Нормативно-правовое обеспечение работы коррекционных и оздоровительных групп ДОУ

4961

В.Б. Лившиц,
секретарь ЦК Профсоюза работников образования и науки РФ

Пункт 21 ст. 16 Федерального закона от 22.08.2004 № 122­ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее – Закон № 122­ФЗ) устанавливает, что "финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся".

Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной п. 6.1 ст. 29 Закона № 122-ФЗ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ в соответствии с п. 6.1 ст. 29 Закона № 122­ФЗ).

Пункт 12 ст. 16 Закона № 122­ФЗ предусматривает разграничение в рамках действующего законодательства ответственности Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления за "обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации", что позволяет в сложившейся финансово­экономической обстановке оптимизировать систему финансирования и управления учреждениями общего образования.

  • нормативный подход в сфере финансирования образовательных учреждений, в т. ч. реализующих программы дошкольного образования;
  • долевой способ финансирования – муниципалитет финансирует затраты на содержание собственности, субъект федерации – в форме субвенции затраты на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного

образования в общеобразовательных учреждениях. В ДОУ эти затраты финансирует муниципалитет на основе государственных нормативов. На наш взгляд (и эти предложения были внесены в Госдуму), реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна финансироваться через субвенцию субъектом федерации вне зависимости от типа образовательного учреждения, где эта программа реализуется.

К сожалению, законодательство не устанавливает такой вид услуги, как социальная. Однако по умолчанию к данному виду можно отнести питание и организацию сна воспитанников. Этот вид услуги, по сути, софинансируют родители (в пределах 20% от общих затрат на содержание) и муниципалитет. Таким образом, у нас возникает схема финансирования трех видов затрат и источников их финансирования:

  • затраты по реализации образовательной услуги финансируются за счет средств субъекта федерации или муниципалитета в зависимости от типа, вида образовательного учреждения, где реализуется общеобразовательная программа дошкольного образования;
  • затраты по содержанию материальной базы финансируются за счет средств муниципалитета;
  • затраты по реализации социальных услуг финансируются за счет средств родителей и муниципалитета. При этом родительская плата дотируется для установленных категорий родителей за счет средств федерации, субъекта федерации, а также дополнительно может дотироваться через социальные программы за счет средств муниципалитета.

Основным элементом, приводящим в действие механизм нормативного долевого финансирования, является норматив бюджетного финансирования.

Механизм финансирования ДОУ основывается на следующих принципах:

  • деятельность ДОУ финансируется его учредителем;
  • финансирование реализации ДОУ основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется на основе нормативов субъекта федерации, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду ДОУ;
  • органы государственной власти субъектов РФ устанавливают нормативы бюджетного финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • норматив бюджетного финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и других видов дотаций местным бюджетам;
  • органы местного самоуправления в пределах собственных средств могут повышать государственные нормативы бюджетного финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги; финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ.

Финансирование услуг, оказываемых ДОУ, можно разделить на три группы:

  • финансирование реализации основной общеобразовательной программы – это заработная плата (базовая и стимулирующая части), начисления на оплату труда, оплата услуг связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, прочие услуги, прочие расходы, увеличение стоимости основных средств (учебное оборудование, мебель, приобретение наглядных пособий, игрушек и спортинвентаря; учебные расходы: канцелярские товары, приобретение методической литературы), увеличение стоимости материальных запасов (приобретение продуктов питания, медикаментов, строительных материалов, ГСМ, канцтоваров, запчастей к оборудованию);
  • материальные затраты, связанные с текущим содержанием ДОУ: прочие выплаты (методическая литература, трансферты населению – компенсация затрат населения на оплату содержания детей в ДОУ), коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, прочие расходы, увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования), увеличение стоимости материальных запасов (приобретение продуктов питания для льготной категории детей, расходы на приобретение медикаментов, прочие расходные материалы и предметы);
  • финансирование затрат, связанных с оказанием социальных ус­­луг – это транспортные расходы, увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования), увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания и пр.).

Минобрнауки России письмом от 01.12.2008 № 03-272 направило методические рекомендации по введению нормативно-подушевого финансирования ДОУ. Субъекты РФ имеют право самостоятельно принимать решение, по какой методике работать. Предлагаем ознакомиться с методикой расчета государственного норматива бюджетного финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанную по результатам общероссийского эксперимента на базе четырех регионов (приложение). Рассмотрим данную методику подробнее.

Органы государственной власти субъектов федерации, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных услуг ДОУ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций. До учреждений средства доводятся муниципалитетами на нормативной основе.

Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ данной местности.

Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если же ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

При этом предлагаемая модель нормативно-долевого финансирования строится на следующих ведущих принципах:

  • признание того, что образовательные услуги в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны финансироваться за счет возможностей консолидированного бюджета субъекта федерации;
  • затраты на содержание материальной базы финансируются муниципалитетом как собственником­учредителем;
  • социальные услуги оплачиваются родителями в объеме, не превышающем 20% от общего объема затрат на содержание ДОУ. Оставшийся объем затрат на реализацию социальных услуг, а также возмещение, частично или полностью, затрат на эти цели родителей, отнесенных к льготным категориям, осуществляется муниципалитетом и субъектом федерации;
  • затраты родителей дифференцируются в зависимости от их материального достатка в соответствии с нормативно-правовой базой субъектов федерации и муниципальных образований, и оказываемая в таком случае социальная помощь родителям определяется на заявительной основе;
  • финансирование ДОУ планируется и реализуется на нормативной основе.

Для реализации предлагаемого механизма нормативно-долевого финансирования необходимо выполнить первоначальные условия: придать всем ДОУ статус юридического лица и открыть лицевые счета в казначействе, обеспечить бухгалтерское обслуживание ДОУ (самостоятельный баланс).

Приложение

МЕТОДИКА РАСЧЕТА
государственного норматива бюджетного финансирования
на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В основу расчета норматива бюджетного финансирования (далее – НБФ) заложены следующие принципы:

  1. Формирование величины НБФ производится на основе установления нормативных соотношений между фондом оплаты труда (ФОТ) и фондом материального обеспечения (ФМО), т. е. суммой всех текущих расходов, связанных с реализацией конкретной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  2. Включение в расчетную величину НБФ только прямых текущих расходов, непосредственно влияющих на стоимость образования одного воспитанника в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющихся минимально необходимыми.

Расходы на финансирование деятельности ДОУ подразделяются на текущие, которые полностью потребляются в течение года, и долгосрочные.

К текущим расходам, непосредственно влияющим на стоимость образования одного воспитанника, относятся расходы:

  • на заработную плату с начислениями;
  • медикаменты и перевязочные средства;
  • vягкий инвентарь и обмундирование (частично);
  • оплату горюче-смазочных материалов;
  • прочие расходные материалы и предметы снабжения (канцелярские, чертежные и письменные принадлежности, материалы для хозяйственных целей, оплата за изготовление печатей, штампов и т. д.);
  • транспортные услуги (частично);
  • оплату услуг связи;
  • оплату содержания помещений;
  • прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг.

К долгосрочным расходам относятся расходы:

  • на приобретение и модернизацию оборудования и предметов длительного пользования;
  • капитальный ремонт зданий.

В расчет НБФ не включаются:

  • из текущих расходов – коммунальные расходы (на оплату отопления, освещения, водоснабжения и канализации);
  • долгосрочные расходы.

Указанные расходы, не включенные в расчет данного норматива, финансируются за счет средств учредителя на иных основаниях нормирования.

Таким образом, структура НБФ в общем виде может быть представлена следующим образом:

НБФ = норматив по ФОТ + норматив по ФМО.

При расчете норматива по ФОТ в фонд оплаты труда (ФОТ) включаются:

  • заработная плата (базовая и стимулирующая части);
  • начисления на заработную плату;
  • компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию;
  • расходы на аттестацию педагогических работников и повышение базовой ставки (оклада).

В расчете норматива по фонду материального обеспечения (ФМО) учитываются расходы:

  • на медикаменты и перевязочные средства;
  • мягкий инвентарь и обмундирование;
  • оплату горюче-смазочных материалов;
  • прочие расходные материалы и предметы снабжения (канцелярские, чертежные и письменные принадлежности, материалы для хозяйственных целей, оплата за изготовление печатей, штампов и т. д.);
  • транспортные услуги;
  • оплату услуг связи;
  • оплату содержания помещений;
  • компенсацию затрат родителей на оплату содержания детей в ДОУ;
  • прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг.

Фонд оплаты труда (ФОТ) и фонд материального обеспечения (ФМО) формируются в зависимости от вида образовательной программы и объема предоставления образовательной услуги.

НБФ корректируются на основе устанавливаемых поправочных коэффициентов (приводятся ниже).

Расчет средств на оплату труда начинается с расчета ФОТ на учреждение в целом, согласно планируемому контингенту детей, соотношения ФОТ между педагогическим, административным и вспомогательным персоналом. Затем формируется структура ФОТ, т. е. определяются базовая и стимулирующая части заработной платы в соответствии с установленным процентным отношением.

Затем определяется нормативный фонд оплаты труда, включая начисления на заработную плату и компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию.

Нормативный ФОТ при расчете НБФ – величина постоянная.

Основой формирования нормативов бюджетного финансирования является сложившееся среднее соотношение между расходами на заработную плату и остальными расходами на длительный период при относительно полном удовлетворении потребности в финансовых средствах по всем статьям расходов по типам, видам ДОУ.

Затраты на фонд материального обеспечения формируются исходя из натуральных нормативов и потребности данного учреждения, цен, действующих на данной территории, и возможностей бюджета.

Таким образом, НБФ включает в себя расходы на оказание образовательных услуг, частично расходы на содержание материально­технической базы во время образовательного процесса.

Размер субвенции местному бюджету на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее – субвенции) рассчитывается по следующей формуле:

Si = ΣSik

Sik = Rik х Нik,

где

  • Si – объем субвенции для i-го муниципального образования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в муниципальных общеобразова­тельных учреждениях;
  • Sik – объем субвенции для i-го муниципального образования на реализацию k-й основной общеобразовательной программы дошкольного образования в муниципальных общеобразова­тельных учреждениях;
  • Rik – норматив бюджетного финансирования на реализацию k-й основной общеобразовательной программы дошкольного образования в расчете на одного воспитанника муниципальных общеобразователь­ных учреждений для i-го муниципального образования;
  • Нik – прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений i-го муниципального образования, реализующих k-ю основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Значения нормативов бюджетного финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования могут корректиро­ваться исходя из объективных различий в уровне расходов по отдельным муници­пальным образованиям с учетом климатических, географических, демографических, социальных и иных условий. Принятие в расчет факторов, характеризующих уровень доходов бюджетов муниципальных образований, не должно допускаться.

При этом речь идет не о нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений, а о нормативе бюджетного финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. И показатель контингента будет отражать не количество обучающихся в общеобразовательном учреждении, а количество воспитанников, реализующих данную общеобразовательную программу дошкольного образования в подведомственных общеобразовательных учреждениях на территории муниципалитета.

Такой подход позволит реализовать дифференциацию расчетов не по типам, видам ДОУ, а по типам, видам образовательных программ.

Нормативы бюджетного финансирования на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле:

где

  • i = 1, 2, 3;
  • ФОТi k(d) – расходы по заработной плате в i-м муниципальном образовании на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования в расчете на одного воспитанника по видам образовательных программ (k).
  • где ФМОi k(d) – расходы на материальное обеспечение образовательного процесса в расчете на одного воспитанника.

Расходы на материальное обеспечение образовательного процесса ФМОi k(d) определяются на воспитанника по каждому виду общеобразовательных программ дошкольного образования исходя из экономических нормативов в процентном отношении к общему размеру ФОТi k(d), в соответствии со сложившимися расходами.

Поправочные коэффициенты к НБФ учитывают:

  • специфику реализуемой общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • муниципальную специфику, демографию (село, город, малокомплектное учреж­дение);
  • региональную специфику (региональные коэффициенты).

При этом подходе предлагаемые в законодательстве нормы рассматривались с точки зрения финансирования реализации общеобразовательных программ дошкольного образования различных видов, а не финансирования ДОУ определенного вида.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (с изм. и доп.)
  • Письмо Минобрнауки России от 01.12.2008 № 03-272 "О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений"

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Справочник руководителя дошкольного учреждения" >>

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль