Программа методической работы ОУ

12133

Общеобразовательный лицей "Перспектива" – инновационное ОУ, в котором образование ориентировано на прогноз будущего (на перспективу). Педагоги и учащиеся лицея – активные участники и победители конкурсов в рамках Форума Гражданских инициатив, Красноярского Социального форума, Красноярского молодежного форума. С 2006 г. общая сумма грантов на реализацию проектов составила более 10 млн рублей. Предлагаем ознакомиться с локальными актами по организации методической работы в лицее.

наверх

Принципы методической работы

Методическая работа лицея строится на принципах открытости, партнерства, продуктивности.

Принцип открытости заключается:

  • в сетевом взаимодействии по вертикали с Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее – ИПК и ППРО), Красноярским информационно-методическим центром (далее – КИМЦ), Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева (далее – КГПУ им. В.П. Астафьева) и Сибирским Федеральным университетом;
  • сетевом взаимодействии по горизонтали с ОУ г. Красноярска и Красноярского края;
  • свободном доступе к разноуровневым образовательным ресурсам Интернета.

Принцип партнерства означает взаимодействие с местным общественным фондом развития лицея, советом лицея, советом старшеклассников, ИПК и ППРО, КИМЦ и др. общественными организациями и учреждениями для организации внешней независимой экспертизы результатов работы педагогов ОУ.

Принцип продуктивности предполагает:

  • единое образовательное пространство, которое мотивирует педагога повышать профессиональный уровень;
  • востребованный образовательный результат;
  • высокое качество обученности учащихся.

наверх

Тема, цели и задачи методической работы

Тема методической работы лицея на 2010–2011 уч. г. – "Компетентностное обучение как ресурс качественного образования".

Цели методической работы:

  • обновление педагогической системы учителя на основе выделения сущности его опыта в области компетентностного обучения;
  • повышение качества образования и успешности учащихся через активное использование ресурса компетентностного обучения.

Задачи методической работы:

  • создать единое образовательное пространство для профессионального развития педагогов;
  • внедрить модуль компетентностного обучения в начальной школе;
  • создать систему модулей компетентностного обучения в средней и старшей школе;
  • разработать программно-методическое обеспечение компетентностного обучения.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса должно быть представлено рабочими программами, направленными не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на развитие компетенций. Рабочие программы по учебным предметам рассматриваются на заседаниях кафедр (положение о кафедрах приведено в приложении 1) с учетом современных требований и утверждаются директором лицея.

наверх

Направления методической работы

Методическая работа в лицее проводится по следующим направлениям:

  • создание экспериментальной группы педагогов, внедряющих компетентностное обучение, и контрольной группы классов (параллели);
  • определение четких критериев качества образования;
  • изучение основ компетентностного подхода в обучении путем проведения педсоветов, теоретических семинаров и практикумов в экспериментальных группах педагогов и на кафедрах;
  • разработка критериев урока (занятия) компетентностного обучения и системы мониторинга;
  • внедрение единой шкалы оценки урока с позиций компетентностного обучения, обучение управленцев заполнению "формы анализа урока" (приложение 2);
  • сопоставительный анализ уроков (занятий), результатов независимого (внешнего) тестирования учащихся, выполняющих компетентностно-ориентированные задания в экспериментальных группах и учащихся, не участвующих в эксперименте с целью определения эффективности компетентностного обучения и проблем продвижения проекта (в соответствии с программой внутришкольного контроля);
  • проведение на заседаниях кафедр мини-семинаров по проблемам внедрения компетентностного обучения;
  • подведение промежуточных итогов работы экспериментальных групп (педсовет, круглый стол, педагогическая мастерская кафедры, творческий отчет, презентация опыта в рамках мастер-классов и др.);
  • включение программы мониторинга и экспертизы компетентностного обучения в программу инспектирования и экспертизы образовательного процесса в лицее.

наверх

Диагностика профессионального уровня педагогов

Введение компетентностного обучения в образовательный процесс предполагает диагностику профессионального уровня педагогов, задачи которой состоят в следующем:

  • понять особенности содержания деятельности каждого педагога в рамках программы методической работы;
  • определить цель деятельности кафедр.

Основные параметры диагностики:

  • система работы по повышению качества образования учащихся (ЗУНы, компетентности, надпредметные понятия, социальный опыт);
  • эффективность внедрения современных технологий, в т. ч. технологий компетентностного обучения;
  • инновационная деятельность;
  • исследовательские умения;
  • теоретико-методологическая подготовка.

Итоги диагностики обсуждаются на научно-методическом совете (далее – НМС), с педагогами проводится собеседование.

наверх

Индивидуальная работа учителя по теме исследования

Индивидуальные темы педагогического исследования определяются на заседаниях предметных кафедр. Работа учителя по теме исследования (эксперимента) предполагает выполнение следующих этапов:

  • разработка примерной тематики исследования;
  • выбор темы и комплекса промежуточных заданий;
  • формулирование итогового задания с последующим уточнением;
  • определение тематики открытых и экспериментальных уроков.

Заведующий предметной кафедрой встраивает индивидуальную работу (экспериментальную, исследовательскую) педагога в методическую тему кафедры, оказывает поддержку по внедрению достижений педагогической науки и передового педагогического опыта в процесс обучения учащихся. Программа работы предметной кафедры составляется на основе комплексной программы методической работы лицея. Примеры программ работы кафедр филологии, математики и физики приведены в приложениях 3, 4.

наверх

Методические мероприятия для профессионального развития педагогов

В рамках создания единого образовательного пространства для профессионального развития педагогов проводятся следующие мероприятия:

  • научно-методическая конференция (педагоги высшей квалификационной категории представляют свой опыт) – с целью преобразования отдельных экспериментов в совокупный инновационный опыт;
  • научно-практическая конференция, участники которой (педагоги второй квалификационной категории и педагоги, не имеющие квалификационной категории) представляют проекты работы по методической теме;
  • научно-методический семинар с приглашением специалистов КИМЦ, ИПК и ППРО, в рамках которого определяется проблематика работы кафедр по единой методической теме, предлагаются пути решения проблем;
  • творческие отчеты педагогов на заседаниях кафедр по темам экспериментальной (исследовательской) работы;
  • педсовет по теме "Анализ внедрения результатов экспериментальной работы в образовательный процесс";
  • итоговая методическая конференция, на которой выделяется новая проблема, планируется методическая работа на следующий учебный год.

Материалы конференции публикуются. Педагогический опыт оформляется в систему и внедряется в образовательный процесс.

наверх

Наставничество

Наставничество призвано обеспечивать методическую поддержку молодых специалистов, вовлекать их в работу предметной кафедры, поощрять участие в профессиональных конкурсах и др. Работа с молодыми специалистами на кафедрах проводится по образцу плана, представленного в таблице.

Мероприятия

Сроки

Определение наставников

Сентябрь

Посещение уроков молодого специалиста наставником, заведующим кафедрой и методистом с целью анализа и выдачи рекомендаций

Два раза в месяц в течение первого полугодия

Оформление методических рекомендаций для молодого специалиста (по итогам посещения занятий)

В течение года

Вовлечение молодого специалиста в методические мероприятия кафедры

В течение года

Проведение консультаций для молодого специалиста по темам:

  • основные методы построения урока;
  • отбор содержания урока;
  • определение структуры урока

В течение года по мере необходимости

Помощь молодому специалисту в работе с нормативными документами:

  • оформление тематического планирования по учебному предмету;
  • ведение классного журнала;
  • проверка тетрадей обучающихся

В течение года по мере необходимости

Анализ и оформление результатов работы с молодым специалистом

До 19 мая

наверх

Образовательный результат

Планируемые результаты работы (образовательный продукт) по данной методической теме:

  • коллективный педагогический опыт, преобразованный в инновационную систему;
  • положительная динамика качества обученности учащихся;
  • востребованность знаний и компетенций учащихся на практике и в качестве базы для продолжения образования.

Образовательные результаты деятельности кафедр для учащихся:

  • сформированные компетенции:
    – коммуникативная – умение общаться (договариваться) с разными людьми, работать с устными и письменными текстами и др.;
    – знаниевая – умение самостоятельно добывать информацию (знаю – умею – делаю);
    – проектировочная – проектирование, моделирование, конструирование, эксперимент и т. д.;
    – исследовательская – владение основными мыслительными операциями (анализ, синтез), умение вычленить проблему, обосновать ее, убедительно аргументировать, найти пути решения и др.;
  • способность выпускников к самоопределению, выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий.

Образовательные результаты деятельности кафедр для педагогов:

  • достаточный уровень обученности учащихся для освоения знаний в высшей школе – положительная динамика сдачи ЕГЭ, поступление на бюджетные места в вузы, успешное участие в интеллектуальных конкурсах;
  • овладение терминологией компетентностного подхода, реализация индивидуальной программы развития в рамках лицейской образовательной программы;
  • повышение профессионального уровня, мотивация к эффективной профессиональной деятельности.

наверх

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ
о кафедрах МОУ «Общеобразовательный лицей № 6
"Перспектива"»

1. Общие положения

1.1. Кафедра – подразделение лицея, объединяющее педагогов одного предмета или одной образовательной области, ведущих учебно-воспитательную, научно-методическую, проектно-исследовательскую и экспериментальную деятельность под руководством научных консультантов (научных работников вузов).

1.2. Кафедра организуется при наличии не менее пяти учителей по одной образовательной области (или по одному предмету).

1.3. В своей деятельности кафедра руководствуется Законом РФ "Об образовании", уставом, локальными правовыми актами лицея и положением о кафедрах МОУ «Общеобразовательный лицей № 6 "Перспектива"» (далее – Положение).

1.4. Цели работы кафедры:

  • программно-методическое обеспечение образовательного процесса по одному предмету или одной образовательной области для получения высоких образовательных результатов, соответствующих потребностям и интересам учащихся лицея;
  • повышение профессионального уровня педагогов, мотивация педагогов к эффективной профессиональной деятельности.

1.5. Заведующий кафедрой назначается на три года с правом переизбрания, его кандидатура рекомендуется директором лицея из состава членов кафедры и обсуждается на заседании НМС.

2. Организация и содержание работы кафедры

2.1. Заведующий кафедры, при поддержке заместителя директора по методической работе и научного руководителя (консультанта) кафедры организует учебно-воспитательную, методическую, опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую и инновационную работу.

2.2. Члены кафедры определяют и утверждают научно-методическую тему, над реализацией которой они будут работать в течение трех лет, согласовывают ее с куратором (преподавателем вуза).

2.3.Члены кафедры определяют содержание и формы занятий кафедры, которые проводятся 5–6 раз в течение учебного года.

2.4. Работа кафедры ведется в соответствии с планом работы ОУ на текущий учебный год.

2.6. План работы составляется заведующим кафедрой, рассматривается на заседании кафедры, согласовывается с заместителем директора по методической работе и утверждается директором лицея.

2.7. В план работы кафедры в течение учебного года могут быть внесены коррективы.

2.8. На заседаниях кафедры:

2.8.1. Систематически заслушиваются и обсуждаются всеми членами кафедры вопросы повышения уровня обученности учащихся лицея и выполнения стандарта образования, рабочие программы, учебно-тематические планы, а также программы повышения квалификации педагогов;

2.8.2. Рассматриваются итоги использования новых педагогических технологий, экспериментов, инноваций в образовательном процессе лицея;

2.8.3. Обсуждаются современные формы, методы, приемы педагогической деятельности, обеспечивающие эффективность обучения основам наук и становления ключевых компетенций, способствующих успешной социализации, росту творческой активности и развитию личности учащихся;

2.9. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации.

3. Компетенция и ответственность

3.1. Заведующие кафедрами совместно с членами администрации (кураторами параллелей) проводят административные, промежуточные и итоговые аттестации учащихся, тестирование учащихся, контрольные срезы знаний и передают эти материалы для дальнейшего изучения и обсуждения на педагогическом совете и НМС лицея.

3.2. Заведующие кафедрами сотрудничают с членами администрации (кураторами параллелей) по вопросам успеваемости и качества обученности учащихся.

3.3. Члены кафедры:

3.3.1. Взаимодействуют друг с другом, сдают в методическую "копилку" отзывы о посещенных уроках и иных мероприятиях. Особое внимание обращают на результативность исследовательской, проектной деятельности, использование эффективных методов и форм обучения, новых технологий;

3.3.2. Рассматривают и обсуждают проекты, модели и модельные образцы, методические разработки, статьи для публикации в профессиональных изданиях, в периодической печати, на сайте лицея в Интернете;

3.3.3. Изучают и обобщают передовой педагогический опыт и представляют его на рассмотрение кафедры и НМС;

3.3.4. Рассматривают кандидатуры на присвоение квалификационных категорий, присуждение премий, наград района, города, края, РФ и представляют их на обсуждение НМС и педагогического совета лицея.

3.4. Кафедра несет ответственность за качественную и своевременную реализацию принятых ею решений, обеспечивает качество образования, соответствующее статусу лицея.

4. Права кафедры

Кафедра имеет право:

4.1. Вносить предложения о включении в учебный план новых учебных курсов.

4.2. Выдвигать предложения об изменении подходов к преподаванию учебных дисциплин, их структуры и объема преподавания.

4.3. Вносить предложения по содержанию и организации научно-методической и научно-исследовательской работы в лицее, научному обеспечению инновационных процессов.

4.4. Рекомендовать к публикации материалы, разработанные преподавателями и накопленные в рамках работы кафедры.

4.5. Готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда.

4.6. Вносить предложения по организации и содержанию аттестации педагогов*, ставить вопрос о поощрении сотрудников кафедры за активное участие в инновационной, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

5. Документация и отчетность

5.1. Заседания кафедр протоколируются. Доклады и разработки сдаются в методический кабинет лицея.

5.2. Итоги работы кафедры подводятся на последнем заседании кафедры, отчет о работе представляется на итоговой методической конференции лицея и публикуется в ее материалах.

5.3. На кафедре должны иметься:

5.3.1. Нормативно-правовые документы:

  • Положение о кафедре;
  • приказы и распоряжения;
  • анализ работы кафедры за предыдущий учебный год;
  • план работы кафедры на текущий учебный год;
  • банк данных о сотрудниках кафедры (возраст, образование, название вуза и дата его окончания, специальность, награды, ученые степени, звания, учебная нагрузка, тематика исследований, сведения о курсовой подготовке);
  • адреса педагогического опыта;
  • протоколы заседаний кафедры;
  • функциональные обязанности сотрудников кафедры.

5.3.2. Документы перспективного планирования:

  • перспективный план развития кафедры (на 3–5 лет);
  • план выпуска печатных работ (на 3–5 лет);
  • план опытно-поисковой, экспериментальной, научно-методической деятельности (на 3–5 лет);
  • план совершенствования учебно-материальной базы кафедры (на 3–5 лет);
  • перспективный план повышения квалификации преподавателей кафедры.

5.3.2. Документы текущего планирования:

  • план работы основных мероприятий кафедры на учебный год;
  • рабочие программы и их учебно-методическое обеспечение по предметам кафедры, календарно-тематические планы (по предмету, индивидуальным занятиям);
  • расписания учебных занятий и экзаменов;
  • графики и планы проведения предметных и методических недель;
  • график повышения квалификации сотрудников;
  • график прохождения аттестации сотрудниками кафедры;
  • график проведения на кафедре совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и т. д.;
  • график проведения преподавателями кафедры открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету;
  • график проведения текущих контрольных работ;
  • план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами.

5.3.3. Информационно-аналитические и отчетные документы:

  • журналы всех видов занятий;
  • информационно-аналитические справки;
  • диагностические графики, таблицы;
  • отчеты о работе за четверть, год и т. п.

6. Контроль деятельности кафедры

6.1. Контроль деятельности кафедры осуществляется заместителем директора по методической работе.

6.2. Кафедра согласовывает свою деятельность с заместителем директора по методической работе, отчитывается перед педагогическим советом лицея.

наверх

Приложение 2

ФОРМА
анализа урока с позиций компетентностного обучения

Параметр

1 уровень (1балл)

2 уровень (2 балла)

3 уровень – компетентностное обучение

(3 балла)

Дата, Ф. И. О.учителя, предмет, тема урока

...

Оценочный балл

Целеполагание

Цель урока определяется учителем

Цель урока согласуется в обсуждении с учениками

Оформляются несколько целей урока (учителем – для себя, учениками – для себя)

 

 

Мотивация

Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)

Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.)

Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознает, насколько важен для него данный учебный материал)

 

 

Характер учебных заданий

Репродуктивный (выполнение по образцу)

Репродуктивный с включением самостоятельной работы

Поисковый, творческий

 

 

Характеристика деятельности учащихся на уроке

Ученик:

  • принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;
  • принимает цели и задачи, поставленные учителем;
  • использует предложенный алгоритм действий;
  • использует предложенные ре­сурсы

Ученик:

  • анализирует проблемную ситуацию, заданную учителем;
  • ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели;
  • выбирает алгоритм решения задачи из предложенных алгоритмов;
  • выбирает необходимые ресурсы;
  • самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий

Ученик:

  • самостоятельно выявляет и формулирует проблему;
  • ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполага­емые результаты;
  • создает алгоритм действий;
  • находит ресурс для выполнения действий;
  • соотносит запланированный и полученный результат;
  • планирует свою дальнейшую деятельность

 

 

Коммуникация учащихся

Соблюдают речевые нормы и процедуру работы в группе

Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе

Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией

 

 

Сравнение времени "говорения" учащихся со временем "говорения" учителя

Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем

Активное объяснение материала учителем
с включением проблемных вопросов, эвристической беседы

Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный характер

 

 

Организация обратной связи на уроке

Обратная связь на уровне контроля: учитель спрашивает – ученик отвечает. Отношения на уровне "субъект – объект" (учитель учит ученика)

Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т. п.), но ученики уже могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне "субъект – объект/субъект". При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися (аудиал, визуал, кинестетик)

Постоянное "субъект/субъектное" взаимодействие между учителем и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности

 

 

Оценка знаний учащихся

Оценка по стандарту

Включение учащихся в обсуждение ответа

Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку

 

 

Рефлексия

Ученики высказываются по поводу результата урока

Ученики оценивают результат и процесс деятельности

Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности

 

 

Результативность урока

Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем

Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной сов­местно с учениками

Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза

 

 

Домашнее задание

Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справочникам (учебникам). Объем не более 75% от классной работы

Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справочникам (учебникам)

Контекстные задания, для решения которых необходима информация, источник которой не указан

 

 

Итого (средний балл)

 

 

наверх

Приложение 3

ПРОГРАММА
работы кафедры филологии

Методическая тема: внедрение приемов и методов компетентностного подхода в процесс обучения гуманитарным наукам.

Цель работы: системное использование педагогами компетентностного подхода к обучению, создание совокупного инновационного опыта путем преобразования отдельных экспериментов.

Задачи работы:

  • внедрить инновационные образовательные модули (социально-профессиональная практика по журналистике, научно-исследовательские лаборатории по общественным наукам, современному русскому языку и постмодернистской литературе) в процесс обучения гуманитарным наукам;
  • обеспечить прецедент заказа на образовательные модули от учащихся и их родителей;
  • обучить 80% педагогов методам и приемам компетентностного обучения;
  • повысить качество обученности учащихся до 52% при общей успеваемости 100%;
  • предъявить результаты деятельности кафедры педагогическому сообществу на разных уровнях.

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя:

  • анализ и формирование учебно-методических комплексов (УМК) по предметам (русскому языку, литературе, истории, обществознанию) и элективным курсам, социально-профессиональным практикам, исследовательским лабораториям;
  • создание рабочих программ по учебным предметам, тематического и поурочного планирования, анализ итогов проверки рабочих и контрольных тетрадей учащихся;
  • открытые уроки, мастер-классы, педагогические мастерские, творческие отчеты
    и др. по индивидуальным методическим темам, их анализ и самоанализ;
  • изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы. Публикация методических материалов;
  • организацию и методическое сопровождение профильного обучения с ориентацией школьников на будущие специальности гуманитарной направленности (на кафедре разработаны программы элективных курсов по организации проектной деятельности, например проект "Азбука журналистики");
  • разработку дидактических материалов, в т. ч. тестов и тестовых заданий;
  • использование цифровых образовательных ресурсов на уроках гуманитарного цикла;
  • индивидуальное сопровождение учащихся (тьюторство) в исследовательской и проектной деятельности;
  • участие педагогов в районных, городских, краевых, всероссийских профессиональных конкурсах и фестивалях;
  • экспертную деятельность педагогов (участие в экспертизе заданий "С" ЕГЭ, анализ работ учащихся, представленных на районной научно-практической конференции).

Исследовательская работа учителей кафедры

Исследовательская работа педагогов кафедры филологии предполагает:

  • участие в лицейских методических конференциях, методических семинарах разного уровня;
  • работу над темой исследования.

В рамках решения проблемы "Внедрение методик компетентностного подхода в процесс обучения гуманитарным наукам"* учителями изучается научно-педагогическая литература, проводятся не только контрольные срезы, выявляющие уровень сформированности знаний и умений лицеистов, но и уроки по развитию у учащихся приемов мышления.

Темы, исследуемые учителями кафедры:

  • применение индивидуальных форм работы на уроках истории для развития коммуникативной компетентности обучающихся;
  • создание дидактических материалов разного уровня для индивидуальной работы учащихся на уроках;
  • развитие коммуникативной компетентности учащихся при структуральном анализе текста на уроках литературы;
  • развитие ключевых компетентностей учащихся в рамках социально-профессиональной практики;
  • индивидуально-дифференцированная работа с учащимися при устранении пробелов в знаниях по русскому языку;
  • повышение мотивации учащихся к изучению истории путем использования архивных материалов;
  • использование форм свободной работы на уроках русского языка;
  • развитие ключевых компетентностей учащихся на уроках истории в старших классах.

Компетенции учащихся, формируемые на уроках гуманитарного цикла

Педагоги кафедры работают над формированием коммуникативной, информационной, проектировочной компетенций обучающихся. Составляющие (компоненты) компетенций и их характеристики приведены в таблице.

Составляющие компетенций

Характеристика

Коммуникативная компетенция

Письменная коммуникация

Умения:

оформить свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации;

изложить тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовать вспомогательные средства

Выступление перед аудиторией сверстников

Умения:

определить содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией;

использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; невербальные средства или наглядные материалы

Диалог

Умение высказать свое мнение и узнать мнение партнера в рамках диалога

Групповая коммуникация

Умения:

самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

задать вопросы, позволяющие уточнить и понять идеи друг друга, сопоставить свои идеи с идеями других членов группы, развить и уточнить идеи

Информационная компетенция

Планирование информационного поиска

Умения указать:

какая информация требуется для решения поставленной задачи;

в источниках какого типа следует искать заданную информацию

Извлечение информации

Умение извлечь информацию по заданному вопросу из статистического, исторического источников, художественной литературы

Обработка информации

Умение систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной структуры

Проектировочная компетенция

Целеполагание и планирование деятельности

Умения:

ставить задачи, адекватные заданной цели;

самостоятельно планировать характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки

Рефлексивные умения

Умения:

указать причины успехов и неудач в своей деятельности;

назвать трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предложить пути их преодоления в дальнейшей деятельности

Планирование ресурсов

Умение планировать ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи

Оценочные навыки

Умения:

самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности;

оценить продукт своей деятельности по критериям, самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности

Основные образовательные модули

Основные образовательные модули средней ступени обучения:

  • "интернет-карусель" по русскому языку (октябрь);
  • интеллектуальная игра по русскому языку в 5–6-х классах (январь);
  • лингвистическая игра по русскому языку (январь);
  • предметные погружения (русский язык) в 8–9-х и 11-х классах (ноябрь, январь, март);
  • районная научно-практическая конференция учащихся 5–7-х классов по национально-региональному компоненту (февраль);
  • конкурс чтецов "Дорогами русской словесности" (февраль);
  • декадник кафедры филологии "Мы любим язык, литературу, историю родной страны" (март);
  • образовательная программа по заказу учащихся и родителей (март);
  • районные Астафьевские чтения для обучающихся 7–8-х классов (апрель).

Основные образовательные модули средней ступени обучения:

  • курсы "Азбука журналистики", "Веб-дизайн", на теоретических занятиях которых изучаются основы журналистики и дизайна. Конечные продукты данных курсов – еженедельная лицейская газета, публикации в городских газетах, выступления с научным сообщением по проблематике СМИ на конференциях НОУ;
  • курс "Культура устной и письменной речи" способствует формированию информа­ционно-коммуникативной компетенции обучающихся. При изучении данного курса старшеклассники получают опыт общения с взрослыми людьми, работающими на предприятиях города, и выполняют их заказ по выпуску журнала о предприятии либо рекламного видеоролика;
  • исследовательские лаборатории по современному русскому языку, постмодернистской литературе и общественным наукам направлены на овладение учащимися основными мыслительными операциями (анализ, синтез), формирование умений вычленить проблему, обосновать ее, убедительно аргументировать, найти пути решения и др.;
  • программа предметной деятельности в школе, предметные погружения (русский язык) в 11-х классах (январь);
  • районные Астафьевские чтения для учащихся 10–11-х классов (апрель).

Внеклассная предметная деятельность

Внеклассная предметная деятельность способствует повышению уровня знаний учащихся, мотивации к изучению гуманитарных наук и проводится по следующим направлениям:

  • научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся;
  • олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы разного уровня (от лицейского до всероссийского), например конкурс "Русский медвежонок".
  • Внутрилицейское взаимодействие и внешние связи кафедры

Кафедра филологии взаимодействует:

  • с кафедрами лицея;
  • кафедрой современного русского языка и современной литературы КГПУ им. В.П. Ас­тафьева.

наверх

Приложение 4

ПРОГРАММА
работы кафедры математики и физики

Методическая тема: контекстные задания в обучении математике как средство формирования математической компетенции учащихся.

Цель работы: системное овладение педагогов кафедры навыками разработки КОЗ
и их внедрение в процесс обучения для формирования математической компетенции учащихся.

Задачи работы:

  • повысить качество обученности учащихся до 52% при общей успеваемости 100%;
  • овладеть разработкой и применением контекстных задач для формирования и оценки математической компетенции учащихся;
  • обеспечить заказ на образовательные модули от учащихся и их родителей;
  • обобщить и оформить накопленный инновационный опыт;
  • предъявить результаты деятельности кафедры педагогическому сообществу на разных уровнях.

Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает:

  • анализ и формирование учебно-методических комплексов (УМК) по предмету, включающих рабочие программы, учебники, рабочие тетради для учителя и учащихся, тематическое и поурочное планирование;
  • открытые уроки, их анализ. Целью такой работы является демонстрация опыта, накопленного преподавателями кафедры, их педагогического мастерства, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы;
  • организацию:
    – профильного и углубленного обучения с ориентацией учащихся на будущие специальности (модульная организация учебного процесса);
    – тематических погружений в 9–11-х классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ;
  • экспертную деятельность педагогов кафедры (ЕГЭ, анализ работ учащихся, представленных на районную научно-практическую конференцию);
  • разработку и внедрение сквозных тематических погружений по заказу родителей в 6–8-х классах;
  • организацию внешней экспертизы в 7–10-х классах в форме общественных смотров знаний;
  • программу отбора учащихся в классы с углубленным изучением математики;
  • организацию занятий двух уровней в математической школе для учащихся 8–
    11-х классов.
  • оформление математического пространства на информационном стенде.

Исследовательская работа учителей кафедры

Исследовательская работа педагогов кафедры филологии предполагает:

  • участие в конференциях, семинарах и других научно-методических мероприятиях различного уровня;
  • работу над методической темой.

Методические темы учителей кафедры:

  • использование на уроках физики информационно-компьютерных технологий;
  • внедрение современных образовательных технологий в практику преподавания физики в школе. Метод проектов;
  • контекстные задачи в обучении математике учащихся 5–11-х классов.

Особое внимание учителя кафедры уделяют практической составляющей математического образования и накоплению соответствующего банка контекстных задач для формирования математической компетенции учащихся и разработки инструментария для ее измерения.

Применение контекстных задач в обучении способствует:

  • изменению организационных форм учебного процесса, структуры образовательного процесса в целом;
  • формированию навыков продуктивной деятельности: добыванию знаний непосредственно из реальной действительности;
  • овладению приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
  • адекватному применению математических знаний для решения возникающих проблем в повседневной жизни;
  • изменению форм и методов оценивания (введению новых критериев оценки, расширению того, что оценивается, и т. д.);
  • формированию способности работать с информационными источниками, навыков работы в группе, умений планировать деятельность по достижению результата, выполнить программу и представить результаты своей деятельности.

Компетенции учащихся, формируемые на уроках физики и математики

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также главных видов деятельности ученика, позволяющих овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Характеристики учебно-познавательной и предметной (математической) компетенций приведены в таблице.

Компетенция

Характеристика компетенции

Учебно-познавательная

Знания и умения: целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Овладение навыками продуктивной деятельности по отношению к изучаемым объектам.

Обучающийся должен уметь:

  • ставить задачи, адекватные заданной цели;
  • самостоятельно планировать характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки;
  • указать причины успехов и неудач в своей деятельности;
  • назвать трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предложить пути их преодоления в дальнейшей деятельности;
  • планировать ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи;
  • самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности;
  • оценивать продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям

Предметная (математическая)

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся должен уметь:

  • проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий, использовать для подсчетов известные формулы;
  • извлекать и интерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках, схемах и др.);
  • применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов;
  • вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач

В настоящее время в рамках международных исследований общепринятыми считаются три уровня математической компетенции:

  • первый уровень (уровень воспроизведения) – прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов; распознавание математических объектов и свойств; выполнение стандартных процедур; применение известных алгоритмов и технических навыков; работа со стандартами, знакомыми выражениями и формулами; непосредственное выполнение вычислений;
  • второй уровень (уровень установления связей) – строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые хотя и не являются типичными, но все
    же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой сте-
    пени;
  • третий уровень (уровень рассуждений) – строится как развитие предыдущего уровня – требует определенной интуиции, размышления и творчества при выборе математического инструментария, интегрирования знаний из разных разделов курса математики, самостоятельной разработки алгоритма действий. Учащийся должен уметь найти закономерность, обобщить и объяснить или обосновать полученные результаты.

Основные образовательные модули

Основные образовательные модули средней ступени обучения:

  • "математическая регата" в 5–6-х классах (I полугодие);
  • образовательная программа по заказу учащихся и родителей (ноябрь);
  • смотры знаний по геометрии в 7-х классах (апрель);
  • интеллектуальный марафон по физике (апрель);
  • математический кружок (в течение учебного года).

Основные образовательные модули старшей ступени обучения:

  • предметные погружения (математика) в 11-х классах (ноябрь, январь);
  • смотр знаний по алгебре в 10-х классах (март);
  • математическая школа (в течение учебного года).

Внеклассная предметная деятельность

Внеклассная предметная деятельность помогает реализовывать рабочие образовательные программы по предметам, способствует повышению уровня знаний учащихся, вызывает интерес к изучаемому предмету и проводится по следующим направлениям:

  • научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся, например проект "Задача дня", занятия по физике с электронным конструктором и т. д.;
  • олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы разного уровня (от лицейского до международного), например международная математическая игра "Кенгуру".

Наставничество

Работа с молодыми специалистами на кафедре проводится в соответствии с планом методической программы лицея и заключается в следующем:

  • проведение еженедельных тематических консультаций "Конструирование современного урока";
  • посещение уроков молодых специалистов методистом кафедры и совместный анализ посещенных уроков;
  • присутствие молодых специалистов на уроках учителей кафедры;
  • разработка аналитиком кафедры рекомендаций для молодых специалистов;
  • вовлечение молодых специалистов в деятельность кафедры.

наверх



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль