Обеспечение профилактики здоровья детей и подростков

6658

С началом учебного года возобновляется работа по проведению медицинских профилактических мероприятий в образовательных учреждениях (далее – ОУ).

Законом РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании", а также Федеральными законами от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения" и от 10.04.2000 № 51-ФЗ "Об утверждении федеральной программы развития образования" именно на ОУ возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

В настоящее время все чаще медики и педагоги обращают внимание на тесную взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в учебе. При этом на одно из первых мест среди нарушений здоровья выходят различные функциональные расстройства, являющиеся предболезненными состояниями, которые, однако, при несвоевременном выявлении и отсутствии профилактических и оздоровительных мероприятий постепенно переходят в хронические заболевания, прогрессируют и приводят к различным осложнениям. Поэтому все острее и острее встает проблема раннего выявления функциональных расстройств и начальных стадий хронических болезней у детей всех возрастов, т. к. их своевременное лечение не требует применения сильнодействующих лекарств, пребывания в стационаре и не грозит дальнейшими неблагоприятными последствиями. Для раннего выявления функциональных отклонений и хронических заболеваний, а также для своевременного проведения вторичной профилактики – предотвращения развития осложнений уже имеющихся нарушений здоровья разработана система профилактических осмотров детей в ОУ (письмо Минздравсоцразвития России от 15.01.2008 № 206­ВС "Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на укрепление и охрану здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях").

Медицинское обслуживание обучающихся и воспитанников в ОУ включает в себя оказание профилактической, лечебно­диагностической, неотложной и скорой медицинской помощи, направленной на охрану и укрепление здоровья детей и подростков. Администрация ОУ может существенно помочь медицинским работникам в организации профилактической работы, в первую очередь, в организации профилактических осмотров.

В настоящее время возможны три варианта проведения профилактических осмотров. Первый – проведение осмотра полностью в детской поликлинике (детском отделении поликлиники общей сети); второй – полностью в образовательном учреждении; третий, смешанный вариант – осмотры врачей организуются в ОУ, а лабораторно­инструментальное исследование – на базе поликлиники.

Для повышения качества профилактических осмотров администрации образовательного учреждения необходимо:

  • согласовать график проведения профилактических осмотров с главным врачом детской поликлиники (детского отделения поликлиники общей сети), к которой прикреплено образовательное учреждение, и/или заведующим отделением организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях этой же поликлиники;
  • выделить помещения ОУ, которые можно будет использовать в качестве медицинских кабинетов во время осмотров, т. к. помещений медицинского пункта, как правило, недостаточно, если в осмотре одновременно принимают участие все врачи: педиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог, хирург/ортопед и другие, а кроме того, записывается ЭКГ, забирается материал (кровь, моча, кал) для анализов и т. д. В выделенных помещениях должны быть стол, стулья, а также кушетки и напольные коврики для кабинетов педиатра и хирурга/ортопеда. Длина помещения, выделенного под кабинет офтальмолога, должна быть не менее 5 м (для проверки остроты зрения), а под кабинет отоларинголога – не менее 6 м (для проверки остроты слуха). Следует помнить, что во время профилактических осмотров должна оказываться медицинская помощь всем детям и педагогам, обратившимся с жалобами в медицинский кабинет, тем более должно быть обеспечено оказание неотложной и скорой медицинской помощи;
  • совместно с медперсоналом предварительно провести родительское собрание (общее или по классам и группам), объяснив родителям (законным представителям) задачи профилактических осмотров и обязательность последующего выполнения всех рекомендаций врачей, включая дополнительное обследование детей в детских поликлиниках, если оно будет назначено;
  • за несколько дней до осмотра следует в индивидуальном порядке оповестить родителей (законных представителей) каждого ребенка о предстоящем профилактическом осмотре и получить их согласие в письменной форме, заверенное подписью (можно использовать для этой цели запись в дневнике, но лучше подготовить специальное извещение о предстоящем профилактическом осмотре);
  • обязать классных руководителей или воспитателей в дни осмотра равномерно распределять "потоки" детей ко всем врачам­специалистам, чтобы предотвратить очереди или, наоборот, бесполезную трату времени. Кроме того, педагоги должны следить за тем, чтобы дети обошли всех врачей и полностью выполнили программу осмотра;
  • обеспечить по окончании осмотров и завершении оформления индивидуальных заключений выдачу врачом ОУ (школьным врачом) или медицинской сестрой родителям (законным представителям) соответствующих извещений о результатах осмотров их детей*. Для этого целесообразно провести родительские собрания по классам или группам;
  • необходимо помнить, что диагностическую ценность профилактических осмотров повышает предварительное анкетирование с целью более подробного выявления жалоб ребенка. Формализованные анкеты заполняют родители детей в возрасте от 3 до 10 лет включительно. Дети постарше и подростки могут самостоятельно ответить на вопросы. Задача классных руководителей или воспитателей заключается в том, чтобы за 3–4 дня до осмотра раздать анкеты. За 1–2 дня до осмотра медицинская сестра ОУ должна собрать заполненные анкеты и передать их врачу­педиатру.

Перед осмотром медицинская сестра должна обеспечить врачей всей необходимой медицинской документацией (медицинская карта (форма 26/у­2000) с внесенными в нее результатами предварительного скрининг­обследования, проведенного медицинской сестрой до начала осмотров) и анкетами, заполненными родителями или самими детьми.

В тех случаях, когда профилактические осмотры полностью или частично проводятся на базе поликлиники, администрация ОУ обязана обеспечить безопасную доставку детей от ОУ до поликлиники и обратно. Педагоги должны контролировать поведение детей в лечебном учреждении на протяжении всего времени проведения профилактического осмотра.

Аналогичным образом строится взаимодействие администрации ОУ с медицинским персоналом поликлиники при проведении вакцинации детей в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок. Администрация ОУ обеспечивает необходимые условия для вакцинации: помещение, мебель, холодильник для хранения вакцин; проводит родительское собрание, посвященное вакцинопрофилактике; совместно с медицинским персоналом ОУ извещает родителей (законных представителей) каждого ребенка о предстоящей прививке и получает их согласие в письменной форме. Следует особо отметить, что извещение о проводимой вакцинации заполняется медицинским работником для каждого ребенка строго индивидуально. Это связано с тем, что, как правило, каждый ребенок имеет свой график вакцинации, несколько отклоняющийся от Национального календаря прививок из­за медицинских противопоказаний, перенесенных простудных заболеваний или отсутствия в школе во время проведения предыдущих прививок. В случае возникновения у ребенка осложнения в поствакцинальный период родители также извещаются.

При отказе от вакцинации ребенка после проведения медицинским персоналом разъяснительной работы оформляется соответствующая запись в медицинских документах, в т. ч. в Медицинской карте (форма 026/у­2000). Данная запись подписывается родителями (законным представителем) и медицинским работником.

Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострения хронических болезней являются временными противопоказаниями для проведения прививок. Плановые профилактические прививки проводятся через 2–4 недели после выздоровления ребенка.

Эффективность профилактической работы значительно повышается при тесном взаимодействии администрации и педагогического коллектива ОУ, медицинского персонала и родителей обучающихся и воспитанников.

Д­р мед. наук, ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, проф.
Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова
И.К. Рапопорт

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Нормативные документы образовательного учреждения" >>



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль