Типичные ошибки учителей, участвующих в конкурсах педагогического мастерства

3021

В настоящее время проводится множество различных конкурсов педагогического мастерства, но практически все они рассчитаны на дистанционное участие и оценку правильно оформленных методических разработок, а вот конкурс "Учитель года" подразумевает демонстрацию педагогами своего мастерства, что называется, "вживую". Умение учителя сориентироваться в возникшей на уроке сложной ситуации позволяет сразу оценить его профессионализм. В качестве конкурсного задания участникам конкурса все чаще предлагается проявить свои умения в области организации и ведения воспитательной работы с детьми и их родителями.

Организация классного пространства

К какому учителю больше тянутся ученики? К тому, к которому можно обратиться за любым советом. Педагог, имеющий определенный жизненный опыт, багаж практических знаний, основанный на личных переживаниях, удачах и ошибках, гораздо более интересен детям, нежели просто отлично владеющий своим предметом преподаватель.

В отличие от уроков классный час следует проводить в иных условиях. Речь идет не о смене классной комнаты на другое помещение, хотя и это было бы не лишним, а о создании специфического ограниченного пространства, которое психологически располагает к общению детей друг с другом и с классным руководителем. Факторами успеха здесь являются доверие и уважение, которые лучше всего достигаются при общении "глаза в глаза" – когда учитель видит лица всех детей в непосредственной близости от себя, а они в свою очередь так же близко видят учителя и одноклассников.

Участники конкурса при проведении классного часа ограничены учебным кабинетом, но при этом они могут приложить некоторые усилия для создания того самого пространства для доверительного разговора. Данную форму воспитательной работы нельзя путать с обычной классно-урочной системой – в этом заключается одна из основных ошибок при проведении классного часа. Почему-то лучше всего это понимают учителя начальных классов и практикуют, например, разговор с детьми сидя непосредственно рядом с ними. Но создания только пространства недостаточно. Необходимо еще четко формулировать цель классного часа, что педагоги делают не всегда.

наверх

Злоупотребление общими фразами

К типичным и частым ошибкам относится использование в беседе с детьми общих слов или напротив – обилия научных терминов. Все это делает классный час неинтересным или непонятным детям, исчезает присущая педагогу индивидуальность, за которую ученики, как правило, любят своего классного руководителя. Владея в совершенстве своим предметом, педагоги тем не менее теряются в воспитательной работе, часто повторяют одно и то же, несвязно излагают основные мысли. Естественно, говорить о воспитательной ценности такого классного часа не приходится.

Очень часто классный час превращается в обсуждение вопроса успеваемости и поведения, что сводит к нулю использование классным руководителем всех воспитательных возможностей этой формы работы с детьми. А ведь классный час в первую очередь подразумевает взаимодействие, общение. Его тема должна быть актуальной, интересной и понятной для детей.

Иногда педагоги излишне увлекаются компьютерными технологиями, недостаточно хорошо при этом владея ими. Как только во время проведения одного классного часа возникла проблема с демонстрацией презентации, педагог растерялся и не смог продолжить разговор без помощи техники. В результате мероприятие не состоялось.

Опаснее всего свести к общим словам и примерам обсуждение какой-либо весьма актуальной темы. Так, не подвергается сомнению важность здорового образа жизни детей – эта тема обязательно должна рассматриваться на классных часах. Вопрос в том – как? Конкурс как раз и подразумевает в этом случае уникальный творческий подход педагога. Можно вместе с детьми составить программу спортивных достижений класса, предложить вызвать на соревнование параллельный класс и придумать еще многое другое, не повторяя общеизвестных и скучных истин. Такой классный час сподвигнет детей на дальнейшую совместную деятельность.

Еще один пример ошибочного проведения классного часа: давая пятиклассникам задание подумать о том, как они представляют себе школу будущего, педагог не объяснил, что именно имелось в виду: школа – как здание или как система получения знаний. То есть не была правильно поставлена цель. В результате дети путались, а учителю было сложно сравнивать и оценивать выполненное ими задание, поскольку одни нарисовали новое школьное здание, а другие подготовили сообщение о содержании современного образования.

наверх

Создание психологического климата

Еще одна недоработка педагогов при проведении классного часа часто проявляется в самом начале мероприятия – когда задается определенный психологический климат в коллективе. На конкурсе педагогам приходится работать с совершенно незнакомыми детьми, и здесь применение психологического опыта и технологий просто необходимо. Так, можно поприветствовать детей в необычной игровой форме, провести с ними игру-упражнение на сплочение коллектива и снятие стресса. Далеко не все педагоги используют подобные приемы, а ведь в этом заложена половина успеха!

К сожалению, немало ошибок допускают опытные педагоги со стажем. Многие из них не готовы к дискуссиям и сотрудничеству как с детьми, так и со своими коллегами. Особенно это заметно при реализации такой формы воспитательной работы, как родительское собрание, которое во время конкурса проводят одновременно два педагога. При этом у опытного преподавателя часто не складывается сотрудничество с более молодым коллегой в силу сложившейся привычки быть единственным лидером на уроке и не допускать появления конкурента, который в данном случае является напарником и соратником. Главная задача педагога при проведении родительского собрания – не оттолкнуть коллегу, не затмить его своим опытом и педагогическим талантом, а совместно с ним прикладывать усилия к общему делу.

наверх

Проведение родительского собрания

К сожалению, на родительских собраниях, как и на классных часах, педагоги в основном обсуждают успеваемость и поведение в классе. Только здесь это делается с родителями, а не с детьми. Конечно, это очень важные вопросы, вот только один педагог призывает родителей повлиять на своих детей, а другой готов разделить с ними ответственность за их успеваемость и тактично подводит к пониманию важности взаимодействия семьи и школы в образовании и воспитании.

Конечно, родительское собрание можно организовать по-разному – в виде педагогического всеобуча, "мозговой атаки", дискуссии… Задача педагога во время конкурса – показать свое умение работать с родителями, поэтому чтение лекций здесь вряд ли уместно. Надо выбрать такую форму общения, которая обеспечит не монолог классного руководителя, а его продуктивный диалог с родителями. Ведь последние, как никто другой, заинтересованы в успехах своих детей. Поэтому классному руководителю за небольшое время, отведенное на проведение собрания, необходимо сделать их своими единомышленниками в достижении общей цели. Обозначив проблему в начале родительского собрания, педагог должен вместе с родителями найти пути ее решения.

Возьмем, к примеру, проблему сплоченности классного коллектива. Объединить детей может их совместная деятельность, еще лучше – с привлечением родителей. Проведение на собрании "мозгового штурма" заставит родителей самостоятельно выбрать те или иные формы деятельности, а педагог распределит между ними и собой ответственность за намеченные мероприятия. Так, если это будет какая-то поездка или экскурсия, то родители могут взять на себя заказ автобуса, организацию питания, а педагог – оформление необходимых документов. Таким образом, деятельность будет по-настоящему общей.

Классный час и родительское собрание – постоянные формы воспитательной работы. Если у педагога отсутствует система в их проведении, то при участии в конкурсе педагогического мастерства могут возникнуть сложности. Только опыт, систематически накапливаемый в ходе постоянной воспитательной работы, поможет учителю избежать ошибок как в работе с классом, так и при участии в конкурсе.

наверх

О.Н. Камакин,
заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории МОУ ДОД "Центр детского творчества", г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 6 декабря 2016 г.
  • Независимая оценка качества образования: текущее состояние и перспективы развития
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль