Проектирование части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений

7240

Понятие части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, ее связь с социальным заказом. Сущность социального заказа в системе образования. Подходы к выявлению социального заказа. Распределение социального заказа по содержанию ООП. Пример планирования части, формируемой участниками образовательных отношений.

(В названии статьи и далее по тексту применяется терминология Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Понятием "образовательные отношения» заменяется понятие "образовательный процесс", используемое ФГОС общего образования. – Примеч. ред).

Федеральный закон от от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) внес целый ряд изменений в образовательную деятельность современной школы. Одно из них связано с подходами к содержанию программы образования. Так, п. 6 и п. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ определяют, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ (далее – ООП). Качество подготовки обучающихся, а также применяемые в процессе реализации ООП формы и средства, методы обучения и воспитания должны соответствовать психофизическим особенностям обучающихся, учитывать их интересы и потребности.

Образовательная организация (далее – ОО) несет ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Ст. 34 и 44 Федерального закона № 273-ФЗ детализируют права и обязанности обучающихся и родителей. Следовательно, при реализации ООП необходимо учитывать интересы обучающихся и их родителей. Причем в рамках Федерального закона № 273-ФЗ именно этот аспект становится одним из наиболее принципиальных при возникновении образовательных отношений и закрепляется договором об образовании (ст. 54). Все это значительно повышает степень ответственности ОО за разработку образовательной программы с учетом потребностей и интересов участников образовательных отношений, а следовательно, увеличивает порог требований к части ООП, формируемой участниками образовательных отношений.

Педагоги со стажем могут, вероятно, возразить, что школа всегда изучала потребности родителей и нового здесь ничего нет. Но новизна как раз и заключается в том, что учет индивидуальных потребностей и интересов перестает быть "надстроечным" элементом образовательной деятельности школы и обретает статус элемента обязательного. Разработчики ООП обязаны не просто встроить социальный заказ в содержание ООП, но и сделать это с максимальным эффектом для достижения ее целей.

В полной версии статьи, опубликованной в №2, 2015 журнала "Управление начальной школой", читайте:

  • Потенциал содержательного раздела ООП начального общего образования в реализации социального заказа
  • Диагностика социального заказа для разработки части ООП, формируемой участниками образовательных отношений
  • Последовательность действий по изучению социального заказа 
  • Пример распределения социального заказа по содержательному разделу ООП 
  • Примерное содержание анкеты для изучения потребностей родителей 
  • Пример распределения мнения родителей,участвующих в формировании социального заказа 

 Подпишитесь на журнал "Управление начальной школой" прямо сейчас!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль