия;

  • выводы;

  • рекомендации и предложения по оптимизации процессов, касающихся темы стажировки.

3.7. Отчет по итогам стажировки стажер представляет на административном совещании (совещании при директоре). Письменный вариант отчета сдается куратору проекта "Стажировка", который оформляет сертификаты и вкладывает их в личные дела участников.

3.8. Информация об участии сотрудника гимназии в стажировках (как в качестве стажера, так и в качестве наставника) отражается в представлениях при аттестации педагогических и руководящих работников.

3.9. Оплата рабочего времени наставников производится из стимулирующей части фонда оплаты труда гимназии.

ПРОГРАММА стажировки в МАОУ «Гимназия № 210 "Корифей"»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ф.И.О. стажера:_______________________________________________________ .

Ф.И.О. наставника(-ов):_________________________________________________ .

Ф.И.О. ответственного за проведение стажировки :_________________________ .

Сроки стажировки: с "_____" ________________ 20 _____ г. по "_____" ________________ 20 _____ г.

Место прохождения стажировки: ________________________________________ .

Тема: ________________________________________________________________ .

Цель: ________________________________________________________________ .

Задачи:_______________________________________________________________ .

Мероприятия, в которых стажер планирует принять участие в рамках стажировки:

Название мероприятия

Сроки

Участники

Действия

Комментарий

Вводный инструктаж на рабочем месте

Уроки

Совещания

Собрания

Культурно-массовые мероприятия

Организация проектов

Изучение нормативной и методической литературы по теме стажировки

Планируемый результат (нужное отметить):

  • выступление на административном совете (обязательно);

  • выступление на заседании кафедры;

  • выступление на педагогическом совете;

  • проведение семинара;

  • письменный отчет (обязательно);

  • подготовка публикации;

  • иное: _____________________________________________________________

Формы отчетности: _____________________________________________________

Описание стажировки [1]

Проблемная ситуация

Учитель истории и обществознания работает в средних классах два года и испытывает сложности с организацией деятельности обучающихся на уроке (проблемы с дисциплиной).

Организация стажировки

Инициатором стажировки является заведующий кафедрой обществознания.

На заседании рабочей группы, в которую входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующий кафедрой обществознания и куратор проекта "Стажировка", выбраны пять педагогов-наставников – учителя математики, истории, химии, экономики и русского языка, которые сумели наладить продуктивное взаимодействие с обучающимися на уроках, в т. ч. и в классах, где работает стажер.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе согласовывает с наставниками их участие в стажировке.

Куратор проекта анализирует расписание занятий с целью выяснения возможностей взаимного посещения уроков и передает эту информацию стажеру для подготовки программы.

Стажер готовит программу, формулирует ее цель и задачи.

Этапы стажировки

1 этап – наставники посещают уроки стажера, дают методические и дидактические рекомендации.

2 этап – стажер посещает уроки наставников, на практике знакомится с их опытом.

3 этап – наставники снова посещают уроки стажера, оценивают изменения, внесенные им в собственную преподавательскую практику.

Срок стажировки

Планируемая длительность стажировки – 2 месяца.

Временные затраты наставников на посещение уроков

учителя истории и обществознания – 6 ч;

учителя экономики – 6 ч;

учителя русского языка – 3 ч;

учителя химии – 3 ч;

учителя математики – 3 ч.

Выводы и рекомендации

В ходе подготовки и проведения стажировки:

  • стажеру была предоставлена возможность самостоятельно планировать мероприятия;

  • произошло знакомство стажера с опытом коллег, работающих на разных кафедрах.

В дальнейшем необходимо:

  • применять гибкий график стажировки, указывая ее сроки, но не навязывая стажеру и наставникам схему распределения времени;

  • перед посещением уроков наставников проводить со стажером методическую работу (знакомить его с методикой преподавания наставника);

  • в зависимости от ситуации расширять или сужать круг наставников;

  • проводить совместные обсуждения преподавательской практики стажера с коллегами;

  • представлять отчет о стажировке на сайте гимназии (желательно в разделе, посвященном деятельности кафедр, а не в новостях).

Личные впечатления стажера по итогам стажировки

В течение двух месяцев я проходила стажировку в рамках внутришкольной системы повышения квалификации.

Педагоги нашей гимназии А.А. и Н.В. в разное время посещали мои уроки в 6-х классах. Коллеги отметили качественно выстроенную структуру уроков. В то же время они обратили внимание на дисциплинарную нестабильность поведения учеников. Н.В. посоветовала мне разнообразить формы работы на уроке. В настоящее время я следую этому совету, что действительно меняет ситуацию в классе. На уроках истории способов разнообразить процесс изначально было намного больше (обществознание в 6-м классе введено в программу только в этом году, и методическое обеспечение курса весьма условно). А.А. отметила уместность такого разнообразия, но посоветовала мне говорить немного тише, поскольку ее опыт показывает, что тихая речь учителя заставляет учеников концентрироваться. Не скажу, что мне просто следовать этому совету, но я прибегаю к нему в некоторых ситуациях.

Больше всего внимания было уделено моей работе в 8-м в классе. Е.Г., А.В. и Л.А. в разное время посещали мои уроки истории и обществознания. А.В. с интересом отнеслась к тому, что на уроке истории работают те ученики, которые обычно "равнодушны" к математике. Действительно, позднее я имела возможность это заметить. А.В. посоветовала мне более требовательно относиться к тем ученикам, которые не проявляют элементарной готовности к уроку, чтобы в дальнейшем они не приходили на урок без учебника или тетради.

Логика и форма моих уроков не вызвали нареканий коллег. В качестве положительных моментов Е.Г. отметила их междисциплинарный характер.

Думаю, что стажировка много дала мне в профессиональном плане: я смогла изучить опыт коллег и исправить собственные недочеты в методике преподавания. Финальный этап стажировки совпал по срокам с прохождением аттестации. По ее результатам мне была присвоена первая квалификационная категория. Примерно в это же время я приняла участие в городском конкурсе "Молодой педагог" и стала его лауреатом.


[1]       *   Составляется ответственным за проведение стажировки.

Ю.В. Заводова,

специалист по организации труда МАОУ «Гимназия № 210 "Корифей"»,
г. Екатеринбург


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль