• Главная страница
  • » Статьи
  • » Диагностика готовности учащихся к обучению в старшей школе. Проверочная работа естественнонаучного блока

Диагностика готовности учащихся к обучению в старшей школе. Проверочная работа естественнонаучного блока

2026

Инструкция для учащегося: При выполнении задания с выбором одного правильного ответа из четырех обведите номер выбранного ответа и запишите его в бланк ответов. Ответы на задания с кратким ответом запишите сначала в указанном месте в тесте, а затем в бланке ответов. Развернутый ответ на задание задания С1–С3 пишите на бланке ответов с двух сторон с обязательным указанием номера этого задания, на задания С4 и С5 – в указанном месте в тесте. Пишите разборчиво и аккуратно.

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

Аня прочитала, что зубы человека в разное время суток по-разному реагируют на одно и то же болевое воздействие. Величина порога болевой чувствительности зависит от времени суток (рис. 1.). Порог болевой чувствительности – это наименьшая величина воздействия, при которой начинают возникать болевые ощущения.

Действие анестезии после обезболивающего укола также продолжается разное время в зависимости от времени суток (рис. 2).


Рис. 1.

 
Рис. 2.

Задание 1

В соответствии с графиком на рис. 2 длительность анестезии в течение суток изменяется в пределах:

  1. От 6 ч до 20 ч.
  2. От 1 ч до 24 ч.
  3. От 10 мин до 30 мин.
  4. От 10 мин до 16 мин.

Задание 2

На рис. 2 часть кривой обозначена пунктирной линией. Вероятнее всего, это означает, что:

  1. Достоверные данные для ночного времени суток отсутствуют.
  2. Минимальная длительность анестезии составляет 10 мин.
  3. Максимальная длительность потери чувствительности после укола превышает 30 мин.
  4. С 8 ч вечера до 6 ч утра зубы наиболее чувствительны к обезболивающим уколам.

Задание 3

Какой из перечисленных ниже выводов можно сделать, сопоставив информацию, представленную на рис. 1 и 2?

  1. В середине дня длительность анестезии максимальна, а зубы наиболее чувствительны к боли.
  2. В послеобеденные часы минимальна болевая чувствительность зубов и максимальна длительность aнестезии.
  3. Рано утром у большинства людей зубы практически не чувствительны к боли и их можно лечить без обезболивающих уколов.
  4. Поздно вечером чувствительность зубов падает гораздо сильнее, чем длительность действия анестезии.

Задание 4

У Ани неожиданно заболел зуб, но она очень боится его лечить. К какому часу Ане лучше прийти к стоматологу, если он принимает с 8 до 12 ч утра и с 18 до 20 ч вечера?

Ответ запишите цифрами.

Ответ: к __________ ч.

Прочитайте текст и выполните задания 5, 6, С1.

Известно, что масса тела зависит не только от его размеров, но и от плотности вещества, из которого сделано тело. При этом плотность вещества определяют, находя отношение массы тела к его объему.

Задание 5

Во время практической работы Антон налил в мензурку воды и добавил в воду 3 г сахара. Измерив объем раствора и его массу, он определил величину, равную отношению массы к объему. Затем добавил в раствор еще 3 г сахара и снова, измерив массу и объем, нашел отношение этих величин. Такую процедуру он проделал еще три раза, каждый раз добавляя в раствор одинаковую массу сахара. Что проверял Антон в этом опыте?

В этом опыте он:

  1. Хотел получить точное значение плотности раствора сахара в воде.
  2. Проверял, сколько сахара может раствориться в данном объеме воды.
  3. Исследовал, как меняется температура раствора с увеличением массы сахара в воде.
  4. Исследовал, как меняется плотность раствора с увеличением концентрации сахара в воде.

Задание 6

Антон предположил, что масса тела увеличивается пропорционально увеличению его объема. Для проверки этой гипотезы он взял 6 брусков разного размера из алюминия, пластмассы и стекла. Результаты измерений объема брусков и их массы Антон отметил точками на графике (рисунок). Погрешности измерений объема и массы равны соответственно 0,5 см3 и 0,5 г.

Какой вывод следует сделать по результатам этого эксперимента?

  1. С учетом погрешности измерений эксперимент подтвердил правильность гипотезы.
  2. Проведение эксперимента не соответствовало выдвинутой гипотезе.
  3. Погрешности измерений массы слишком велики, чтобы можно было проверить предположение.
  4. Большинство результатов измерений подтверждает гипотезу, но при измерении массы бруска объемом 12,5 см3 допущена грубая ошибка.

Задание С1

Антону необходимо определить плотность алюминия. Он измерил массу алюминиевого бруска при помощи рычажных весов, и она оказалась равной 58 г 200 мг. Затем он опустил брусок в мензурку с ценой деления 2 мл и измерил объем бруска. Объем бруска оказался равным 24 мл.

  1. Проверьте, соответствует ли полученный Антоном результат данным справочника, где указана плотность алюминия 2700 кг/м3.
  2. Как вы посоветуете поставить опыт, чтобы увеличить точность измерения плотности алюминия?

Прочитайте текст и выполните задания 7–10, С2

Почва – это верхний слой земли, обладающий особым свойством – плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами. От плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур. Однако каждый год вместе с урожаем человек выносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Органические удобрения – это или отходы жизнедеятельности животных (птичий помет, навоз), или отмершие части организмов (перегной, торф). Они не только обогащают почву необходимыми веществами, но и улучшают ее структуру, удерживают в почве влагу. По своему составу органические удобрения комплексные, так как содержат все необходимые растению химические элементы, но в виде органических соединений. Эти соединения переходят в доступные для растений растворенные в воде минеральные вещества благодаря деятельности почвенных бактерий. Например, достаточно один раз внести в почву перегной, чтобы на несколько лет обеспечить ее плодородие.

Минеральные удобрения – это селитра, зола, суперфосфат и другие, в отличие от органических, обладают кратковременным действием, поэтому их вносят перед посевом семян или одновременно с ними, а также в период роста растений в виде подкормки. В зависимости от содержания минеральных веществ различают калийные, азотные и фосфорные удобрения. Калийные (зола) и азотные (селитра) удобрения быстро растворяются в воде, проникают в почву и поглощаются корнями растений. Их вносят в почву весной. Фосфорные удобрения, например суперфосфат, обладают плохой растворимостью, поэтому его вносят в почву осенью. Минеральные удобрения оказывают разное влияние на рост и развитие растений. Калийные удобрения усиливают отток органических веществ от листьев к корнеплодам и корням. Азотные удобрения стимулируют рост побегов с листьями и почками. Внесение фосфорных удобрений влияет на цветение, повышает вероятность оплодотворения, ускоряет у растений созревание плодов и семян.

При внесении удобрений необходимы осторожность и точные знания о потребностях растений и запасе питательных веществ в почве. “Перекорм” растений так же вреден, как и недостаток каких-либо питательных веществ. При избыточном внесении удобрений химические вещества не используются растениями и накапливаются в плодах, клубнях и листьях, нанося вред здоровью человека.

Задание 7

К удобрениям продолжительного действия относят:

  • Золу
  • Селитру
  • Суперфосфат
  • Навоз

Задание 8

Для подкормки растений можно использовать:

  • Золу
  • Селитру
  • Суперфосфат
  • Навоз

Задание 9

Органические удобрения вносятся в почву задолго до посева семян, потому что

  1. Они быстро растворяются и вымываются водой из почвы.
  2. Их избыток накапливается в плодах и клубнях, и это опасно.
  3. Под действием бактерий они становятся доступными для растений.
  4. Они усиливают отток влаги от листьев к корням

Задание 10

С целью повышения объема зеленой массы растения следует удобрять:

  1. Торфом
  2. Селитрой
  3. Суперфосфатом
  4. Золой

Задание С2

Фермер хочет получить максимальный урожай моркови, и поэтому решил внести в почву удобрения. Он приобрел золу и перегной. Какое из этих удобрений необходимо внести в почву осенью, а какое весной перед посадкой семян моркови?

Ответ обоснуйте.

Прочитайте текст и выполните задания 11–13, С3

Земля обладает магнитным полем, как будто бы в ее центре расположен гигантский полосовой магнит. Геомагнитное поле обусловлено источниками, расположенными в глубинах Земли.

Как узнать, были ли в далеком прошлом Земли периоды, когда геомагнитное поле отличалось от нынешнего? Оказывается, следы есть: горные породы, содержащие железные сплавы, намагничиваются в период своего формирования под действием магнитного поля Земли и сохраняют приобретенную намагниченность в последующие эпохи. Величина и направление этой намагниченности соответствуют магнитному полю, существовавшему в данной точке земной поверхности при образовании породы, т. е. миллионы и сотни миллионов лет назад.

Обыкновенная лава, вытекающая из вулкана при его извержении, всегда содержит некоторое количество сплавов железа. Первоначально, в процессе извержения, железо и другие ферромагнетики не намагничены: у каждого ферромагнетика существует температура (температура Кюри), выше которой ферромагнетик теряет свойство намагничиваться и во много раз усиливать магнитное поле. При остывании и кристаллизации лавы в нее как бы “вмораживаются” силовые линии геомагнитного поля в виде множества железосодержащих кристалликов, превратившихся в миниатюрные магнитные стрелки, ориентированные вдоль силовых линий.

Изучение лавовых напластований, проведенное в разных точках Земли, показывает, что за последние примерно 700 тыс. лет геомагнитное поле практически не изменялось. Но исследования более глубоких и, следовательно, древних слоев показало, что лавовые напластования представляют собой настоящий слоеный пирог – за верхним слоем с “нормальными” силовыми линиями шел слой с линиями “обратной” полярности, т. е. такими, которые соответствуют геомагнитному полю с полюсами, поменявшимися местами. Там, где был северный край, стал южный; потом снова шел “нормальный” слой, еще один обращенный и т. д. За последние 4 млн. лет геомагнитное поле изменяло свою полярность не менее 9 раз!

Задание 11

Под температурой Кюри в тексте понимают температуру:

  1. При которой происходит плавление и извержение лавы.
  2. При которой происходит кристаллизация железосодержащих сплавов.
  3. Выше которой ферромагнетик теряет свойство намагничиваться и многократно усиливать внешнее магнитное поле.
  4. Выше которой горные породы, содержащие железные сплавы, намагничиваются и сохраняют свою намагниченность.

Задание 12

За последние 4 млн. лет магнитное поле Земли неоднократно изменяло свою полярность. При этом:

  1. Оба полюса геомагнитного поля становились северными.
  2. Северный и южный магнитные полюса менялись местами.
  3. Южный и северный магнитные полюса смещались к экватору.
  4. Северный магнитный полюс оказывался на экваторе, а южный оставался на месте.

Задание 13

Лабораторные эксперименты показывают, что температура Кюри понижается с увеличением давления. Поскольку давление и температура земных слоев увеличиваются с глубиной, можно предположить, что ниже определенной глубины:

  1. Ферромагнитные вещества теряют свою намагниченность.
  2. Все вещества теряют свою намагниченность.
  3. Ферромагнитные вещества приобретают намагниченность противоположно направлению магнитного поля Земли.
  4. Все вещества приобретают намагниченность противоположно направлению магнитного поля Земли.

Задание С3

Археологи утверждают, что глиняные черепки обладают “магнитной памятью”. Известно, что в мягкой глине содержатся железосодержащие кристаллы, которые могут реагировать на внешнее магнитное поле. Объясните, почему посуда из обожженной глины может сохранять информацию о направлении внешнего магнитного поля.

Задание С4

Вам необходимо сравнить строение и свойства растительной и животной клеток. Вспомните основные элементы строения и функций этих клеток и заполните в таблице пустые клеточки, обозначенные цифрами в скобках (от 1 до 6).

Опираясь на вопросы для сравнения, в первой и второй строках таблицы запишите свойства клеток. В третьей строке по указанным свойствам сформулируйте вопрос для сравнения, а в четвертой – самостоятельно придумайте и вопрос для сравнения и укажите соответствующие ему свойства клеток.

По результатам сравнения сделайте вывод (7) о сходстве и различии элементов строения и функций растительной и животной клеток.

Вопросы для сравнения

Растительная клетка

Животная клетка

Какие вещества образуются при дыхании клетки?

Углекислый газ и вода

(1)

Какие органоиды клетки способны синтезировать молекулы АТФ?

(2)

Митохондрии

(3)

Рибосомы

Рибосомы

(4)

(5)

(6)

(7) Вывод: ___________________________________________________________

Задание С5

В процессе обучения физике, химии и биологии вы познакомились с различными классификациями естественнонаучных объектов. Вспомните известные вам классификации химических веществ и выполните задание.

Прочитайте перечисленные ниже химические формулы неорганических веществ:

  1. H2SO4
  2. N2
  3. AlCl3
  4. Ca
  5. NaHCO3
  6. O3
  7. HNO3  
  8. Na 
  9. CuSO4                                       

Объедините данные вещества в четыре однородные группы. Запишите в таблицу номера терминов, входящих в каждую группу и общее для группы название.

Группа

Номера веществ

Общее название группы

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Впишите названия групп в нижнюю строку приведенной ниже схемы и заполните остальные блоки схемы, отразив полученную классификацию.

Неорганические вещества

Ответы и критерии оценивания

Ответы на задания с выбором ответа и кратким ответом:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ответ

3

1

2

18

4

2

4

1

3

2

3

2

1

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Указания к оцениванию ответа

Баллы

Задание С1

1. 58,2 г / 24 см3 ≈ 2,4 г/см3 . Полученное значение плотности 2400 кг/м3 меньше табличного значения.

2. Точность измерений можно увеличить, если взять мензурку с меньшей ценой деления или брусок большего объема

Приведены оба элемента верного ответа

2

Приведен только один из элементов верного ответа.

Приведены оба элемента ответа, но в одном из них допущена ошибка

1

Ответ не содержит элементов верного ответа или отсутствует

0

Задание С2

1. Перегной вносят осенью, а золу весной перед посевом семян.

2. Перегной относится к удобрениям длительного действия (необходимо время для того, чтобы почвенные бактерии перевели эти удобрения в доступные для растения растворы минеральных веществ). Зола относится к удобрениям кратковременного действия

Приведены оба элемента верного ответа

2

Приведен только один из элементов верного ответа.

Приведены оба элемента ответа, но в одном из них допущена ошибка

1

Ответ не содержит элементов верного ответа или отсутствует

0

Задание С3

1. Указано на обжиг глины (или процесс затвердения глины в посуде).

2. Приведено обоснование о “вмораживании” магнитных линий. Например: «При обжиге глиняной посуды в нее как бы “вмораживаются” силовые линии внешнего магнитного поля в виде множества железосодержащих кристалликов, превратившихся в миниатюрные магнитные стрелки, ориентированные вдоль силовых линий».

При этом допускается как собственная формулировка, так и взятое из текста обоснование

Приведены оба элемента верного ответа

2

Приведен только один из элементов верного ответа (например, есть указание на сходство глины и лавы с точки зрения содержания железных кристалликов).

Приведены оба элемента ответа, но в одном из них допущена ошибка

1

Ответ не содержит элементов верного ответа или отсутствует

0

Задание С4

(1) Углекислый газ и вода

(2) Митохондрии и пластиды

(3) Вопрос: “В каких органоидах происходит синтез белка? ”

(4) Пример вопроса: “Каково отношение клетки к свету? ”

(5) В растительной клетке на свету происходит фотосинтез

(6) Подавляющее большинство животных клеток к свету безразлично

(7) В выводе указано на сходство свойств, записанных в строках № 1 и № 3, а также различия свойств в строке № 2

Приведены элементы верного ответа (1) и (2).

Правильно сформулировано только одно из этих свойств

1

Элементы ответа (1) и (2) указаны неверно или оба ответа отсутствуют

0

Приведен элемент верного ответа (3)

1

Элемент ответа (3) указан неверно или ответ отсутствует

0

Приведены элементы верного ответа (4), (5) и (6) или приведен элемент (4), но допущена ошибка в формулировке одного из свойств (5) или (6)

1

Все элементы ответа (4), (5) и (6) указаны неверно или ответы отсутствуют

0

Сделан вывод с правильным указанием и общих, и различных свойств

1

Вывод сделан с ошибкой или отсутствует

0

Задание С5

Заполнение таблицы:

1, 7 – кислоты

4, 5, 9 – соли

2, 6 – неметаллы

3, 8 – металлы

1. Вещества правильно сгруппированы.

2. Приведены верные названия для каждой группы (указание на номер группы произволен).

3. В классификационной схеме металлы и неметаллы объединены в группу простых веществ; кислоты и соли объединены в группу сложных веществ.

Допускается классификация, объединяющая вещества по другому признаку

Приведены все три элемента верного ответа

3

Приведены все три элементы верного ответа, но:

  • допущена одна ошибка при группировке объектов (1);
  • допущена одна ошибка при определении общего названия группы объектов (2);
  • схема заполнена в соответствии с другой верной классификацией данных объектов

2

Приведены два элемента верного ответа (1) и (2), но:

  • допущена одна ошибка при группировке объектов (1);
  • допущена одна ошибка при определении общего названия группы объектов (2)

1

Приведены два элемента верного ответа (1) и (2), но при этом допущена одна ошибка при группировке объектов и одна ошибка при определении общих названий групп.

Приведен только один из элементов верного ответа

0



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль