Зачем нужен контрактный управляющий в школе?

2327
Зачем нужен контрактный управляющий в школе?

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусматривает много нововведений для государственных закупок: профстандарты, заказ, размещение информации, нормирование в данной сфере и.т.д. Одно из них – требование к заказчику о создании контрактной службы либо назначении контрактного управляющего в школе или ином учреждении.

Подавляющее большинство руководителей образовательных организаций, которые являются заказчиками по Закону № 44-ФЗ, в конце 2013 г. – начале 2014 г. столкнулись с необходимостью решения данной задачи. Назовем основные моменты, требования и профессиональные стандарты, которые требуют внимания руководящего звена, которое назначает или планирует назначить контрактного управляющего своей организацией.

Назначение контрактного управляющего в школе или иной организации

Закон № 44-ФЗ предлагает два способа определения лиц, которые будут ответственны за выполнение закупок:  

  • заказчики с совокупным годовым объемом закупок выше 100 млн руб., которые создают контрактные службы (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ);
  • заказчики с совокупным годовым объемом закупок менее 100 млн руб. и отсутствием контрактной службы назначают должностное лицо, которое будет ответственно за выполнение закупок, в том числе исполнение контрактов - контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Нормативно-правовой акт не подразумевает, что заказчики - образовательные организации с совокупным годовым объемом закупок менее 100 млн руб. не могут формировать контрактные службы, несмотря на то, что их формирование необязательно.

Назначение нескольких контрактных управляющих в школе или ином учреждении производится как одновременно, так и в разное время, но в любом случае не позднее даты начала закупок.

Если руководитель образовательной организации примет решение не создавать контрактную службу, а назначить контрактного управляющего в школе, то он может сделать это как под одну закупку, так и под несколько закупок (контрактов). Иными словами, у одного заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, курирующих разные направления хозяйственной деятельности: один отвечает за контракты, связанные с закупкой строительных и ремонтных работ, другой – за контракты на поставку продуктов питания, а третий – за все остальные.

Вопреки сложившемуся среди заказчиков мнению вопрос оформления полномочий контрактного управляющего с юридической точки зрения не является сложным. Назначение контрактного управляющего в школе производится путем издания соответствующего локального акта организации, например приказа директора школы о возложении полномочий контрактного управляющего на конкретного работника. Поскольку трудовые функции такого работника изменятся, необходимо будет внести изменения в его трудовой договор, например, путем заключения дополнительного соглашения.

Если планируется назначение нескольких контрактных управляющих в школе, в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) следует указать, за осуществление каких именно закупок несет ответственность работник. Кроме того, нужно будет определить, кто из контрактных управляющих отвечает за формирование плана закупок, плана-графика и их размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

Закон № 44-ФЗ не содержит прямых указаний насчет сроков назначения контрактных управляющих в школе или иной организации. Вместе с тем системное толкование его норм позволяет сделать вывод о том, что контрактный управляющий в образовательной организации, совокупный годовой объем закупок которой не превышает 100 млн руб., должен быть назначен до начала закупок по Закону № 44-ФЗ.

Следует отметить, что пока правовые последствия несвоевременного назначения контрактного управляющего в школе или ином учреждении законодательством не предусмотрены, т. е. его отсутствие в образовательной организации не является основанием для аннулирования (или признания недействительной) закупки и привлечения руководителя и самой образовательной организации к юридической ответственности.

Требования к контрактному управляющему в школе или иной организации

Функции контрактного управляющего в школе или ином учреждении выполняются только на профессиональной основе теми, кто имеет достаточную квалификацию, образование, опыт и специальные навыки в сфере закупок.

Согласно ст. 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается, помимо прочего, на принципе профессионализма заказчиков. Этот принцип отражается в ст. 9 Закона № 44-ФЗ, уточняя, что заказчик выполняет свои профессиональные обязанности, привлекая опытных специалистов, которые обладают практическими и теоретическими знаниями в области закупок. Заказчикам следует заботится о поддержании и повышении уровня прообразования и квалификации должностных лиц, которые специализируются на закупках, в том числе принимая меры по профпереподготовке и повышению квалификации согласно законодательству РФ.

Принцип профессионализма получил развитие в нормах ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Так, в ч. 6 данной статьи говорится, что контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Правда это требование будет действовать только с 1 января 2017 г. До этой даты согласно ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Функциональные обязанности контрактного управляющего в школе или ином учреждении

Основные обязанности контрактного управляющего в школе или ином учреждении определены в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ:

  • планирование закупок, составление плана-графика, разработка изменений для внесения в план закупок, план-график, а также размещение в ЕИС плана закупок, плана-графика и внесенных в них изменений (с 1 января 2015 г.);
  • подготовка и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, ведение контрактной документации, разработка тендеров, рассылка приглашений для определения поставщика (исполнителя или подрядчика) закрытыми способами;
  • гарантирование выполнения закупок, включая заключение контрактов;
  • участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы по вопросу поставки товаров для школы;
  • на стадии планирования при необходимости организация консультирования с поставщиками (исполнителями, подрядчиками), определение конкурентной среды на интересующих образовательную организацию рынках работ, товаров и услуг, технологий, принятие решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

В ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ оговорено, что при централизации закупок специалист осуществляет полномочия, не переданные соответствующему уполномоченному органу (уполномоченному учреждению), и несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий. Представляется, что речь в данном случае идет не только об административной ответственности, но и о дисциплинарной.

Контрактный управляющий в школе или ином учреждении является должностным лицом, ответственным за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, и относится к категории руководителей.

Принципиально важным является то обстоятельство, что перечень полномочий контрактного управляющего в школе или ином учреждении не является закрытым. Кроме того, Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на выполнение специалистом иных обязанностей, не имеющих прямого отношения к закупкам. Например, заместитель директора школы по административно-хозяйственной части может исполнять обязанности контрактного управляющего, а также заниматься другими хозяйственными вопросами.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что все указанные полномочия, а также дополнительные полномочия в сфере закупок, возложенные на конкретное должностное лицо образовательной организации как на контрактного управляющего, должны быть перечислены в его трудовом договоре (или должностной инструкции, являющейся неотъемлемой частью трудового договора). При этом изменение условий трудового договора, в т. ч. включение в него положения о возложении на работника полномочий контрактного управляющего, возможно только с его письменного согласия.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль