Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий ( школа)

13446

Проведение коррекционных занятий – это специальная пропедевтическая работа, способствующая усвоению детьми базисных знаний и умений, а также адаптации к условиям обучения в школе.
Она основана на использовании практических упражнений, игр, элементов продуктивной деятельности.
 

  • Принципы коррекционно-развивающей деятельности
  • Диагностика уровня развития ребенка
  • Форма проведения занятий
  • Структура коррекционно-развивающих занятий
  • Методы проведения занятий
  • Эффективность коррекционной работы в школе

Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных высших психических функций, связанных с органическими дефектами учеников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и школьной адаптации.

В целом система коррекционных мер, реализуемая в общеобразовательных школах, направлена:

  • на активизацию познавательной деятельности и социально-трудовую адаптацию учащихся;
  • повышение уровня умственного развития детей;
  • формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
  • овладение учениками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
  • коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

Принципы коррекционно-развивающей деятельности

При организации программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий психолога необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов:

1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.

2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.

3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).

4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения).

5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).

6. Индивидуальный подход к обучающимся.

7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)).

Педагоги-психологи отмечают следующие индивидуальные различия обучающихся в интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферах:

  • темп усвоения знаний, умений, навыков;
  • уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности, особенности логических операций, таких как обобщения и абстрагирования;
  • предрасположенность к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе с материалом;
  • уровень выделения и обобщения способов оперирования знаниями;
  • экономичность мышления;
  • сформированность установки на мотивации достижения/избегания;
  • сформированность внутренней позиции школьника-исследователя;
  • уровень развития саморегуляции поведения, готовности к совершению волевого акта и др.;
  • особенности самооценки и уровень развития самокритики.

наверх

Диагностика уровня развития ребенка

Психолого-педагогическая коррекция ребенка на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. Для того чтобы правильно выстроить систему корреционно-развивающего воздействия, необходимо учитывать особенности развития тех или иных функций в онтогенезе. Так, например, существуют сенситивные периоды для развития речи, логических операций, концентрации внимания и других высших психических функций. Дети, обучающиеся в одном классе, находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности,  у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний  об окружающем мире.  Поэтому коррекционная работа требует постоянной фиксации происходящих изменений в психике ребенка, его познавательных способностях.

Недостаточно проводить диагностику ребенка только на начальном этапе, при планировании коррекционно-развивающей деятельности, также как недостаточно исследовать только те психические функции, с которыми у ребенка имеются видимые трудности. Диагностическое обследование должно быть комплексным – включать исследование содержательных и динамических характеристик различных видов мышления, памяти, внимания, ощущений, восприятия, а также мелкой и крупной моторики, речи, особенностей межполушарной латерализации, коммуникативной, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер. Используемые методы диагностики должны быть по возможности краткими, разнообразными, удобными для быстрого выявления сенсорного недоразвития ребенка, также как и используемые дидактические пособия (строительные конструкторы, логический куб, игрушки и пр.).

Не всегда правильно начинать индивидуальную коррекционную работу с очного обследования ребенка, поскольку первичный контакт, осуществляемый в такой форме, может повысить тревожность, страх перед оцениванием и в итоге исказить результаты диагностики. Корректнее получать первичную информацию о ребенке, особенно о его личностных характеристиках (уровне самооценки, тревожности, притязаний, агрессивности, мнительности и т. д.), у учителя или родителей.

Начинать индивидуальное обследование лучше всего с беседы. В отдельных случаях, например, если ребенок имеет особенности личности аутистического спектра, следует заранее изучить сферу его интересов и организовать первичный контакт с учетом увлечений ребенка.

В целом любое коррекционное занятие для детей включает в себя диагностический блок, с помощью которого можно зафиксировать актуальный уровень развития определенных психических функций ребенка, выявить зону его ближайшего развития, а кроме того, сформировать механизмы, компенсирующие дефицитарные функции, либо развить уже имеющиеся, недостаточно сформированные функции.

наверх

Форма проведения занятий

Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Темп прохождения каждого этапа развития функций может быть разным, исходя из темпоральных особенностей личности ребенка, а также его сенсорного опыта.

Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом), сопровождаются вербальным материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.).

Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя; повышает мотивацию к выполняемой деятельности; обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно.

В начале обучения по индивидуальной коррекционно-развивающей программе для школьников на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему сформировать навык действия по инструкциям. Если у ребенка уже сформирован такой навык, то целесообразно предлагать игры на развитие функции переноса по аналогии или на развитие навыка самостоятельного поиска информации по заданным свойствам предметов (или теме в целом).

Коррекционно-развивающие занятия необходимо проводить с учетом правил здоровьесбережения, в числе которых:

  • организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;
  • регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);
  • выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка; 
  • контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;
  • использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.

Также в комплекс развивающих мероприятий должна быть включена оздоровительная работа в коррекционной школе. 

Для развития и коррекции личностной сферы можно применять игры-путешествия, где каждый сюжетный этап формирует определенную личностную характеристику.

Для придания целостности игровой ситуации и представленности в ней элементов учебной деятельности игра может дополняться ситуацией оценки ребенком самого себя как субъекта деятельности, например, ребенок, может отмечать свое продвижение в присвоении игрового опыта, меру освоения игровых действий при помощи ведения специального «журнала роста» или письменного отчета. Этот прием формирует у ребенка мотивацию, связанной со становлением его как субъекта учебно-игровой деятельности.

наверх

Структура коррекционно-развивающих занятий

Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывания этюдов по ролям, разрешения проблемных ситуаций. При построении занятия необходимо предусмотреть три основных этапа: мотивационно-ориентировочный, операциональный и контрольно-оценочный.

наверх

Методы проведения занятий

Методы проведения занятия должны обеспечивать взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками. Развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих разномодальных заданий. Например, любое задание, связанное с усвоением инструкции и условий ее выполнения, предполагает развитие памяти. Задания на развитие внимания могут включать в себя упражнения с элементами соревнования. Важно, чтобы преподнесение материала было дозированным, дробным, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

В процессе занятия детям следует оказывать дозированную помощь (например, задавать наводящие вопросы), хвалить и поощрять их.

Коррекционное занятие должно носить интегративный характер, позволяющий решать несколько разноплановых задач. При этом важно, чтобы содержание этих задач в рамках каждого занятия опережало уровень актуального развития детей, но соответствовало границам зоны их ближайшего развития.

Необходимо формировать у ребенка осознание целей и задач, стоящих в рамках каждого занятия, и стимулировать его к речевому опосредованию всех своих действий и операций. Это важно потому, что образ предмета (понятия) в восприятии ребенка становится по-настоящему подвижным и четким только тогда, когда ребенок может самостоятельно сформулировать его значение. Поэтому на первых этапах манипулирования с изучаемым предметом (понятием), ребенка следует просить называть его существенные свойства и выделять их в других предметах.

наверх

Эффективность коррекционной работы в школе

Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях школы коррекционная работа  будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение.

С.И. Резниченко,

клинический психолог учебно-производственной лаборатории факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, практический психолог ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 292", г. Москва



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль