Как помочь выпускнику психологически подготовиться к экзаменам

1397
Как помочь выпускнику психологически подготовиться к экзаменам

Какое влияние оказывают экзамены на психологическое состояние школьников? Какие существуют приемы эмоциональной саморегуляции? Как ребенку помочь справиться с собой в сложной ситуации экзаменов?

Для большинства учеников экзамен является весьма значимым событием, а для многих он – еще и стрессогенный фактор. Особенно это относится к хорошим ученикам, которым важно получить на экзамене высокую оценку.

К сожалению, стрессовая ситуация нередко влечет за собой изменения в психофизиологических процессах учащихся, что может негативно повлиять на их психологические процессы и действия на экзамене или, наоборот, высвободить огромный потенциал энергии и существенно повысить качество работы.

Как влияет экзамен на психологическое состояние школьника

Негативные изменения чаще всего возникают у учеников со слабым типом нервной системы и социальными страхами. Начнем с типа нервной системы. Это понятие было введено И. Павловым. Наиболее важной характеристикой нервной системы он считал силу процесса возбуждения, отражающую работоспособность человека и проявляющуюся в способности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения.

С этой точки зрения можно рассматривать два типа нервной системы – сильный и слабый. Эти два типа отличаются друг от друга прежде всего длительной работоспособностью или, напротив, быстрой утомляемостью человека. Ученики со слабым типом нервной системы менее выносливы, им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы периодически давать вовлеченным в работу нервным клеткам отдых для сохранения оптимальной работоспособности. На экзамене степень нервного напряжения столь высока, что тонус умственной деятельности может снижаться, требуя увеличения времени выполнения задания. Для таких учащихся целесообразно слегка обесценить значимость экзамена, рассказать им о пережитых когда-то «провалах» сдачи экзаменов и вместе посмеяться над этим.

Ученики с социальными страхами, как правило, ставят себе высокую планку, боятся не добиться высоких результатов и перестать соответствовать образу успешного ребенка успешных родителей. Если страх неудачи у них сформируется, то при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что существенно уменьшит эффективность их работы и снизит концентрацию внимания. Некоторое обесценивание результата экзамена полезно им так же, как и учащимся со слабым типом нервной системы.

Попробуем разобраться в том, как ученик реагирует на экзамен, если таковой является для него стрессовой ситуацией. Выделяют две основные реакции на стресс: перевозбуждение и апатию. При перевозбуждении у учеников могут наблюдаться острые вегетативные сдвиги: учащение пульса, потение, слабость в ногах. Возможны повышенная нервозность, неуверенность в себе, неконтролируемые движения (ученик может бесцельно хватать ручку, крутить ее, стучать ею по парте и т. п.), торопливость, суетливость. На экзамене такие ученики беспорядочно берутся то за одно, то за другое задание, будучи не в состоянии рассчитать время, отведенное на выполнение работы, и делают много ошибок по невнимательности.

При апатии, наоборот, наблюдаются вялость, заторможенность в движениях, зевота, затрудненное начало работы, отсутствие энергии для преодоления сложных ситуаций. На экзамене такие ученики долго не могут сосредоточиться, по нескольку раз перечитывают задание и в итоге выполняют его некачественно.В зависимости от ситуации один и тот же ученик может испытывать перевозбуждение или апатию.

ВАЖНО!
Приемы эмоциональной саморегуляции, примеры упражнений и общие рекомендации по их выполнению читайте в полной версии статьи, опубликованной в №3 журнала "Справочник Педагога-психолога. Школа". Подпишитесь на это издание прямо сейчас!

ВЫ СПРАШИВАЕТЕ,
как родители могут помочь детям подготовиться к успешной сдаче единого государственного экзамена?ОТВЕТ читайте после получения бесплатного демо-доступа в Электронной системе "Образование".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль