Диагностика адаптации к школе: истинные причины трудностей первоклассника

2867
Диагностика адаптации к школе: истинные причины трудностей первоклассника

Диагностика адаптации к школе: специфические и не специфические трудности

Перед тем, как выявить проблемы, с которыми сталкивается школьники помочь ему справиться с ними, необходимо разобраться в том, что из себя представляют школьные трудности.

Не специфические - когда педагог наблюдает у ребёнка высокую утомляемость, невозможность выполнить минимум учебной программы. К этой группе относятся дети с рассеянным вниманием, не развитой речью, моторикой и низким восприятием информации. С подобными данными, очевидно что в некоторых случаях адаптация первоклассников к школе - чрезвычайно трудный процесс.

Специфические - основаны на развитии школьника в области познания. Они также корректируются, но связаны с особенностями развития в конкретных областях, например: ребёнок плохо читает, но зато отлично решает математические задачи.

Главным различием специфических и не специфических трудностей при подготовке будущего первоклассника к школе, является разница в сроках проявления. Если оба типа сочетаются у одного школьника, это существенно осложняет ситуацию. Преимущество диагностики специфических трудностей в том, что их зачатки можно обнаружить на начальном этапе обучения, например: ребёнку тяжело даётся письмо и чтение а считает он хорошо. Если во время не провести диагностику адаптации к школе и не принять меры, к имеющимся трудностям добавятся стрессы, проблемы с учёбой, психологический дискомфорт и ребёнок будет уверен, что он не способен нормально учиться.

Не специфические проблемы в процессе психологической адаптации первоклассников к школе, также возможно спрогнозировать, например, при большой учебной нагрузке, когда ясно что далеко не все из детей справятся. Но, всё же первые результаты можно будет узнать только в конце полугодия, а далее при повторном увеличении требований очевидными будут нарушения психологического и физического здоровья у детей. При подготовке первоклассников к школе оказывается что трудности чаще возникают у мальчиков. По статистике на 1 девочку с проблемами, приходится 3 мальчика. Специалисты полагают что разница связана с тем, что женская психика более устойчива к планомерному не сильному воздействию, тогда как мужской организм способен лишь на кратковременные большие нагрузки.

При проведении диагностики адаптации к школе, об этом следует помнить не только учителям, но и родителям. Случается что последние усугубляют проблемы предъявляя детям повышенные требования, ведут себя жёстко, требуют от мальчика стать мужчиной. Чтобы лучше понять как проявляются различия между специфическими и не специфическими трудностями, рассмотрим реальные примеры.

Адаптация первоклассника к школе при явно выраженных не специфических трудностях

Максим П. 7 лет 9 месяцев, первоклассник. Дата диагностики - 15 марта. Родители пришли к педагогу-психологу с просьбой проконсультировать в вопросе перевода ребёнка в коррекционный класс. Следующие трудности выявлены на основе жалоб родителей и характеристики педагога. При подготовке первоклассника к школе в первом полугодии начального класса замечено:

  • пропускает буквы при письме, почерк неразборчивый, наблюдается тремор руки;
  • читает с запинками, торопится, придумывает по ходу чтения, пропускает буквы;
  • математические задачи выполняет с трудом, не помнит условий и числовой ряд.

В общем проявляет леность, отсутствие старания, на уроках отвлекается, внимание рассеянное. При профессиональной диагностике адаптации к школе: тестировании отклонений моторных функций, зрительно-моторной координации, зрительного восприятия, результаты нормальные. Речевое развитие соответствует возрасту школьника. Успешно прошёл тест на интеллектуальное развитие, но с трудом выполнил задание на время. Нуждался в поощрении, подбадривании, мотивации.

Очевидно - для того чтобы адаптировать первоклассника к школе требуется более внимательное отношение со стороны учителя, разделения учебного задания на этапы и постоянное сопровождение при выполнении. Такой подход может существенно изменить картину мира ребёнка и привести его к мысли, что он способен нормально учиться.

Явно выраженные специфические трудности при подготовке первоклассника к школе

Тимур Д., 7 лет 10 месяцев, учиться в первом классе. Дата диагностики - 8 февраля. Трудности определены на основе жалоб преподавателя, который ссылается на собственный анализ работ мальчика, по математике и письму, а также навыкам чтения.

  • Письмо удаётся парню с трудом, не помнит как пишутся некоторые буквы, пишет медленно, почерк ужасный, путает буквы и вместо одних пишет другие.
  • Читает медленно не связно по слогам, переставляет местами буквы.
  • Математические задачи решает на отлично, но как только дело касается записи, то может переставить местами цифры.

Результаты диагностики адаптации к школе характеризуют парня как старательного и особенно хорошо развивающегося в области математики. При адаптации первоклассника к школе учителю необходимо понять, что Тимур не скоро начнёт хорошо читать и писать. Однако, следует осознать что его математические таланты нужно поддерживать и поощрять. При подготовке первоклассника к школе, лучше всего чтобы преподаватель успокоил ребёнка и объяснил, со временем навыки чтения и письма встанут на должный уровень, а на данный момент он должен развивать свою математическую склонность.

В этом случае для адаптации первоклассника к школе потребуется терпение и лояльность. Ведь скорее всего причиной специфических трудностей Тимура является зачаточное состояние областей головного мозга отвечающих за чтение и письмо. Они в порядке, но смогут активизировать свою работу не раньше чем по прошествии нескольких лет.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль