Анализ плана воспитательной работы классного руководителя

3716

По завершению учебного года педагогические работники анализируют результаты работы, чтобы избежать ошибок в будущем учебном году. Анализ плана воспитательной работы классного руководителя за год особенно важен для классного руководителя, у которого аналитическая деятельность является одной из ключевых задач. Создание эффективного воспитательного процесса невозможно без оценки и педагогического анализа успехов прошлых лет, что является своеобразным базисом для планирования и целеполагания в воспитании. 

Анализ начинает и завершает управленческий цикл. Под педагогическим анализом понимают:  

  • разделение целого на части;
  • характеристика каждой части;
  • поиск взаимосвязи между частями и каждой части со всем целым.

Анализ воспитательной работы в классе за год

Огромное значение для выполнения анализа плана воспитательной работы классного руководителя имеет системность – охват всех элементов системы воспитания, всех участников воспитательного процесса. Следовательно, всем субъектам воспитательной работы в классе следует принимать участие в анализе, только в этом случае можно будет говорить о достоверности и объективности данных. 

Следует оценить методику подготовки и выполнения коллективного педагогического анализа плана воспитательной работу классного руководителя за год. Тип анализа зависит от позиции анализирующего:

  • с позиции школьников;
  • с позиции классного руководителя;
  • с позиции родителей учащихся. 

Анализ плана воспитательной работы классного руководителя за год с позиции школьников

Цель анализа плана воспитательной работы классного руководителя: оценка мнения школьников касательно воспитательной работы в классе и создания условий для взаимодействия в классном коллективе. 

Задачи:

  1. Выявление активности учащихся в жизни школы, подготовка и реализация внутришкольных и классных мероприятий.  
  2. Оценить эмоциональный отклик школьников по отношению к школе, классным мероприятиям, негативным явлениям и сложным ситуациям в классе, школе. 
  3. Выявить уровень удовлетворенности учащихся взаимоотношениями с одноклассниками, другими школьниками и учителями. 

Аналитическая работа выполняется в завершении учебного года на классном собрании. Начинается анализ плана воспитательной работы классного руководителя за год со специальной анкеты-опросника, которая выдается каждому ученику. Школьники получают 15-20 минут для дачи ответов на вопросы. 

Анкета 

Дорогой друг!

Просим тебя поучаствовать в опросе, посвященном проблемам классной жизни. Наш коллектив нуждается в твоем мнении, поскольку именно оно поможет оценить и понять имеющиеся проблемы, чтобы найти решения, выработав рекомендации по изменению воспитательной работы в классе. 

Мы ждем искренних ответов. Результаты опроса буду использоваться для обобщения, потому фамилию можно не указывать. Нет ничего сложного в заполнении анкеты: нужно прочесть варианты ответов на вопрос, а после отметить из них тот, который наиболее соответствует твоему мнению.  

Заранее благодарны, успеха тебя!

1. С каким чувством ты обычно идешь в школу?

  • Чаще всего с отличным радостным настроением. 
  • По-разному.
  • Чаще без особой радости и с неважным настроением.
  • Не могу ответить. 

2. Участвовал ли ты в подготовке и проведении мероприятий в классе?

  • Да, делая это регулярно. 
  • Изредка участвую. 
  • Никогда не участвую.
  • Не знаю ничего о мероприятиях в школе
  • Не могу ответить. 

3. Как ты считаешь, одноклассники активны в общественной жизни школы или класса?

  • Да, активных в нашем классе большинство. 
  • Немало одноклассников активны в общественной жизни.
  • Да, но их совсем мало.
  • Не могу ответить. 

4. Можно ли сказать, что в твоем классе принято помогать друг другу?

  • Мы всегда помогаем друг другу.
  • Да, но не постоянно.
  • Крайне редко мы помогаем друг другу.
  • Не могу ответить.

5. Если говорить в целом, нравятся ли тебе мероприятия, проводимые в твоем классе?

  • Я очень доволен/довольна ими.
  • Да, но они не всегда нравятся мне.
  • Нет, классные мероприятия мне не нравятся. 
  • Не могу ответить.

6. У каждого человека складываются особые отношения с окружающими. Дай оценку отношениям, которые сложились у тебя:

•   с одноклассниками:

  • в целом удовлетворительные;
  • в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
  • больше неудовлетворительные;
  • нет отношений с одноклассниками;

•   с учащимися других классов:

  • в целом удовлетворительные;
  • в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
  • больше неудовлетворительные;
  • нет отношений с одноклассниками;

•   с классным руководителем:

  • в основном удовлетворительные;
  • в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
  • больше неудовлетворительные;
  • нет отношений с одноклассниками;

•   с преподавателями школы:

  • в основном удовлетворительные;
  • в чем-то удовлетворительные, а в чем-то нет;
  • больше неудовлетворительные;
  • нет отношений с одноклассниками.

7. Беспокоят ли тебя негативные проявления в отношениях среди учащихся класса? (Ответ необходимо дать по каждой категории.)

Безразличие.

  • Да.
  • Нет.

Сквернословие.

  • Да.
  • Нет.

Грубость.

  • Да.
  • Нет. 

Зазнайство.

  • Да.
  • Нет. 

Наговоры, клевета.

  • Да.
  • Нет.

Выпивки.

  • Да.
  • Нет.

Курение.

  • Да.
  • Нет.

Наркомания.

  • Да.
  • Нет.

Обман.

  • Да.
  • Нет.

Вандализм.

  • Да.
  • Нет.

Легкомысленное поведение.

  • Да.
  • Нет.

 

 8. Хотел бы ты перейти в другой класс?

Да, хотел бы. (Объяснить, почему.)________________________________

Нет, не хотел бы. (Объяснить, почему.)_____________________________

Когда анкетирование проведено, существует два сценария дальнейших действий.

Первый сценарий: школьники разбиваются на группы и ищут ответы на ряд вопросов:

  1. Чем ваш класс особенный, чтобы отличаться от других? Чем и кем вы гордитесь в классе? Какие события минувшего учебного года были ключевыми (яркими)? Что в жизни класса вы любите больше всего, что вам дорого?
  2. Чем ваш класс был полезными для других людей, учащихся школы? Что изменилось в классе в лучшую сторону?
  3. Кого и за какие дела вы бы хотели поблагодарить по прошествии учебного года?
  4. Что в жизни класса вас особенно расстраивает, беспокоит, волнует? В чем ваши позиции ухудшились в сравнении с прошлым учебным годом? Почему так произошло?

После того, как ответы на вопросы будут получены, важно обсудить проблемы и перспективы работы в классе.

Второй сценарий: проведение игры «От любви к ненависти», способной помощь в анализе воспитательной работы в классе за год.

Игра "От любви до ненависти"

Цели:

  • оценка отношения учащихся к школе, формулирование плана улучшения учебного процесса.
  • развитие навыков групповой работы школьников.

Выступление классного руководителя: Ребята! Предлагаю сыграть в игру «От любви до ненависти». Света говорит, что любит школу, а вот Игорь терпеть не может занятия: ему скучно на уроках. Поэтому нам важно понять, что вызывает у вас интерес, а что – откровенную скуку?

Предлагаю за 10 минут на листе бумаги составить два списка: интересные и неинтересные стороны школы. Следующие 10 минут мы посвятим тому, что, работая в группах, вы будете объединять ваши списки, составляя общий перечень того, что является для вас интересным, а что утомляюще скучным. Еще пять минут мы потратим на то, что обсудим, как сделать обучение и школьную жизнь увлекательнее и веселее. Вам следует обсудить это в группах, а после мы вынесем эти вопросы на коллективное обсуждение.

Анализ плана воспитательной работы классного руководителя

Цель: анализ работы классного руководителя за год по воспитательному профилю, определение путей усовершенствования воспитательной работы в классе. 

Задачи:

  • Проанализировать положительный опыт и действия, которые позволяют достичь желаемого результата.
  • Выявить недостатки в воспитательной работе класса, ошибки в работе по усовершенствованию воспитательной работы.
  • Определить масштаб влияния положения в классном коллективе на уровень воспитанности школьников.
  • Изучить мнение участников процесса образования и на их основе выделить направления, средства и способы развития воспитательной системы класса.
  • Разработать план по решению конфликтных ситуаций, преодолению недостатков и улучшению эмоциональной среды класса.

Анализируя воспитательную работу, классному руководителю важно строго понимать логику проведения педагогического анализа, знать структуру аналитической работы. 

Этапы осуществления анализа плана воспитательной работы классного руководителя

Этап

Задачи (вопросы)

Содержание

1. Предварительная организация и ориентация анализа плана воспитательной работы классного руководителя

 

Определить, что, где, когда произошло, при каких сопутствующих явлениях

 

1. Констатация фактов: ознакомление со статистическими данными, собранной информацией.

2. Отбор информационного материала для анализа с ориентацией на цели и задачи года.

3. Определение предмета анализа.

4. Выделение комплекса условий, повлиявших положительно или отрицательно на анализируемый объект

2. Раскрытие содержания предмета анализа плана воспитательной работы классного руководителя

 

Определить и описать результаты и условия, оказавшие влияние на эти результаты

 

1. Определение цели анализа.

2. Описание целей и задач деятельности.

3. Оценка уровня выполнения каждой задачи путем описания содержания деятельности и ее влияния на уровень достижения задач, уровень воспитанности учащихся.

4. Выявление динамики педагогических изменений, произошедших в школе, классе и у отдельных учащихся в процессе решения задач года.

5. Определение условий, оказавших влияние на результаты деятельности и их динамику

3. Выявление причины

 

Установление причинно-следственных связей путем ответа на вопрос, почему это произошло

1. Определение внутренних связей между элементами изучаемого процесса (почему проявили себя выявленные факторы, условия).

2. Систематизация положительных (отрицательных) факторов, которые оказали влияние на развитие изучаемого явления

4. Систематизация и обобщение результатов

Определение целей
и задач дальнейшей деятельности

 

1. Определение нерешенных проблем.

2. Выделение первоочередных нерешенных проблем.

3. Определение направлений дальнейшей деятельности

 Структура анализа итогов учебного года:

  1. Степень решения задач, характеристика динамики результатов.
  2. Определение и анализ положительных сторон воспитательной работы в классе и школе, оценка недостатков деятельности, факторов и условий, влияющий на это.
  3. План мер, которые позволяют достичь успеха в контексте причинно-следственных связей.
  4. Причины, которые вызвали проблемы в воспитательной среде класса.
  5. Перечень проблем, которые еще не были решены за прошедший учебной год и являются первоочередными для нового учебного года.

Следовательно, анализ воспитательной работы в классе за год возлагает на классного руководителя необходимость определить задачи, цели и ключевые направления воспитательной работы в классе на следующий учебный год.

Анализировать воспитательную работу проще, если использовать памятку классного руководителя.

  • Какие задачи в воспитании и развитии учащихся Вы хотели решить в учебном году?
  • Что для этого Вы намечали сделать как педагог-воспитатель?
  • Какие задачи Вам удалось решить? Что этому способствовало? Почему?
  • Какие задачи оказались не решены? Что этому препятствовало? Почему?
  • Как решение задач отразилось на развитии учащихся (и в частности, на задачи года школы)? Какие появились положительные тенденции в развитии детей? Какие положительные тенденции появились в их воспитанности?
  • Какими результатами своей деятельности Вы не удовлетворены, какие хотели бы улучшить? Что намечаете для этого сделать?

Коллективный анализ завершается формулированием окончательных выводов, аргументированных объективными данными. Результаты коллективного анализа являются основанием для планово-прогностической деятельности классного руководителя на будущий период.

Анализ воспитательной работы в классе за год с родительской позиции

Анкетирование родителей классным руководителем позволяет оценить уровень активности родителей и детей, их заинтересованность в общественной жизни класса и школы, определить эмоциональный отклик и уровень удовлетворенности родителей школьников отношениями учащихся с другими участниками процесса образования. 

Анализ состояния воспитательной работы с позиции родителей (читать)

М.П. Нечаев, 
канд. пед. наук, доц. кафедры управления развитием образовательных систем МИОО, чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования
 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 100%
  • нет 0%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль