Трудовой договор и эффективный контракт в школе

10514

Определение эффективного контракта содержится в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее – Программа совершенствования системы оплаты труда), – это трудовой договор с работником, регламентирующий его должностные обязанности, условия оплаты труда, параметры и критерии оценки результативности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры соцподдержки.

Эффективный контракт в школе: цели введения

Определение соглашения между работником и работодателем дает возможность проанализировать необходимость перехода на эффективный контракт с педагогическими работниками в школе, главная задача которого - конкретизация:

  • должностных обязанностей;
  • условий оплаты труда;
  • параметров и критериев оценки эффективности деятельности;
  • мер соцподдержки.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295, упорядочивает определение эффективного контракта в школе, понимая под этим понятием механизм «подвязывания» уровня зарплаты и качества эффективности педагогической деятельности.

В процессе перехода на эффективный контракт в школе, Программа совершенствования системы оплаты труда для каждого работника требует упорядоченных и конкретизированных должностных обязанностей и функций, параметров и принципов оценивания эффективности трудовой деятельности, определен объемов вознаграждения и поощрения за достижение коллективных результатов преподавательской деятельности. Важно избежать двойного толкования сводов, чтобы и работодатель, и работник четко понимали условия получения премии.

Важным направлением государственной соцполитики становится рост зарплаты педработников с учетом эффективности и качества их услуг.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы

Общеизвестно, что эффективный контракт вводится для совершенствования системы оплаты труда в госучреждениях (муниципальных) посредством дифференциации анализа деятельности педагогов.

Переход на эффективный контракт в школе: изменения в трудовом договоре

Трудовой договор* систематизирует эффективный контракт. Он попадает под все нормы действующего законодательства, которые регламентированы для данного договора. Это важно относительно норм ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ). Согласно статье условия оплаты труда (включая уровень тарифного оклада и ставки) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) считаются обязательным пунктом соглашения между работодателем и работником, соответственно, они должны присутствовать во всех заверенных договорах.

Поскольку эффективный контракт в школе вводится для усовершенствования оплаты педагогической деятельности, заключенные между работниками и работодателем соглашения следует пересмотреть и изменить. Тем, кто работает в госучреждениях следует изменить условия текущего соглашения, а не заключать новый договор.

Важно понимать, что следует изменить пункты действующего соглашения, а не расторгать и заново заключать трудовой договор педагогическому работнику и работодателем. Договор расторгается только в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ, если необходима конкретизация пунктов документа, расторжение не проводится. Таким образом, процесс введения эффективного контракта в школе или другом госучреждении предусматривает заключение дополнительных соглашений с каждым работником. Программа совершенствования системы оплаты труда подтверждает это: в IV разделе указывается, что изменения принципов оплаты труда является изменением условий соглашения и должно выполняться в соответствии с законодательством РФ.

Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора с учителем заключается в письменной форме.

Ст. 72 ТК РФ фиксирует все редакции условий соглашения, включая перевод трудящегося на другую работу, которые разрешаются только по согласию сторон, исключая случаи, которые предусмотрены в ТК РФ. Специалист имеет право отказаться от изменений условий соглашения, а работодателю нужно будет выполнять процедуру в одностороннем порядке.

Ст. 74 ТК РФ содержит ситуации, в которых возможны изменения условий соглашения в одностороннем порядке. Ч.1 статьи регламентирует причины, по которым не могут сохраняться условия соглашения, а работодатель может инициировать их изменение, исключение составляет трудовая функция сотрудника: ее нельзя менять. К таким причинам относят технологические или организационные изменения условий труда, спровоцированные, например, реорганизацией учреждений, изменением в технологии и технике производства.

Работодатель должен руководствоваться правилами, прописанными в ст. 74 ТК РФ, при одностороннем изменении условий соглашения с работником. Ему следует известить сотрудника в письменной форме о грядущем изменении пунктов соглашения, причинах, которые их спровоцировали не позже, чем за 2 месяца (если это не противоречит ТК РФ).

Если трудящийся отказывается от новых условий труда, работодатель в письменной форме должен предложить ему аналогичную из имеющихся вакансий (как должность, которая соответствует квалификации работника, так и должность, которая оплачивается ниже или является нижестоящей), не противоречащую состоянию здоровья работника.

Работодателю следует предлагать работнику все вакансии в данной местности, которые отвечают заданным требования. Если колдоговор и соглашения предусматривают, работодатель может предложить вакансию в другой местности. В случае отсутствия вакансии или при отказе работника от должности, соглашение прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ сотрудника от продолжения сотрудничества в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

Изменение систем оплаты труда при переходе на эффективный контракт в школе

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в т. ч. тарифные системы) сотрудников муниципальных и госучреждений регламентируются: 

  • в федеральных госучреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые соответствуют законам и нормативным актам РФ;
  • в госучреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые соответствуют законам и нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ;
  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, нормативными актами локального значения, которые соответствуют законам Федерации, нормативным правовым актам РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Следовательно, системы оплаты труда, установленные в государственных (муниципальных) учреждениях, должны учитывать действующее законодательство соответствующего уровня. Принципы внедрения эффективного контракта в школе регламентируют видоизменение документации, которая регулирует систему оплаты труда на региональном, федеральном и муниципальном уровнях, что, соответственно, требует внесения правок в систему оплаты труда, которая действует в организациях. В силу норм ст. 144 ТК РФ внесение изменений в систему оплаты труда, установленную в конкретном учреждении, является обязанностью работодателя.

Методическая поддержка введения эффективного контракта в школе

Минтруд России весной 2013 г. подготовил Рекомендации по оформлению трудовых отношений с сотрудником госучждения при введении эффективного контракта (далее – Рекомендации Минтруда России)** в качестве методической помощи для введения эффективного контракта в школах. Ст.1 данного документа позволяет применять Рекомендации при оформлении соглашения со всеми сотрудниками учреждений. Следовательно, введение механизма эффективного контракта касается не только педагогического, но и другого персонала образовательных организаций: административно-управленческого, учебно-вспомогательного, медицинского и др.

Согласно п. 5 Рекомендаций Минтруда России, допсоглашение к трудовому договору может заключаться в ходе составления параметров оценки результативности деятельности трудящихся для выделения условий и уровня стимулирующих выплат. Работодатель обязан в ходе внедрения эффективного контракта вносит изменения в соглашения с сотрудниками и установленную в учреждении систему оплаты труда.

Методические рекомендация Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников, направленных письмом Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности» (таблица) содержат принципы определения параметров результативности труда педработников. 

Трудовой договор и эффективный контракт в школе

П. 5 Рекомендаций Минтруда России обязывает при переходе на эффективный контракт составлять допсоглашение к трудовому договору в двух экземплярах, один из которых получает сотрудник, а второй – работодатель получает на хранение. Трудящему рекомендовано заверять подписью полученную копию документа, в том числе и ту, что хранится у работодателя.

Согласно п.7 Рекомендаций Минтруда России, в допсоглашении могут быть внесены ранее отсутствующие данные о сотруднике и работодателе, согласно примерной форме трудового договора при переходе на эффективный контракт в школе.

Кроме того, согласно п. 8 Рекомендаций Минтруда России, в допсоглашение следует включить условия, которые предусмотрены ст. 57 ТК РФ, если они ранее отсутствовали в соглашении. Так, в соглашении между сотрудником и работодателем указывают:

  • Ф. И. О. работника и наименование работодателя (Ф. И. О. Работодателя – физического лица), которые заключили соглашение;
  • данные документов, которые удостоверяют личности сторон;
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями);
  • данные о представителе работодателя, который заверяет соглашение подписью, и основание, на котором он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения соглашения сторон.

Важно, чтобы название специальностей и должностей, а также квалификационные требования к ним соответствовали заявленным в квалификационных справочниках параметрам, в том случае, если по законодательству с выполнением профессиональной деятельности связано предоставления льгот или компенсаций.

Ст. 57 ТК РФ в трудовое соглашение в обязательно порядке должны вноситься следующие пункты:

  • место работы, если специалист будет выполнять должностные обязанности в филиале, представительстве или структурном подразделении учреждения, который находится в другой местности, указывается его фактическое местонахождения;
  • должностные обязанности (функции, которые соответствуют штатному расписанию, а также квалификационным требованиям, вид деятельности, порученной специалисту); 
  • дата начала трудовой деятельности, если заключается срочное соглашение, тогда указывается срок действия и причины заключения договора такого типа согласно ТК РФ;
  • условия оплаты (тарифная ставка или должностной оклад специалиста, поощрительные выплаты, премии, надбавки);
  • режим отдыха и рабочего времени, если они отличаются от общепринятых у работодателя;
  • порядок компенсации за взаимодействия с опасными и вредными условиями труда, в том случае, когда специалист берется за выполнение обязанностей, указывая параметры условий труда; 
  • условия, которые определяют характер профессиональной деятельности (подвижной, разъездной, в пути и прочий характер работы);
  • условия труда на рабочем месте;
  • порядок обязательного соцстрахования сотрудников, согласно ТК РФ и прочими нормативными документами;
  • прочие пункты, которые предусмотрены законодательными и нормативными актами, регулирующими трудовое право.
  • в документе могут учитываться другие аспекты, которые не делают положение специалиста хуже, чем прописаны в правовых актах и законодательстве. Так, могут быть прописаны условия об: 
  • уточнении местоположения структурного подразделения или филиала;
  • испытательном сроке;
  • неразглашении тайны, которая охраняется законом (государственной, служебной, коммерческой и иной);
  • обязанности специалиста после обучения проработать установленный законом срок, если работодатель оплачивал обучения трудящегося;
  • принцип и порядок допстрахования специалиста;
  • улучшении социально-бытовых условий для сотрудника и членов его семьи;
  • уточнении согласно применению к условиям работы специалиста обязанностей и прав работодателя и сотрудника, установленных на законодательном уровне;
  • о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении специалиста.

Документ соглашения сторон может включать обязанности и права сотрудника и работодателя, которые установлены согласно трудовому законодательству, а также обязанности и меры ответственности, которые прописаны в колдоговоре.

Ст. 57 ТК РФ Помимо условий, предусмотренных ст. 57 ТК РФ, при переходе на эффективный контракт в школе в допсоглашение к трудовому договору также можно добавить ряд пунктов:

  • длительность основного ежегодного (удлиненного) оплачиваемого отпуска специалиста;
  • меры соцподдержки и прочие пункты, которые предусмотрены ТК РФ и прочими нормативными актами, содержащими статьи трудового права.

В соответствии с п. 9 Рекомендаций Минтруда России желательно прописать должностные обязанности специалиста в тексте соглашения между ним и работодателем. Если же трудящийся получит дополнительные задачи, которые предусматривает расширение профессиональных функций и совмещение должностей (профессий), увеличением объемов работы, это тоже следует зафиксировать в допсоглашении к трудовому договору.

Работникам следует принять во внимание ряд выплат коменсационного и стимулирующего типа, которые предусмотрены в нормативных актах:

1) компенсации за высокие показатели эффективности труда и его интенсивность: надбавка за интенсивность труда; премия за высокие результаты работы; премия за выполнение ответственных и важных обязанностей;

2) компенсация за стабильно высокий уровень выполнения профессиональных обязанностей: надбавка за наличие квалификационной категории; премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;

3) выплата за непрерывный стаж работы, лет: надбавка за выслугу лет; надбавка за стаж непрерывной работы;

4) премия по итогам работы за определенный период: премия по итогам работы за месяц; премия по итогам работы за квартал; премия по итогам работы за год;

5) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

6) выплаты за выполнение профессиональных обязанностей в местности, где климатические условия отличаются от нормы: при этом учитывается районный коэффициент; принимается во внимание работа в безводной или пустынной местности, высокогорных районах; предусмотрена надбавка за длительную работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

7) выплаты за работу в условиях, которые далеки от нормальных (если предусмотрены работы разной квалификации, расширение или совмещение обязанностей, увеличение объема задач, сверхурочная или ночная работа, выполнение иных видов деятельности в других условиях, отклоняющихся от нормальных):

  • доплата за совмещение профессий (должностей);
  • доплата за расширение зон обслуживания;
  • доплата за увеличение объема работы; доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
  • доплата за выполнение работ различной квалификации;
  • доплата за работу в ночное время;

8) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами. В случае если какие-либо выплаты устанавливаются в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется указывать этот размер в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору при переходе на эффективный контракт в школе. Размер выплат, устанавливаемых в процентах, баллах и других единицах измерения, рекомендуется указывать в этих единицах с указанием условий, при достижении которых они осуществляются.

П. 13 Рекомендаций Минтруда России Данные виды выплат, доплат и надбавок указаны в п. 11 Рекомендаций Минтруда России. В этом же пункте говорится о том, что в системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений могут быть предусмотрены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами в школе. Особая ситуация назначения доплат установлена п. 15 Рекомендаций Минтруда России: «В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору могут предусматриваться также случаи, связанные с возложением на работников учреждения с их согласия дополнительных обязанностей с указанием размеров доплат (например, за выполнение функций классного руководителя)».

Нормативные документы

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013–2020 годы»

Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»

Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»

Письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности»

* Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения содержится в приложении 3 к Программе совершенствования системы оплаты труда.

**Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль