Оценка портфеля достижений учащегося 4-го класса, завершившего уровень начального общего образования

2408
Оценка портфеля достижений учащегося 4-го класса, завершившего уровень начального общего образования

Основные положения оценки портфеля достижений учащегося. Сводная таблица результатов оценки портфеля достижений учащихся 4-х классов, завершивших уровень начального общего образования: оценка результатов по критериям, характер динамики развития результатов, вывод об уровне освоения ООП НОО. Опыт МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода

Для отражения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы служит портфель достижений учащегося. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся в определенный период обучения по уровням образования с 1-го по 11-й классы. При этом портфель достижений учащегося является формой накопительной оценки не только результатов освоения учебных программ по предметам, но и программ развития универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся, программ их воспитания и социализации.

Портфель достижений учащегося дополняет традиционные контрольнооценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разных видах деятельности на каждом уровне образования: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Данную форму работы рекомендуется использовать для отслеживания личностных (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества) и метапредметных (освоенные УУД [познавательные, регулятивные и коммуникативные], обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) результатов образования, которые не подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов.

Необходимо отметить, что портфель достижений является подтверждением становления личностных характеристик учащихся, обозначенных в «портрете выпускника» начальной* [* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373). Раздел I, п. 8.], средней и старшей школ. Он играет важную роль при переходе ребенка в 5-й или 10-й класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

В нормативных документах, в частности в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а также в примерной основной образовательной программе начального общего образования** [** Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Составитель Е.С. Савинов. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012.] подчеркивается, что в портфеле достижений должны находиться документы, подтверждающие формирование у учащегося совокупности компетентностей, представленных в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ (по каждому уровню обучения). В этом случае портфель достижений учащегося используется как средство педагогической диагностики для изучения сформированности компетентностей выпускника образовательной организации.

Формирование портфеля достижений учащегося имеет следующие задачи:

  1. поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
  2. поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  3. развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  4. формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  5. содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;
  6. закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
  7. обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса учащихся в широком образовательном контексте, демонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения;
  8. формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях учащихся;
  9. обеспечивать комплексную оценку планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Оценка портфеля достижений учащегося вызывает много споров, т. к. механизм оценки портфеля не установлен нормативными документами, есть лишь общее указание о необходимости его оценивания. Поэтому каждая образовательная организация обязана разработать локальный акт, в котором должна прописать структуру и содержание, порядок формирования и оценку материалов портфеля достижений учащегося.

В МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода для реализации требований к портфелю достижений учащегося рабочей группой, в состав которой вошел и педагог-психолог, разработаны локальный акт «Положение о портфеле достижений учащегося» и система оценивания портфеля достижений. При этом рабочая группа руководствовалась следующими нормативными документами и локальными актами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”»;
  • основная образовательная программа уровня начального общего образования (далее – ООП НОО) МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода.

ГДЕ ПРОЧИТАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ?
Основные положения оценки портфеля достижений учащегося, сводная таблица результатов оценки портфеля достижений учащихся 4-х классов, завершивших уровень начального общего образования, - в полной версии статьи в №5 журнала "Справочник педагога-психолога. Школа". Подпишитесь на это издание прямо сейчас!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль