Воспитательная программа "Шаги к успеху"

4306

Цели и задачи программы "Шаги к успеху"

Программа "Шаги к успеху" является логическим продолжением программы "Секреты успешной учебы" и предполагает активизацию внутренних ресурсов подростка с целью формирования у него мировоззрения успешного человека.

Программа "Шаги к успеху" базируется на основных принципах педагогики успеха (концепция д-ра пед. наук Е.И. Казаковой) и гуманистической психологии.

Программа реализуется в рамках комплексного психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения, работе центра ППМС в школе и предполагает взаимодействие:

  • учеников 9–11-х классов;
  • педагогов-предметников и классного руководителя;
  • родителей;
  • специалиста ППМС-центра (психолога).

Цель программы: формирование успешной личности.

Образовательные задачи:

Воспитательные и развивающие задачи:

  • формирование и развитие у учащихся умений и навыков планирования и организации учебной и учебно-исследовательской деятельности;
  • развитие рефлексии;
  • формирование позитивной самооценки;
  • формирование навыков оценивания результатов собственного труда;
  • повышение внутренней мотивации.

Программа может быть использована педагогами-психологами, учителями, классными руководителями для индивидуальной или групповой работы с учениками 9–11-х классов. Занятия по программе могут быть включены в курс "Основы учебно-исследовательской деятельности", в курс основных учебных предметов, а также могут проводиться в рамках элективного курса или на классных часах во внеурочное время.

Основным инструментом данной программы является портфолио старшеклассника, в котором не только фиксируются его достижения, но и отражается весь его путь к успеху в учебе, общении, личностном развитии.

наверх

Структура и содержание программы

Программа ориентирована на учащихся основной массовой школы, гимназии или лицея. Для применения ее в образовательных учреждений других видов требуется серьезная переработка и адаптация к возможностям и потребностям учащихся.

Программа "Шаги к успеху" предполагает проведение 14 занятий в течение учебного года и реализуется по нескольким направлениям.

1. "Формула успеха, постановка целей и планирование" (3 ч):

  • Введение: цели и задачи занятий по программе, структура занятий.
  • Что такое успех? Отличие успеха от достижения. В чем человек может почувствовать себя успешным?
  • Постановка цели. Планирование. Приоритеты. План действий.
  • Баланс личных успехов и неудач.

2. "Успех в учебе" (4 ч):

  • Дифференцированный подход к обучению. Ранжирование учебных предметов. Учебные результаты. Разработка стратегии успешной учебы.
  • Самоконтроль. Эффективная организация учебного труда. Алгоритмы выполнения разных видов работ (работа с книгой, как заучивать текст и др.). Предметное портфолио. Подготовка доклада, реферата. Возможности библиотеки и медиатеки.

3. "Я и другие, или Как добиться успеха в общении" (4 ч):

  • Мой психологический портрет. Что я знаю о себе: мои личностные и возрастные особенности. Тест "Способности к общению и саморегуляции".
  • Процесс социального взаимодействия. Предупреждение и преодоление проблем. Разработка алгоритмов поведения в разных ситуациях социального взаимодействия. Самопрезентация. Предупреждение проблем: умение разрешать конфликты, управление эмоциями, умение говорить "нет".

4. "Успех на экзамене" (3 ч):

  • Устный экзамен. ЕГЭ. Тренинг уверенности в себе. Подведение итогов.
  • Данные модули могут быть реализованы как самостоятельные программы, их можно переставлять местами в зависимости от запроса учеников, классных руководителей, учителей и родителей.
  • На каждом занятии ученику предлагается соответствующая страничка портфолио, работая с которой он осознает свои цели, учится планировать деятельность, успешно усваивать знания и общаться, а также имеет возможность посмотреть на себя как бы со стороны, осознать и принять личностные особенности, увидеть свои преимущества.

Деятельность учащегося в рамках каждого модуля включает в себя:

  • ознакомление с теоретическим материалом;
  • работу с портфолио;
  • рефлексию, самооценивание и самоконтроль.

наверх

Этапы реализации программы

1. Подготовительный. На этом этапе проводятся встречи психолога с классным руководителем с целью определения места и времени работы по программе. Психолог вместе с классным руководителем готовит раздаточный и диагностический материал, обеспечивает наличие технических средств, составляет план, расписание занятий с учащимися.

2. Информационно-диагностический. Информационный этап (ознакомительный) включает в себя серию занятий, в ходе которых представляются цели программы, ее структура. Ученики знакомятся с инструментами программы (портфолио, буклеты).

3. Практический этап предполагает работу с портфолио.

4. Обобщающий. На данном этапе подводятся итоги работы по программе, включающие рефлексию, итоговое самооценивание и взаимную презентацию портфолио.

Соблюдение этических норм обеспечивается выполнением положений Кодекса профессиональной этики психолога и Устава образовательного учреждения, в котором закреплены основные права и обязанности всех субъектов образовательного процесса (табл. 1), в рамках которого реализуется данная программа.

Необходимые ресурсы для реализации программы в школе:

  • наличие в образовательном учреждении психолога или педагога (например, классного руководителя), владеющего методиками и технологиями работы по данной программе;
  • учебные и методические материалы: портфолио "Шаги к успеху", методические рекомендации для педагога;
  • канцелярские товары: папки для ведения портфолио, ручки, фломастеры и др.;
  • технические средства: компьютер с мультимедийным проектором, аудиозаписи с различными звуками природы (для проведения релаксационных пауз во время занятий), телевизор, видеомагнитофон.

наверх

Права и обязанности участников образовательного процесса

Таблица 1

Участники образовательного процесса

Сфера ответственности. Права и обязанности

Ученики

Выполнение заданий на занятиях в рамках программы.

Применение полученных знаний и навыков на уроках и при выполнении домашней работы.

Ведение портфолио.

Уважительное отношение к одноклассникам и педагогу. Уважение к себе

Родители

Обеспечение применения ребенком полученных знаний и навыков.

Эмоциональный комфорт и психологическая безопасность

Классный руководитель

Организация пространства и времени для проведения занятий.

Организация и координация взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в ходе реализации программы.

Право на участие в занятиях по программе

Психолог

Реализация программы, ее результативность.

Обеспечение эмоционального комфорта и психологической безопасности

Ниже в качестве примера представлены алгоритмы и памятки, используемые на занятиях в рамках модуля "Успех в учебе".

Дополнительные материалы:

Памятка учащемуся для подготовки опорного конспекта

Памятка учащемуся для подготовки доклада или реферата

Правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ

Памятка учащемуся "Как лучше усвоить изучаемый материал" и  "Как лучше запомнить изучаемый материал"

Предметное портфолио учащегося

Памятка учащемуся "Приемы самоконтроля"

План рецензии на устный ответ

Е.В. Меттус, канд. пед. наук, рук. психолого-педагогического медико-социального центра гимназии № 56, г. Санкт-Петербург;
О.С. Турта, педагог-психолог психолого-педагогического медико-социального центра гимназии № 56, г. Санкт-Петербург 

 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль