Формирование и распределение фондов оплаты труда

13838

Н.Г. Типенко,
директор Центра универсальных программ, Москва

Завершение комплексного проекта модернизации образования в 2009 г. вызывает в регионах ряд вопросов. В их числе – обеспечение эффективного финансово-экономического развития учреждений системы образования с учетом опыта, накопленного в ходе проекта. По мнению автора, наибольшую сложность представляет продолжение работы в двух направлениях: реализация принципов финансирования с использованием подушевых нормативов и введение новых систем оплаты труда.

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 13.09.2006 № АФ-213/03 "Задачу выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования, а не одномоментно, за счет резкого перераспределения бюджетных средств внутри отрасли в момент введения принципов нормативно-подушевого финансирования. С этой целью на переходный (адаптационный) период не более 3 лет устанавливается адаптационная надбавка для каждого муниципального образования и поправочный коэффициент для каждого образовательного учреждения".

В соответствии с Модельной методикой, предлагаемой Минобрнауки России, нормативом можно назвать минимальные расходы трех процентов учреждений, т. е. использовать сложившиеся фактические расходы по этим образовательным учреждениям (далее – ОУ) и индивидуальные поправочные коэффициенты для остальных учреждений. Вопрос формульного расчета норматива не ставится.

Однако в методике содержится указание и на то, что индивидуальные поправочные коэффициенты вводятся на время и к концу адаптационного периода должны стремиться к единице.

Три года, отводимые на адаптационный период, в большинстве регионов уже прошли, и, по сути, уже не должны учитываться поправочные и адаптационные коэффициенты. Но практика показывает, что этого не произошло. В регионах по-прежнему существует проблема доведения средств до ОУ с использованием подушевых нормативов. Решение этой задачи – использование "формульного" подхода к формированию нормативов.

Что касается введения новых систем оплаты труда, то и здесь возникли проблемы. В условиях комплексного проекта модернизации образования (далее – КПМО) для ОУ – участников этого эксперимента выделялись дополнительные средства. В настоящее время для перевода всех учреждений на новую систему оплаты труда (далее – НСОТ) таких возможностей у региональных бюджетов нет. Результаты анализа работы по данному направлению показали, что в регионах – участниках КПМО доля учреждений, переведенных на НСОТ, ниже, чем в остальных. То есть в регионах, не участвовавших в КПМО, перевод на НСОТ осуществляется более решительно, а в регионах-участниках – до полутора лет отводится на их апробацию.

Причина этого, на наш взгляд, в тех системах оплаты труда, которые регионы реализовывали. По НСОТ у участников КПМО доминировала методика расчета с учетом стоимости ученико-часа. В то же время особенности применения данной методики, а также множество вопросов, поступающих от учителей, не позволяют надеяться на то, что в большинстве регионов в дальнейшем будет реализована именно эта модель. Таким образом, остается неясным, на какую модель НСОТ следует переводить школы в массовом порядке.

Выбор модели должен зависеть от того, какие задачи должны быть решены с введением НСОТ. На наш взгляд, они призваны обеспечить:

  • взаимосвязь размеров оплаты труда с его качеством и результатом
  • зависимость фонда оплаты труда (далее – ФОТ) от подушевых нормативов и числа учащихся в школе;
  • уровень оплаты труда учителя, сопоставимый с уровнем оплаты труда в экономике региона или с прожиточным минимумом.

С решением первой задачи все методики, вводимые в регионах, справляются. Введение стимулирующих выплат позволяет увязать заработную плату с качеством труда. Вопрос только в размере этих выплат. Не все регионы могут позволить себе формировать фонд стимулирующих выплат в объеме 30% от ФОТ.

Сложнее установить зависимость ФОТ ОУ от подушевых нормативов и числа детей в школе. Это можно реализовать только в тех муниципалитетах и ОУ, где средства доводятся до школы на нормативной основе, что происходит далеко не во всех регионах. В результате фонд стимулирования ОУ формируется по-старому (без связи с новыми экономическими механизмами), и следовательно, возможности для поощрения учителей в разных ОУ различны и не связаны с качеством их работы.

Наиболее трудная задача – обеспечить взаимосвязь уровня заработной платы работников ОУ с уровнем оплаты труда в экономике региона или прожиточным минимумом. Ее реализация под силу только некоторым регионам (например, Санкт-Петербургу).

Процесс формирования законодательства по НСОТ в регионах не завершен. В связи с этим представляется целесообразным предложить подход к формированию НСОТ, методику формирования и распределения фондов оплаты труда, позволяющие решить вышеназванные задачи (приложение).

Методика имеет свои особенности:

  1. Она основана на установлении базовых ставок (должностных окладов) различным категориям персонала, что соответствует постановлению Правительства РФ № 583.
  2. Базовая ставка за норму педагогической работы зависит от коэффициента квалификации и коэффициента специфики работы.
  3. При расчете базовой ставки используется базовая единица – величина, применяемая для определения базовой ставки (должностного оклада), установленная в фиксированном размере законом субъекта РФ об областном бюджете на очередной финансовый год. Базовая единица может быть либо равна прожиточному минимуму в регионе, либо должна быть связана со средней заработной платой в экономике региона.
  4. Для определения базовой единицы используется формула расчета подушевых нормативов, применяемая во многих регионах. Этим обеспечивается прямая связь общего объема ФОТ и базовой единицы, применяемой для определения базовой ставки (должностного оклада).
  5. Фонд оплаты труда непедагогического персонала задается процентным соотношением с ФОТ педагогического персонала.
  6. Формирование фондов компенсационных выплат и стимулирования, а также определение коэффициентов уровня управления осуществляется традиционным путем, т. е. так же, как и в других методиках.

Расчеты, произведенные по предлагаемой методике в нескольких субъектах РФ, показали, что значение базовой единицы в 2009 г. колеблется в пределах от 1,5 до 2,5 тыс. руб. Такой подход обеспечивает повышение базовой части заработной платы из-за увеличения размера базовой единицы, которая утверждается наряду с другими параметрами регионального бюджета на очередной финансовый год.

По нашей методике уже работают в двух субъектах РФ, она утверждена их законами и прошла апробацию еще в нескольких субъектах РФ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по формированию и распределению фондов оплаты труда

1. Введение

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с основными принципами нормативно-подушевого финансирования реализации основных общеобразовательных программ, а также в целях формирования и распределения ФОТ в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее – МОУ).

2. Порядок расчета общего объема ФОТ и базовой единицы, применяемой для определения базовой ставки (должностного оклада), работников МОУ

2.1. ФОТ МОУ формируется на календарный год в пределах объема субвенции, полученной муниципальными районами (городскими округами) из областного бюджета на финансирование МОУ и реализацию основных общеобразовательных программ, а также средств бюджетов муниципальных районов и городских округов, выделяемых на установленные муниципальные надбавки к заработной плате.

2.2. ФОТ работников МОУ определяется исходя из среднегодовой численности обучающихся, расчетных нормативов в зависимости от образовательной программы и ступеней общего образования в части оплаты труда и с учетом коэффициентов удорожания, а также с учетом муниципальных надбавок к заработной плате в соответствии с муниципальными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.

2.3. При расчете ФОТ в целях планирования расходов МОУ используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов, которая определяется в порядке, установленном органом специальной компетенции, уполномоченным в сфере финансовой политики.

2.4. Расчет осуществляется по следующей формуле:

где

  • Wi – объем ФОТ, включающий в себя расходы, входящие с состав субвенции, а также муниципальные надбавки к заработной плате в соответствии с муниципальными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления, для i­го образовательного учреждения на реализацию основных общеобразовательных программ;
  • Rio, Rig, Rik, Riv, Ris– нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося в городах областного и районного значения, а также в сельской местности соответственно: в обычных классах, гимназических (лицейских) классах, специальных (коррекционных) классах, классах вечерних школ, а также в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования;
  • Hio, Hig, Hik, Hiv, His – среднегодовая численность обучающихся, прогнозируемая на финансовый год в городах областного и районного значения, а также в сельской местности соответственно: в обычных классах, гимназических (лицейских) классах, специальных (коррекционных) классах, классах вечерних школ и в группах дошкольного образования общеобразовательных учреждений, расположенных на территории i­го муниципального образования. Эта величина определяется в порядке, установленном органом специальной компетенции, уполномоченным в сфере финансовой политики;
  • n – ступени общего образования;
  • w – муниципальные надбавки к заработной плате в соответствии с муниципальными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.

2.5. Размер базовой единицы, принимаемой для расчета базовой ставки (должностного оклада) работника МОУ, устанавливается законом субъекта РФ об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

2.6. Расчет базовой единицы (Б) осуществляется по следующей формуле:

где

  • N – подушевой норматив;
  • а – число часов по базисному учебному плану (далее – БУП);
  • d – число часов на ставку (учебная нагрузка педагога в неделю);
  • 1,262 – коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
  • 1,02 – коэффициент увеличения ФОТ, связанного с повышением стажа, квалификационной категории и т. п.;
  • 12 – количество месяцев в году;
  • m – количество обучающихся в классе;
  • y – коэффициент увеличения ФОТ на административный, учебно­вспомогательный и обслуживающий персонал МОУ;
  • w – коэффициенты удорожания от различных факторов (деление класса на группы, группы продленного дня, кружки);
  • c – коэффициенты удорожания в зависимости от вида образовательных программ;
  • o – доля ставки за норму часов рабочего времени в средней заработной плате работника МОУ;
  • k – средний коэффициент квалификации в регионе.

3. Порядок распределения ФОТ и расчета заработной платы работников МОУ, реализующих основные общеобразовательные программы

3.1. Должности работников, отнесенные к педагогическому (основному), административному, учебно­вспомогательному и обслуживающему персоналу МОУ, приведены в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

3.2. Руководитель соответствующего МОУ распределяет ФОТ учреждения следующим образом:

А) доля ФОТ при расчете заработной платы педагогам устанавливается в процентах от общего ФОТ:

  • в МОУ, расположенных в городах;
  • в МОУ, расположенных в сельской местности;
  • в муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях;

Б) доля ФОТ административного, учебно­вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в процентах от общего ФОТ:

  • в МОУ, расположенных в городах;
  • в МОУ, расположенных в сельской местности;
  • в муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.

3.3. Заработная плата работников из числа педагогического, административного, учебно­вспомогательного и обслуживающего персонала МОУ определяется по следующей формуле:

где

  • Зп – заработная плата работника;
  • О – ставка с учетом фактической педагогической нагрузки работника или должностной оклад;
  • К – компенсационные выплаты;
  • С – стимулирующие выплаты.

3.4. Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с НСОТ, не может быть меньше заработной платы (с учетом стимулирующей надбавки 14% без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников МОУ, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

4. Порядок определения ставок (должностных окладов) педагогического, административного, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала МОУ

4.1. Ставка педагогического работника МОУ с учетом фактической педагогической нагрузки работника определяется по следующей формуле:

где

  • О – ставка с учетом фактической педагогической нагрузки работника;
  • Об – базовая ставка за норму часов педагогической работы в неделю;
  • Чн – фактическая нагрузка в неделю;
  • Чс – норма часов педагогической работы в неделю.

4.2. Базовая ставка педагогического работника МОУ определяется по формуле

где

  • Об – базовая ставка за норму часов педагогической работы в неделю;
  • Б – базовая единица;
  • Кк – коэффициент квалификации;
  • Кс – коэффициент стажа (применяется только при отсутствии квалификационной категории и в соответствии с Порядком определения стажа педагогической работы, установленным органом специальной компетенции, уполномоченным в сфере образования);
  • Ксп – коэффициент специфики работы (при наличии двух и более оснований общий размер коэффициента специфики работы определяется умножением коэффициентов по имеющимся основаниям).

4.3. Значения коэффициентов квалификации, стажа и специфики работы приведены в приложениях 2–4 к настоящим Методическим рекомендациям.

4.4. Должностной оклад руководителя МОУ, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к педагогическому персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до трех размеров указанной заработной платы.

4.5. Должностной оклад руководителя МОУ увеличивается на коэффициент уровня управления у), который зависит от количества обучающихся в общеобразовательном учреждении, а также от наличия у него филиалов.

4.6. Значения коэффициентов уровня управления приведены в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

4.7. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров МОУ устанавливаются на 10–30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

4.8. Должностные оклады руководителей структурных подразделений МОУ определяются по следующей формуле:

Од = Б ´ Крс,

где

  • Од – должностной оклад руководителя структурного подразделения;
  • Б – базовая единица;
  • Крс – повышающий коэффициент к должностным окладам лиц из числа руководителей структурных подразделений МОУ, значения которых приведены в приложении* к настоящим Методическим рекомендациям.

4.9. Должностной оклад специалистов и служащих из числа учебно­вспомогательного персонала МОУ определяется по следующей формуле:

Оув = Б ´ Кув,

где

  • Оув – должностной оклад специалистов и служащих из числа учебно­вспомогательного персонала;
  • Б – базовая единица;
  • Кув – повышающий коэффициент к должностным окладам по должностям работников из числа учебно­вспомогательного персонала МОУ, значения которых приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

4.10. Профессии обслуживающего персонала МОУ тарифицируются в соответствии с Единым тарифно­квалификационным справочником работ и профессий рабочих, утвержденным постановлением Правительства РФ.

4.11. Должностной оклад работников из числа обслуживающего персонала МОУ определяется по следующей формуле:

Ооп = Б ´ Коп,

где

  • Ооп – должностной оклад работника из числа обслуживающего персонала;
  • Б – базовая единица;
  • Коп – повышающий коэффициент к должностным окладам по должностям работников из числа обсуживающего персонала МОП, значения которых приведены в приложение к настоящим Методическим рекомендациям.

5. Компенсационные выплаты работникам из числа педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала МОУ

5.1. Компенсационные выплаты работникам МОУ из числа педагогического, административного, учебно­вспомогательного, обслуживающего персонала осуществляются за работы: во вредных и (или) опасных и иных особых условиях труда; в условиях труда, отклоняющихся от нормальных; в местностях с особыми климатическими условиями; не входящие в круг основных обязанностей.

5.2. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к ставкам (должностным окладам) в процентах или абсолютных размерах.

5.3. Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении, применяются к ставке (должностному окладу) и определяются по следующей формуле:

К = SО ´ Крi,

где

  • К – компенсационные выплаты;
  • О – базовая ставка за норму часов педагогической работы в неделю или должностной оклад;
  • Крi– компенсационные коэффициенты по каждому виду, размеры которых приведены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

5.4. В случае права на применение коэффициентов по двум и более основаниям используется сумма указанных коэффициентов.

5.5. Конкретные размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

5.6. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

5.7. Руководители учреждений проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном трудовым законодательством.

5.8. Доплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается работнику МОУ при совмещении им профессий (должностей). Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудовым договором с учетом содержания или объема дополнительной работы.

5.9. Доплата за расширение зон обслуживания устанавливается работнику при расширении зоны обслуживания. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудовым договором с учетом содержания или объема дополнительной работы.

6. Стимулирующие выплаты

6.1. В целях поощрения работников за выполненную работу в МОУ устанавливаются стимулирующие выплаты.

6.2. Стимулирующие выплаты распределяются руководителем МОУ в соответствии с Положением о стимулировании – утвержденным локальным нормативным актом учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждений, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда.

6.3. Размер стимулирующей надбавки работникам МОУ может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к ставке (должностному окладу).

6.4. Примерный перечень оснований для стимулирования приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

6.5. Стимулирующие надбавки к должностным окладам руководителей МОУ устанавливаются решением органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, в пределах общего ФОТ МОУ.

6.6. Руководителем МОУ по согласованию с органом самоуправления МОУ к должностным окладам заместителей руководителя, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений, работников из числа учебно­вспомогательного и обслуживающего персонала может быть установлен персональный повышающий коэффициент (с учетом уровня профессиональной подготовки работника, сложности и важности выполняемой им работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, его опыта, стажа работы и других факторов). Рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента – до 2,0.

6.7. В целях поощрения работников МОУ им могут выплачиваться премии за выполнение особо важных заданий, а также к праздничным и юбилейным датам.

6.8. Из ФОТ МОУ работникам может быть оказана материальная помощь.

6.9. Решение о премирование или выплате материальной помощи работникам принимает руководитель МОУ по согласованию с органом самоуправления МОУ в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ
административного и педагогического персонала МОУ

Группа персонала

Наименование должностей

Административный

Руководитель учреждения образования, заместитель руководителя, главный бухгалтер

Педагогический (основной)

Учитель, преподаватель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, логопед, преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки), руководитель физического воспитания, мастер производственного обучения, методист, инструктор-методист (включая старшего), концертмейстер, музыкальный руководитель, воспитатель (включая старшего), классный воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель образовательного учреждения (включая старшего), старший вожатый, инструктор по труду, инструктор по физической культуре

Приложение 2к Методическим рекомендациям

КОЭФФИЦИЕНТЫ КВАЛИФИКАЦИИ (Кк)

Группы

Квалифи­кационная категория

Повышающий коэффициент за квалифи­кационную категорию, Кк1

Уровень образования педагога

Повышающий коэффициент за уровень образования педагога, Кк2

Итоговый повышающий коэффициент,

Кк =1 + Кк1 + Кк2

1

Отсутствует

0

Основное общее или среднее (полное) общее образование

0

1,00

Начальное или среднее профессиональное образование

0,14

1,14

Высшее профессиональное образование (бакалавр, специалист, магистр)

0,28

1,28

2

Вторая

0,5

Основное общее или среднее (полное) общее образование

0

1,50

Начальное или среднее профессиональное образование

0,14

1,64

Высшее профессиональное образование (бакалавр, специалист, магистр)

0,28

1,78

3

Первая

0,6

Основное общее или среднее (полное) общее образование

0

1,60

Начальное или среднее профессиональное образование

0,14

1,74

Высшее профессиональное образование (бакалавр, специалист, магистр)

0,28

1,88

4

Высшая

0,7

Основное общее или среднее (полное) общее образование

0

1,70

Начальное или среднее профессиональное образование

0,14

1,84

Высшее профессиональное образование (бакалавр, специалист, магистр)

0,28

1,98

Приложение 3к Методическим рекомендациям

КОЭФФИЦИЕНТЫ СТАЖА (Кс)

Стаж педагогической работы

Кс

Свыше 20 лет

0,20

От 15 до 20 лет

0,15

От 10 до 15 лет

0,10

От 3 до 10 лет

0,05

До 3 лет

0,10

Приложение 4к Методическим рекомендациям

КОЭФФИЦИЕНТЫ СПЕЦИФИКИ РАБОТЫ (Ксп)

Показатели специфики

Коэффициент, применяемый при установлении окладов педагогических работников

1

2

За работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в т. ч. с задержкой психического развития)

1,15–1,20

За работу в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении

1,15

За работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением

1,15

За работу в специальных (коррекционных) отделениях, классах, группах для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии или классах (группах) для обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении

1,20

За работу в вечерних (сменных) ОУ, при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в т. ч.:

с обучающимися, больными активной формой туберкулеза

1,50–1,75

1,75–1,90

За работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности

1,25

За работу в лицеях, гимназиях, колледжах (педагогическим работникам)

1,15

За индивидуальное обучение на дому (на основании медицинского заключения) детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (учителям и другим педагогическим работникам)

1,20

За индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах (клиниках) и детских отделениях больниц для взрослых (учителям и другим педагогическим работникам)

1,20

Специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов

1,20

Работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин)

1,20

Работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин)

1,10

Педагогическим работникам, имеющим звание "Народный учитель РФ", "Заслуженный учитель РФ", "Заслуженный учитель России", "Заслуженный тренер РФ"

1,20

Приложение 5к Методическим рекомендациям

КОЭФФИЦИЕНТЫ УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ (Ку)

Число учащихся в школе

Ку

Свыше 800 чел.

1,50

От 500 до 800 чел.

1,25

От 100 до 499 чел.

1,15

От 20 до 99 чел.

1,05

До 20 чел.

1,00

Школы, имеющие филиалы, в которых обучается от 100 чел. и более

1,25

Нормативные документы

  • Письмо Минобрнауки России от 13.09.2006 № АФ­213/03 "О подготовке и направлении Вариантов модельных методик" (вместе с "Модельной методикой введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования", "Модельной методикой формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования")


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 66.67%
  • нет 33.33%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль