Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения

168657

Написание сочинения-рассуждения (часть С) – непростое задание для школьников, т. к. за ограниченное время им нужно проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое высказывание, опираясь на авторскую позицию и свое видение проблемы.

Алгоритм  написания сочинения -рассуждения

Предложенный автором алгоритм написания сочинения-рассуждения по художественному тексту на примере миниатюры Ю. Бондарева "Красавица" поможет справиться с этой проблемой.

Учителя классов, в которых не предусмотрено углубленное изучение филологических дисциплин, знают, что задание ЕГЭ С1 – написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту – является сложным для многих учащихся. Наибольшую трудность обычно вызывают тексты (как правило, художественные), в которых авторская позиция выражена не прямо, а опосредованно, при помощи средств языка.

Конечно, на уроках литературы школьники анализируют художественные тексты, но прежде чем предложить ученикам самостоятельно проанализировать эпизод художественного произведения, учитель знакомит их:

  • с мировоззрением автора;
  • его этическими взглядами;
  • особенностями стиля.

На экзамене же ситуация другая: выпускнику могут предложить для анализа текст не знакомого ему автора, и учащийся должен быть готов к этой работе.

Для успешной подготовки учащихся к написанию части С целесообразно полностью разобрать на уроках несколько таких "сложных" текстов.

В качестве примера проанализируем миниатюру Ю. Бондарева "Красавица" (этот текст был предложен на ЕГЭ выпускникам 2009 г.), это поможет подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

Я видел это на пригородной танцплощадке. Веселый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом черных глаз, он пригласил ее танцевать с таким зверски жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания.

Что вы, что вы!

Разрешите? – повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. – Мне будет оч-чень приятно.

Она оглянулась по сторонам, будто в поисках помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой:

Наверно, у вас ничего не получится. Я плохо…

– Ничего. Прошу. Как-нибудь.

Он танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на нее, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряженные глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивая ее движения, трясясь и корчась от смеха.

Ее партнер каменно изображал городского кавалера, а она все поняла, всю непростительную низость красавца-партнера, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, простучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела в его зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил ее и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повел к колонне, где стояли ее подруги.

У нее были толстые губы, серые и очень большие, словно погруженные в тень диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не темные длинные ресницы, почти желтые ржаные волосы и тот взгляд, снизу вверх, преобразивший ее в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти".

Формулирование проблемы исходного текста при написании сочинения-рассуждения

Первый этап работы над сочинением – формулирование проблемы исходного текста.

Следует напомнить учащимся, что проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Проблема может быть сформулирована как вопросительным предложением (например, "Как влияют перемены погоды на здоровье человека?"), так и повествовательным (например, "Автор обозначает проблему влияния перемен погоды на здоровье человека"). На наш взгляд, целесообразнее ориентировать учащихся на формулирование проблемы в виде вопроса, поскольку так будет легче впоследствии обозначить авторскую позицию, ведь ответ на проблемный вопрос и есть авторская позиция, идея текста.

Зачастую на экзамене учащиеся получают тексты, в которых можно увидеть две и более проблемы (но выбрать и прокомментировать предлагается только одну). Поэтому необходимо объяснить выпускникам, что в сочи нении нужно рассматривать ту проблему, которую легче прокомментировать и по которой у них найдутся более убедительные аргументы.

Попытаемся выделить основные проблемы в тексте Ю. Бондарева. Обратим внимание на заглавие миниатюры: оно говорит о том, что автора волнует проблема красоты.

Как мы понимаем слово красивый?

Обратимся к толковому словарю и увидим, что первое значение слова "красивый" таково:

  • доставляющий наслаждение взору;
  • приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью;
  • прекрасный.

Рассмотрим второе значение этого слова:

  • полный внутреннего содержания;
  • высоконравственный.

Предлагаем учащимся ответить на вопрос: на какое значение слова красивый опирается автор, давая название рассказу, и школьники приходят к выводу: он опирается на второе значение. Теперь можно перейти к формулировке проблемы.

Приведем варианты:

  • Что можно назвать истинной красотой? Именно этот вопрос волнует автора текста.
  • Какого человека можно назвать красивым? Над этой проблемой автор предлагает задуматься читателю.

Комментарий к проблеме исходного текста при написании сочинения-рассуждения

После того как проблема сформулирована, необходимо ее прокомментировать, т. е. разъяснить, подвести читателя к пониманию авторской позиции.

Поэтому на втором этапе написания сочинения (комментарии к проблеме) нужно отметить:

  • насколько проблема актуальна;
  • обратить внимание на примеры, которые автор приводит для того, чтобы добиться убедительности;
  • сказать об авторском отношении к изображаемому;
  • акцентировать внимание на приемах и языковых средствах, при помощи которых автор воздействует на читателей и убеждает их в собственной правоте.

Предлагаем примерные вопросы, которые помогут прокомментировать заявленную проблему текста:

  1. Является ли проблема, рассматриваемая автором, на ваш взгляд, актуальной? Почему?
  2. В произведении два главных героя. Какой прием построения образов является основным? В чем противопоставлены герои? Почему героя, в отличие от героини, нельзя считать красивым при внешней привлекательности? Какие языковые средства подчеркивают это?
  3. Какие чувства автора выражены в произведении?

Сам комментарий может быть таким:

Проблема, заявленная автором, актуальна, потому что многие из нас, стремясь к внешней красоте, забывают о красоте внутренней.

Так и в рассказе Бондарева: красивый внешне молодой человек приглашает некрасивую девушку на танец с единственной целью – посмеяться над ней, унизить ее.

Автор сознательно принижает образ красавца: эпитет "зверски жадным видом" подчеркивает жестокость героя, желающего самоутвердиться за счет более слабого человека, а эпитетом "непростительную низость" выражено авторское возмущение действиями героя, и читателю становится ясно, что нельзя считать красивым человека жестокого, высокомерного, с презрением относящегося к людям.

Антитеза – главный прием построения произведения. Героиня рассказа противопоставлена надменному красавцу: растерянный взгляд, запинающаяся речь и неловкие движения девушки контрастируют с уверенным поведением молодого человека, однако, несмотря на внешнюю некрасивость, девушка одним взглядом приводит его в замешательство и вызывает восхищение повествователя.

Формулирование авторской позиции при написании сочинения-рассуждения

Прокомментировав проблему, следует переходить к третьему этапу написания сочинения-рассуждения – формулированию авторской позиции, не забывая о том, что идея текста – это решение заявленнойпроблемы.

Итак, какого же человека можно назвать красивым? Какие качества должны быть присущи красивому человеку?

Авторская позиция может быть сформулирована так:

Решая проблему, автор приходит к такому выводу: нельзя считать красивым человека внешне привлекательного, но душевно холодного, черствого, и наоборот, некрасивый внешне человек может быть внутренне прекрасен. Так, смелость, внутренняя сила, чувство собственного достоинства помогают главной героине рассказа стать красавицей, которую помнят всю жизнь.

Таким образом, автор убеждает нас в том, что красота душевная гораздо важнее красоты внешней.

После того как авторская позиция сформулирована, можно переходить к выражению собственного мнения. Для получения максимального балла по критерию К4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения о проблеме) учащимся при обосновании собственной позиции необходимо привести два аргумента, один из которых обязательно взят из литературного произведения (художественного, научного, публицистического), другой – "из жизни".

Формулируя собственную позицию, необходимо стремиться к этичности высказывания, поэтому нужно избегать фраз:

  • "Лично я считаю…";
  • "Я согласен с автором";
  • "Автор не прав" и т. д.

Уместнее использовать безличные конструкции:

  • "Трудно не согласиться с позицией автора";
  • "С автором можно поспорить" и т. д.

Такой может быть аргументация собственного мнения по заявленной проблеме

С автором трудно спорить, ведь многие писатели убеждают нас в том, что главное в человеке – его внутренняя красота.

Вспомним, например, героиню романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" Марью Болконскую. При внешней некрасивости, замкнутости она наделена внутренней силой, чувством собственного достоинства. Именно эти качества помогают ей отказаться от брака с безнравственным, но симпатичным ей красавцем Анатолем Курагиным; княжна Марья стремится к созданию семейного очага, но не хочет платить за это унижением своего достоинства.

В том, что внешняя красота не главное достоинство человека, Л.Н. Толстой убеждает нас не только на примере образа Марьи Болконской. Княжне противопоставлена другая героиня романа – эгоистичная красавица Элен. Обладая внешней красотой, эта героиня несет в мир, по словам Пьера Безухова, разврат и зло и вызывает чувство отвращения как у автора, так и у читателя.

"А если это так, то что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?" – задается вопросом и Н. Заболоцкий в стихотворении "Некрасивая девочка", давая понять читателю, что в человеке главное – содержание, а не внешняя оболочка.

Итак, мы еще раз убеждаемся в том, что красота – это прежде всего понятие нравственное.

Вступление к сочинению-рассуждению

Очень часто у учащихся возникает вопрос: с чего нужно начинать сочинение? Следует помнить, что вступление к сочинению должно быть небольшим (2–3 предложения), т. к. экзаменуемые ограничены во времени. Как показывает опыт, неплохо смотрятся вступления, начинающиеся именительным темы. Далее уместны риторические вопросы, наводящие как читателя, так и пишущего на определенные размышления. После таких вступлений школьникам, как правило, легче перейти к формулированию проблемы.

Приведем пример подобного вступления:

Красота…  Что мы подразумеваем, произнося это слово? Что такое красота?

И после такого вступления вполне логично перейти к ранее сформулированной нами проблеме.

Написание сочинения-рассуждения по встречной проблеме

Анализируя текст Ю. Бондарева, можно выделить и другую проблему, немаловажную и интересную для комментария (проблемы текста обычно перекликаются, однако нужно постоянно следить, чтобы учащиеся в комментариях не перескакивали с одной на другую и аргументы приводили именно по той, которая заявлена).

Чтобы выделить вторую проблему текста, предлагаем ответить учащимся на такие вопросы:

  • Чем явилась для героини ситуация, описанная в тексте?
  • Удалось ли героине выйти из этой ситуации победителем? Почему?

Эти вопросы не представляют трудности для школьников. Очевидно, что ситуация, в которую попадает героиня миниатюры, является для нее серьезным испытанием, однако девушка одерживает моральную победу над самоуверенным красавцем благодаря силе воли и чувству собственного достоинства.

Таким образом, мы выходим на идею текста, сформулировав которую, легко обозначить проблему: "Какие качества помогают человеку выстоять в трудной ситуации?" Над этой проблемой автор и предлагает поразмышлять читателю.

Прокомментировать ее помогут следующие вопросы:

  1. Статичен или динамичен образ девушки? Как он меняется от начала к концу произведения?
  2. Как меняется авторское отношение к героине? Почему?
  3. Каким образом героиня воздействует на молодого человека, который ведет себя недостойно?

Возможный комментарий к выделенной проблеме:

Читая текст, мы наблюдаем удивительную метаморфозу: некрасивая, испуганная, "с жалким, растерянным взглядом" и неловкими движениями, робкая девушка, которую высокомерный кавалер сознательно пытается сделать объектом насмешек, преображается в красавицу, "с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в собственной неотразимости".

Сам повествователь удивлен таким превращением: слово "вдруг" ("и вдруг толчком вскинула голову") указывает на неожиданность перемены – поведение героини шокирует как красавца-партнера, так и окружающих ("вокруг перестали танцевать"), а жалость рассказчика сменяется восхищением.

И если в начале текста автор называет девушку некрасивой, то в конце, рисуя ее портрет, он говорит: "Она была бы некрасивой…". И автор, и читатель, и окружающие смотрят на героиню уже другими глазами: только у красавицы могут быть ржаные волосы, длинные ресницы и взгляд, который так поражает всех.

Надо отметить, что героиня не только сама с блеском выходит из трудной ситуации, невольно убеждая всех в своей красоте, но и указывает самоуверенному красавцу на низость его поведения; она, преодолевая смущение, стучит ему в грудь, как будто пытаясь задеть холодное, жестокое сердце, и добивается своей цели: молодой человек мгновенно меняется ("нельзя позабыть, как он переменился в лице"). Как же ей это удается?

И теперь можно сформулировать авторскую позицию, которую мы уже обозначили на этапе определения проблемы: "Чувство собственного достоинства, осознание себя как личности делает человека сильным – такова позиция автора. Героиня преодолевает неловкость и робость, как только осознает, что ее человеческое достоинство пытаются унизить, растоптать, и эта внутренняя сила вызывает уважение и восхищение".

Переходим к аргументации по проблеме. Отмечаем, что многие писатели ценят чувство внутреннего достоинства в людях и изображают героев, которые, уважая себя как личность, проявляют силу духа в, казалось бы, безвыходных жизненных ситуациях.

Учащиеся обычно сразу вспоминают юного Петрушу Гринева, отказывающегося присягать самозванцу; мирного Пьера, который, не умея стрелять, вызывает оскорбившего его Долохова на дуэль; Андрея Соколова, способного в плену, в условиях близкой смерти, показать противнику "русское достоинство и гордость". Можно обратить внимание и на героиню повести В. Железнякова "Чучело", сумевшую противостоять толпе и заставившую одноклассников изменить взгляд на мир.

Возможный вариант формулирования собственного мнения по проблеме:

Автору трудно возразить: действительно, чувство внутреннего достоинства – ценное качество в человеке, и в этом нас убеждают многие литературные произведения.

Вспомним героя пушкинской "Капитанской дочки" Петрушу Гринева. Самоуважение, чувство внутреннего достоинства не позволяют ему изменить присяге и перейти на службу к самозванцу, и именно благодаря этим качествам Гринев вызывает симпатию Пугачева и избегает смерти, не теряя при этом чести.

Не теряет чувство собственного достоинства в сложной ситуации и Ленка Бессольцева, героиня повести В. Железнякова "Чучело". Став объектом насмешек и издевательств, эта девочка проявляет огромную моральную силу, и большинство одноклассников впоследствии осознают жестокость и безнравственность своего поведения и проникаются к Ленке уважением.

Итак, мы опять убеждаемся в том, что чувство собственного достоинства делает человека сильным и смелым.

Вступление к сочинению по этой проблеме можно написать, отталкиваясь от жизненного опыта. Помним, что вступление должно подводить к формулированию проблемы.

Возможный вариант вступления при написании сочинения-рассуждения:

Каждый человек, наверное, хоть раз в жизни попадает в ситуацию, когда его пытаются унизить, оскорбить, поэтому проблема, которую решает автор текста, актуальна. Как должен ощущать себя человек, чтобы не сломаться и достойно выйти из трудного положения, одержать моральную победу над противником?

Обучая написанию сочинения-рассуждения школьников, необходимо работать над развитием их речи. Обычно учителя на начальном этапе такого обучения предлагают ученикам клише, которые помогают сформулировать проблему, авторскую позицию и т. д. (приложение).

Бывает, что учащиеся, особенно слабые, испытывают затруднения, когда приходится анализировать качества героев или чувства автора, поэтому целесообразно перед уроком подготовки к написанию сочинения-рассуждения в качестве домашнего задания предложить ученикам поработать со словарем и выписать значение слов, понятий, необходимых для написания сочинения.

При такой систематической работе у школьников расширяется словарный запас, им становится легче формулировать мысли.

Написания сочинения-рассуждения – самое трудное, но и самое "дорогое" задание ЕГЭ по русскому языку (35% первичных баллов дается именно за него), и при постоянной вдумчивой и кропотливой работе над анализом текста можно подготовить учащихся к успешному выполнению этого задания.

Приложение

КЛИШЕ, помогающие учащимся написать сочинение-рассуждение по тексту Ю. Бондарева

  • Что мы подразумеваем, произнося это слово?
  • Каждый человек, наверное, хоть раз в жизни попадает в ситуацию
  • Формулирование проблемы.Что такое …? Какого человека можно назвать …? Именно эта проблема волнует автора.
  • Какие качества помогают человеку …? Какие особенности характера делают человека …? Над этими вопросами автор предлагает поразмышлять читателю.
  • Комментарий к проблеме.
  • Эта проблема актуальна, потому что каждый из нас…
  • Антитеза – главный прием…
  • Красота внешняя в рассказе Бондарева противопоставлена…
  • Прибегая к эпитетам… автор принижает образ красавца.
  • Читая текст, мы наблюдаем чудесное превращение…
  • Если в начале текста автор называет девушку некрасивой, то в конце…
  • Героиня не только убеждает всех в собственной силе и красоте, но и указывает молодому человеку на…
  • Формулирование авторской позиции.
  • такова позиция автора.
  • вот идея текста.
  • Автор убеждает читателя в том, что…
  • Формулирование собственного мнения о проблеме.
  • Трудно не согласиться с позицией автора, ведь действительно…
  • Вряд ли можно усомниться в авторской правоте…

ВАЖНО!  Читайте разъяснение "Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации" после получения бесплатного демо-доступа к Электронной системе "Образование"

Пример КЛИШЕ
Скачать в .pdf



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль