Оптимизация временных затрат и мобилизация личностного ресурса при подготовке к экзаменам

579
Оптимизация временных затрат и мобилизация личностного ресурса при подготовке к экзаменам

В статье представлены схемы повторения материала и методики подготовки к экзаменам. Предлагаемый материал будет полезен школьникам не только при подготовке к экзаменам, но и при ежедневной подготовке домашних учебных заданий.

Л.С. Обласова, канд. пед. наук, зам. директора по НМР БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества “Амурский”», г. Омск,
Л.А. Шарикова, педагог-психолог БОУ «Гимназия № 75», г. Омск

Основные проблемы, препятствующие, по мнению старшеклассников, успешной подготовке и сдаче экзаменов – нехватка времени, трудности в запоминании больших объемов информации, боязнь неудачи. В связи с этим чрезвычайно важно познакомить обучающихся с приемами рационального чтения, методиками и упражнениями, позволяющими оптимизировать временные затраты на подготовку к экзаменам, повысить продуктивность запоминания.

Формы знакомства с подобной информацией могут быть разными: ознакомительный классный час, групповая работа, индивидуальные консультации.

Практически каждый обучающийся хоть раз задавался вопросом: «Что нужно сделать с усвоенной информацией для того, чтобы сохранить ее на заданный срок, например, на экзаменационный период?». То есть как информацию из кратковременной памяти перенести в долговременную?

Очевидно, что информацию нужно повторять, но многие не раз убеждались, что повторения дают разные результаты в зависимости от того, как это делать.Повторение – это работа с ранее изученной информацией, проводимая с целью закрепления содержания изучаемого материала в долговременной памяти, а также расширения и углубления имеющихся знаний.

Повторения проводятся в одной из следующих форм:

  1. Самостоятельное припоминание.
  2. Пересказ вслух.
  3. Мысленный пересказ (про себя).
  4. Письменное изложение основных пунктов материала.
  5. Письменное подробное изложение.
  6. Выборочное подглядывание в материал.
  7. Повторное углубленное чтение/изучение.
  8. Повторное поверхностное чтение.

А также разнообразные сочетания и модификации вышеназванных форм.

Исходя из практического опыта, можно утверждать, что максимально эффективно проводить повторения в следующих сочетаниях: 1 + 2 + 4 или 1+ 8 + 5 формы повторения.

Как правило, многие повторяют бессистемно или по принципу: «чем больше, тем лучше». Однако это нерационально по отношению к затратам времени, усилий и получаемым результатам. Кроме того, при недостаточном внимании к изучаемому материалу количество повторений не всегда сказывается на качестве запоминания.

Рассмотрим один из наиболее рациональных методов повторений при подготовке к экзаменам, семинарам, конференциям и при разучивании наизусть больших объемов текстов.

Разбейте материал для запоминания на части, каждая из которых требует примерно 15–20 мин при первом повторении (но не первом изучении). Для удобства пронумеруйте части: № 1, № 2 и т. д., № К – конечный. Под первым повторением будем понимать работу с ранее изученным материалом, проводимую в одной из вышеуказанных форм.

После первого повторения информация должна излагаться так, как этого требует поставленная задача.

СТАТЬЯ ПОЛНОСТЬЮ
опубликована в №5- 2015 г. журнала "Справочник классного руководятеля". Подпишитесь на это издание прямо сейчас  и в вашем распоряжении будут лучшие статьи из практики воспитательной работы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль