Экспертиза ООП начального общего образования

1294
Экспертиза ООП начального общего образования

Предложенный автором статьи алгоритм экспертизы ООП начального общего образования позволяет выявить ее возможные содержательные издержки и определить актуальные направления дальнейшего обновления с учетом изменений во ФГОС.

Экспертиза как одна из процедур системы оценки качества образования приобретает сегодня особую значимость в педагогической практике. Это обусловлено особым периодом в деятельности образовательных организаций: массово завершается реализация основных образовательных программ (далее – ООП) начального общего образования, разработанных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) начального общего образования; в конце текущего учебного года предстоит оценка достижения соответствующих образовательных результатов учащимися 4-х классов. Результаты этой оценки, как ожидается, дадут ответ на вопрос, позволила ли разработанная и реализуемая образовательными организациями (далее – ОО) ООП начального общего образования стать инструментом управления качеством образования и обеспечить достижение учащимися запланированных образовательных результатов.

Следует выделить ряд наиболее общих причин для коррекции действующих ООП начального общего образования:

  • действующие на сегодня ООП начального общего образования разрабатывались в большинстве случаев в достаточно сжатые сроки;
  • отсутствовал как таковой опыт разработки ООП начального общего образования в условиях жесткой нормативно-правовой регламентации и единых для всех ОО требований, закрепляемых ФГОС начального общего образования;
  • имела место недооценка того факта, что ООП начального общего образования – основной (и единственный) нормативный документ, определяющий содержание образования и пути его реализации в конкретной ОО;
  • бытовала убежденность, что примерная ООП начального общего образования (составитель Е.С. Савинов*[* Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2010. 204 с. (Стандарты второго поколения).]) является документом для полного копирования и точного исполнения в ОО.

Указанные причины не могли способствовать разработке конструктивного, действенного документа, отражающего в полной мере стратегию и тактику деятельности ОО, специфику ее образовательной системы, вклад каждого педагога в достижение планируемых результатов.

Самым большим недостатком стала недоработка результативно-целевого блока ООП начального общего образования, в особенности раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования». В целом ряде случаев к перечисленным объективным причинам добавились причины субъективные. Это случаи, когда администраторы ОО не сочли нужным разрабатывать аутентичный документ и позволили себе элементарное копирование примерной ООП начального общего образования под реакцией Е.С. Савинова. Вместе с тем Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) определяет назначение примерной ООП как документа-ориентира**[ Пункт 10 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»].

Такой статус примерной ООП должен пониматься однозначно, поскольку любая образовательная организация имеет свои особенности (миссия, специфика социокультурной среды, традиции, потенциал участников образовательных отношений, цели образовательной деятельности и т. п.). Особое значение обретает сегодня часть ООП начального общего образования, формируемая участниками образовательных отношений***[Подробно о реализации части ООП начального общего образования, формируемой участниками образовательных отношений, читайте в журнале «Управление начальной школой». 2015. № 2. – Примеч. ред.], которая должна отражать обусловленные разными факторами изменяющиеся потребности и запросы различных групп потребителей образовательных услуг. Часть ООП начального общего образования, формируемая участниками образовательных отношений, позволяет реализовать миссию и цели образовательной деятельности ОО с учетом ее особенностей, возможностей и традиций; уровня подготовки обучающихся, их интересов, мотивов учебной деятельности; особых образовательных запросов отдельных групп обучающихся. Не будет преувеличением сказать, что планируемое качество образования, которое характеризует и отличает каждую конкретную ОО от других, и делает ее привлекательной для обучающихся и их родителей. А это есть самый весомый аргумент необходимости своевременной и грамотной коррекции ООП начального общего образования.

ГДЕ ПРОЧИТАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ?
Об экспертизе действующей ООП начального общего образования, ее основных направлениях, содержании экспертизы ООП начального общего образования читайте в полной версии статьи, опубликованной в №5 журнала "Управление начальной школой". Подпишитесь на это издание прямо сейчас!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль