Экспертиза ООП начального общего образования

1286
Экспертиза ООП начального общего образования

Предложенный автором статьи алгоритм экспертизы ООП начального общего образования позволяет выявить ее возможные содержательные издержки и определить актуальные направления дальнейшего обновления с учетом изменений во ФГОС.

Экспертиза как одна из процедур системы оценки качества образования приобретает сегодня особую значимость в педагогической практике. Это обусловлено особым периодом в деятельности образовательных организаций: массово завершается реализация основных образовательных программ (далее – ООП) начального общего образования, разработанных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) начального общего образования; в конце текущего учебного года предстоит оценка достижения соответствующих образовательных результатов учащимися 4-х классов. Результаты этой оценки, как ожидается, дадут ответ на вопрос, позволила ли разработанная и реализуемая образовательными организациями (далее – ОО) ООП начального общего образования стать инструментом управления качеством образования и обеспечить достижение учащимися запланированных образовательных результатов.

Следует выделить ряд наиболее общих причин для коррекции действующих ООП начального общего образования:

действующие на сегодня ООП начального общего образования разрабатывались в большинстве случаев в достаточно сжатые сроки;

  • отсутствовал как таковой опыт разработки ООП начального общего образования в условиях жесткой нормативно-правовой регламентации и единых для всех ОО требований, закрепляемых ФГОС начального общего образования;
  • имела место недооценка того факта, что ООП начального общего образования – основной (и единственный) нормативный документ, определяющий содержание образования и пути его реализации в конкретной ОО;
  • бытовала убежденность, что примерная ООП начального общего образования (составитель Е.С. Савинов*[* Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2010. 204 с. (Стандарты второго поколения).]) является документом для полного копирования и точного исполнения в ОО.

Указанные причины не могли способствовать разработке конструктивного, действенного документа, отражающего в полной мере стратегию и тактику деятельности ОО, специфику ее образовательной системы, вклад каждого педагога в достижение планируемых результатов. Самым большим недостатком стала недоработка результативно-целевого блока ООП начального общего образования, в особенности раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования». В целом ряде случаев к перечисленным объективным причинам добавились причины субъективные. Это случаи, когда администраторы ОО не сочли нужным разрабатывать аутентичный документ и позволили себе элементарное копирование примерной ООП начального общего образования под реакцией Е.С. Савинова. Вместе с тем Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) определяет назначение примерной ООП как документа-ориентира**[ Пункт 10 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»].

Такой статус примерной ООП должен пониматься однозначно, поскольку любая образовательная организация имеет свои особенности (миссия, специфика социокультурной среды, традиции, потенциал участников образовательных отношений, цели образовательной деятельности и т. п.). Особое значение обретает сегодня часть ООП начального общего образования, формируемая участниками образовательных отношений***[Подробно о реализации части ООП начального общего образования, формируемой участниками образовательных отношений, читайте в журнале «Управление начальной школой». 2015. № 2. – Примеч. ред.], которая должна отражать обусловленные разными факторами изменяющиеся потребности и запросы различных групп потребителей образовательных услуг. Часть ООП начального общего образования, формируемая участниками образовательных отношений, позволяет реализовать миссию и цели образовательной деятельности ОО с учетом ее особенностей, возможностей и традиций; уровня подготовки обучающихся, их интересов, мотивов учебной деятельности; особых образовательных запросов отдельных групп обучающихся. Не будет преувеличением сказать, что планируемое качество образования, которое характеризует и отличает каждую конкретную ОО от других, и делает ее привлекательной для обучающихся и их родителей. А это есть самый весомый аргумент необходимости своевременной и грамотной коррекции ООП начального общего образования.

ГДЕ ПРОЧИТАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ?
Об экспертизе действующей ООП начального общего образования, ее основных направлениях, содержании экспертизы ООП начального общего образования читайте в полной версии статьи, опубликованной в №5 журнала "Управление начальной школой". Подпишитесь на это издание прямо сейчас!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль