Оплата труда привлеченных специалистов в учреждениях образования

3683

В.Н. Понкратова,
эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Президентская инициатива "Наша новая школа" предполагает привлечение в учреждения образования специалистов из других сфер деятельности. Каким образом устанавливается размер оплаты труда указанных специалистов и на каких условиях – читайте в материале эксперта.

До недавнего времени одним из условий определения размеров оплаты труда работников являлось наличие стажа педагогической работы. От стажа педагогической работы зависели и размеры оплаты труда специалистов, привлекаемых в образовательные учреждения (далее – ОУ) из других сфер деятельности. Для того чтобы материально заинтересовать специалистов к переходу в ОУ, в их педагогический стаж включалось время прежней работы в организациях, служба в армии в должностях, по профилю соответствующих профилю работы в ОУ или преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка).

Сегодня в связи с передачей полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда работников образования органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления единый порядок оплаты труда педагогов отсутствует.

В одних регионах стаж педагогической работы имеет существенное значение при установлении размеров оплаты труда, и, таким образом, сохраняется прежний порядок его исчисления, в т. ч. для привлеченных специалистов. В других регионах стаж во внимание не принимается, поскольку условия оплаты труда педагогов строятся на иных принципах.

Категории педагогических работников, в педагогический стаж которых включается время предыдущей работы (службы):

  1. Преподаватели-организаторы (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки).
  2. Учителя и преподаватели физического воспитания, руководители физического воспитания, инструкторы по физкультуре, инструкторы-методисты (старшие инструкторы-методисты), тренеры-преподаватели (старшие тренеры-преподаватели).
  3. Учителя и преподаватели: трудового (профессионального) обучения, технологии, черчения, изобразительного искусства, информатики, специальных дисциплин, в т. ч. специальных дисциплин общеобразовательных учреждений (классов) с углубленным изучением отдельных предметов.
  4. Мастера производственного обучения.
  5. Педагоги дополнительного образования.
  6. Педагогические работники экспериментальных ОУ.
  7. Педагоги-психологи.
  8. Методисты.
  9. Педагогические работники учреждений среднего профессионального образования (отделений): культуры и искусства, музыкально-педагогических, художественно-графических, музыкальных.
  10. Преподаватели учреждений дополнительного образования детей (культуры и искусства, в т. ч. музыкальных и художественных), преподаватели специальных дисциплин музыкальных и художественных ОУ, преподаватели музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагогических колледжей), учителя музыки, музыкальные руководители, концертмейстеры.

Право решать вопросы о соответствии профиля работы (службы) профилю преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка) предоставлялось руководителю ОУ по согласованию с органом первичной профсоюзной организации.

Отсутствие педагогического образования не является препятствием для привлечения специалистов из других сфер деятельности к работе в должности учителя или педагога дополнительного образования, поскольку квалификационные требования к этим должностям не содержат жестких требований к профилю полученной специальности. Но даже если бы такие требования к квалификации педагогов и существовали, ими можно было бы в необходимых случаях пренебречь, руководствуясь п. 10 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37).

В соответствии с ним лица, не имеющие специальной подготовки, установленной требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности.

Таким образом, если региональные условия оплаты труда педагогических работников предусматривают учет уровня образования при определении размеров ставок заработной платы (должностных окладов), то независимо от полученной специальности дипломы государственного образца о высшем профессиональном образовании обеспечивают право их обладателям на оплату труда, как имеющим высшее профессиональное образование, а дипломы государственного образца о среднем профессиональном образовании – как имеющим среднее профессиональное образование.

В случаях, когда условия оплаты труда установлены с учетом уровня высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением квалификации (степени) "бакалавр", "специалист" или "магистр", оплата труда педагогических работников с учетом присвоенной квалификации (степени) также должна осуществляться независимо от полученной специальности.

Если лица получили высшее профессиональное образование в период, когда указанные квалификации (степени) не присваивались, необходимо добиваться, чтобы к ним применялись условия оплаты труда, предусмотренные для педагогических работников, имеющих квалификацию (степень) "магистр".

Комплектование кадров учителей и педагогов дополнительного образования имеет характерную особенность. Она заключается в том, что в каждом ОУ их количество устанавливается не на основе штатного расписания, а исходя из объема учебной нагрузки (по предметам) или направлению кружковой работы.

Такая особенность вызвана тем, что учителям, педагогам дополнительного образования устанавливаются не должностные оклады, а ставки заработной платы за определенную норму часов педагогической (преподавательской) работы в неделю.

Кроме того, при одном и том же объеме учебной нагрузки по учебным плану и программам количественный состав учителей или педагогов дополнительного образования может быть различным. Так, при учебной нагрузке в пределах или менее установленной нормы часов за ставку заработной платы их количественный состав в ОУ будет больше, чем в случаях, когда учебная нагрузка превышает указанную норму.

При отсутствии свободного объема учебной нагрузки по предметам или кружковой работе прием в ОУ новых учителей или педагогов дополнительного образования (в т. ч. из числа специалистов других сфер деятельности) путем перераспределения учебной нагрузки между работающими и планируемыми к приему работниками неправомерен, поскольку внесение изменений в действующие условия трудового договора с педагогом дополнительного образования по таким основаниям без согласия работников не допускается.

Следует также учитывать п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196), в соответствии с которым запрещается уменьшать объем учебной нагрузки учителей как в течение учебного года, так и на следующий учебный год, если это не связано с уменьшением количества часов по учебным плану и программам или уменьшением количества классов-комплектов.

Необходимость указания в трудовом договоре педагогических работников объема учебной нагрузки определена п. 6 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" и ч. 2 ст. 333 Трудового кодекса РФ.

Это означает, что при заключении трудового договора учитель или педагог дополнительного образования принимает на себя обязательство работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель на все время его действия обязан обеспечивать работнику предусмотренный в трудовом договоре объем учебной нагрузки.

Учебная нагрузка является количественной обязательной составляющей трудовой функции, которую выполняет учитель или педагог дополнительного образования, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора с вытекающими отсюда правовыми последствиями (изменение возможно только по соглашению сторон трудового договора, за исключением указанных выше случаев).

Если трудовой договор в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует либо в нем не указан объем учебной нагрузки, то считается, что учитель или педагог дополнительного образования работает с тем объемом нагрузки, который ему был установлен приказом руководителя ОУ при приеме на работу.

Таким образом, трудовое законодательство не предусматривает возможности перестановки (перегруппировки) работников, в т. ч. в пределах однородных должностей, без их согласия. Не допускается также в целях приема на работу специалистов из других сфер деятельности увольнение лиц, достигших пенсионного возраста, а также менее квалифицированного работника, если это не обусловлено его недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации.

Особенности регулирования рабочего времени учителей и педагогов дополнительного образования предусмотрены п. 2 приложения к постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее – постановление Правительства РФ № 191). Они связаны с тем, что установленная для указанных работников норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой является лишь нормируемой частью их рабочего времени, поскольку должностные обязанности этих педагогических работников не ограничиваются только выполнением преподавательской работы по учебным предметам или в кружках.

Ставка заработной платы учителю или педагогу дополнительного образования выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками.

После установления учителям, педагогам дополнительного образования учебной нагрузки на новый учебный год, нормируемой частью их рабочего времени будет являться установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.

Оплата труда педагогических работников за учебную нагрузку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ставки их заработной платы за установленную норму часов.

Продолжительность нормируемой части педагогической работы учителей и педагогов дополнительного образования определяется в астрономических часах и включает в себя проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними (сноски 3 и 4 приложения к постановлению Правительства РФ № 191). При этом количеству часов учебной нагрузки, установленной указанным работникам при тарификации, соответствует количество проводимых ими учебных занятий продолжительностью, как правило, не превышающей 45 мин.

Должностные обязанности учителей и педагогов дополнительного образования, которые выполняются ими помимо преподавательской деятельности, конкретизированы в п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений").

Работа учителей, педагогов дополнительного образования кроме учебных занятий не может быть строго регламентирована, поскольку характер этой работы таков, что ее выполнение осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год. В связи с этим такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.

Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время этих педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением об особенностях режима рабочего времени, для дежурств во время образовательного процесса.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль