Театральный проект "Классика в классе"

813
Театральный проект

Интервью с В.С. Спесивцевым, театральным режиссером, педагогом, художественным руководителем Московского молодежного театра, заслуженным деятелем искусств РФ, народным артистом РФ о театральном проекте "Классика в классе", развитии интереса к русской и мировой литературе и специфике интеграции художественного текста в жизнь современного старшеклассника

В 2015 году реализуется комплексная государственная программа "Год литературы", направленная на пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях, развитие интереса к русской и мировой литературе. В числе основных мероприятий – международный писательский форум "Литературная Евразия", проекты "Литературная карта России", "Библионочь-2015", "Лето с книгой", "Всемирный день книги", "Живая классика" и "ReadRussia / Читай Россию", конкурс "Литературная стоица России". О том, как можно интегрировать текст классического литературного произведения в жизнь современного старшеклассника, нам рассказал Вячеслав Семенович Спесивцев, театральный режиссер, педагог, художественный руководитель Московского молодежного театра, народный артист РФ.

Вячеслав Семенович, расскажите, пожалуйста, о проекте "Классика в классе".

Московский молодежный театр с 2009 г. реализует проект "Классика в классе" – театральный урок литературы для учащихся и учителей, который проводится как на сцене театра, так и в любой школе, т. е. на совсем не театральной сцене.

Уникальность спектакля-урока в том, что учащиеся сами принимают участие в театральной постановке. Они с головой окунаются в текст художественного произведения, когда прямо в класс заходят персонажи знаменитых классических произведений. Любой старшеклассник может вместе с Лопахиным расчертить вишневый сад на дачные участки, разучить с Репетиловым бессмертные строки А.С. Грибоедова… Театральный урок – не просто спектакль, это неповторимая постановка, насыщенная элементами ролевой игры.

"Классика в классе" включает 17 спектаклей по произведениям: «Недоросль» Д.И. Фонвизина, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова, "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова, "Отцы и дети" И.С. Тургенева, "Гроза" и "Бесприданница" А.Н. Островского, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, "Война и мир" Л.Н. Толстого, "Вишневый сад" А.П. Чехова, "На дне" М. Горького, "Дорогие мои хорошие…" С.А. Есенина, "Яма" А.И. Куприна, "Прощание с Матерой" В.Г. Распутина, "Ромео и Джульетта" У. Шекспира.

Как возникла идея театрального проекта "Классика в классе"?

Проект "Классика в классе" основывается на идее неразрывной связи искусства и жизни, встраивания текста в ежедневное существование человека. Эта идея имеет смысл, начиная от Древней Греции и до настоящего времени. В дни определенных праздников античный театр собирал все население города и окрестностей. Десять дней жители греческих полисов смотрели пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида, понимание которых было необходимо для строительства демократии. В демократическом полисе, например в Афинах, государственные вопросы решались народным собранием, соблюдались равенство граждан перед законом и свобода слова. Именно в таком полисе происходило развитие театра, который затрагивал проблемы политического строя, внешней политики, воспитания молодежи и др. Без театра невозможно было себе представить жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. Литература – это духовное здание, которое определяет существование человека в культуре, дает ему возможность понять, кто он есть. Но заставить читать ребенка невозможно. И можно понять школьников, которые не хотят читать тексты, анализировать сложную структуру художественного произведения, потому что эти тексты написаны для театра, т. е. они изначально предназначены для восприятия зрителя, а не читателя.

Один из спектаклей-уроков поставлен по тексту Л.Н. Толстого "Война и мир". Изучая этот роман на уроках, в самом лучшем случае учащиеся отслеживают сюжет, узнав, кто и за кого вышел замуж. А вся философия Л.Н. Толстого о войне и мире часто остается для них непознанной и непонятой. Поэтому в спектакле "Война и мир" философские рассуждения героев о войне и мире обязательно включены в их монологи. И мысли Л.Н. Толстого про войну кажутся настолько современными. Например, о том, что "война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну..." [Андрей Болконский: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. <…> Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями <…>. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. <…>" // Толстой Л.Н. Война и мир. Т. III. Ч. II. XXV.].

Поэтому, если написанное Л.Н. Толстым заставляет задуматься зрителя о сегодняшнем дне, о современной ему истории, задать себе вопрос "О чем это?", то свое главное предназначение и все свои задачи проект "Классика в классе" выполняет.

ГДЕ ПРОЧИТАТЬ ИНТЕРВЬЮ ПОЛНОСТЬЮ?
В №6- 2015 г. журнала "Справочник заместителя директора школы". Подпишитесь на это издание прямо сейчас!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль