Планирование педагогических советов

11522

Сегодня программно-целевой подход является основным в управлении образованием, о чем свидетельствуют как федеральные и региональные программы развития образования, так и многочисленные программы развития образовательного учреждения.

Существует ли связь между программой развития школы и педагогическими советами? Ответ на этот вопрос очевиден: педагогический совет как орган самоуправления, орган организационного управления является инструментом для реализации стратегического плана развития образовательного учреждения.

В теории менеджмента организации определены следующие уровни планирования и виды соответствующих им планов:

  • высший уровень (стратегическое планирование). Главная задача этого уровня – определить, как организация будет себя вести в определенных условиях развития;
  • средний уровень (тактическое планирование) – ориентирован на промежуточные цели, на пути достижения стратегических целей и задач;
  • нижний уровень (оперативное планирование) – это конкретизация тактических планов в реальной работе членов организации.

Долгосрочное планирование педагогических советов охватывает срок в пять лет, среднесрочное (тактическое) – три года, краткосрочное (оперативное) – один год.

Рассмотрим подробнее каждый вид планирования педагогических советов.

Стратегическое и тактическое планирование педагогических советов

Стратегическое и тактическое планирование педагогических советов осуществляется в соответствии с периодом реализации программы развития (пять лет или три года). При планировании педагогических советов в рамках программы развития можно использовать методику профессора Г.К. Селевко, в которой содержательный тезаурус проблематики работы школы представлен следующими модулями: знания, умения, навыки, образовательные технологии, урок, воспитание, работа классного руководителя, развитие школы (управление), учащийся, учитель, родители (семья, социум). Особенности содержания и проведения педагогических советов в школе раскрываются через тематику, которая охватывает практически все основные проблемы современной педагогики. Эти проблемы обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.

Долгосрочное и среднесрочное планирование педагогических советов может разрабатываться как инструмент реализации программы развития, в виде приложения к ней, оформленного в таблицу, где в соответствии с задачами программы и годами ее реализации будет прописана примерная тематика педагогических советов, усложняющаяся по мере преодоления определенного уровня развития ( пример). Среднесрочное планирование незначительно отличается от долгосрочного: в строке таблицы "Уровни (года) реализации" указываются три учебных года (уровня) реализации программы развития.

Оперативное планирование педагогических советов

Оперативное планирование педагогических советов отражается в ежегодном плане работы ОУ. Наиболее распространенная структура годового цикла педагогических советов состоит из шести составляющих:

  • первый педагогический совет – аналитическо-планирующий, проводится до начала учебного года, в конце августа, посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана работы школы, настраивает на решение предстоящих проблем;
  • второй, третий, четвертый и пятый педагогические советы – тематические, с промежуточными итогами, проводятся, как правило, в конце учебной четверти или во время школьных каникул;
  • шестой – итогово-организационный, на нем подводятся итоги года, анализируется выполнение образовательных программ, принимаются решения о допуске к экзаменам, переводе в следующий класс и т. п.

Логика долгосрочного, среднесрочного планирования предполагает, что содержание педагогических советов становится системообразующим фактором для реализации избранных школой направлений развития. В этом случае цикл, охватывающий последовательно все проблемы педагогических советов, повторяется в течение нескольких лет, но при каждом витке берется новый, более высокий уровень рассмотрения проблем. От педсовета к педсовету реализуется каждое направление деятельности, представленное в задачах программы развития; соблюдается преемственность, принцип оптимизации.

Комплекс подготовительных мероприятий

До проведения педагогического совета осуществляется целый комплекс подготовительных мероприятий, которые также должны быть отражены в общешкольном плане работы:

  • заседания управляющего, попечительского и методического советов, методических объединений педагогов;
  • производственные совещания, совещания при директоре, заместителе директора;
  • посещение учебных занятий, воспитательных мероприятий;
  • проведение диагностических и контрольных процедур, открытых учебно-воспитательных мероприятий;
  • изучение документации, научно-методической, учебной литера­туры и т. п.

наверх

ПРИМЕР ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
педагогических советов на основе задач программы развития и сроков ее реализации

Задачи программы

Уровни (года) реализации

I уровень

_________ уч. год

II уровень

_________ уч. год

III уровень

_________ уч. год

IV уровень

_________ уч. год

V уровень

_________ уч. год

Примерная тематика педагогических советов

1. Принять участие в создании, обеспечении функционирования и развития ассоциации школ образовательного округа

Интеграция, кооперирование в учебно-воспитательном процессе, повышение эффективности форм и методов обучения посредством создания ассоциации (союза) школ образовательного округа

Организация сетевого взаимодействия школ образовательного округа через реализацию ассоциированных учебно-воспитательных и научно-методических планов деятельности

Оценка рисков и ограничений деятельности, эффективности использования образовательных ресурсов ассоциации школ образовательного округа

Анализ реализации учебных планов, совместных программ и проектов деятельности в рамках договорных партнерских отношений школ ассоциации

Определение перспективных и деструктивных направлений развития ассоциации школ образовательного округа

2. Повысить качество учебно-воспитательного процесса посредством освоения и использования педагогами школы информационно-коммуникационных образовательных технологий

Использование навыков пользователя персонального компьютера для оптимизации системы отчетности педагогов и организации процесса их самообразования

Влияние освоения способов трансформации традиционных продуктов образовательной деятельности в компьютерную форму на повышение уровня подготовки педагогов к учебным занятиям

Активизация познавательной деятельности обучающихся через организацию процесса взаимодействия в информационном образовательном пространстве

Создание дидактических моделей с интер­активной составляющей как эффективное средство повышения качества учебно-воспитательного процесса

Проблемы и перспективы использования, разработки электронных учебников и учебно-методических комплексов

3. Оптимизировать работу педагогического коллектива по обеспечению необходимых и достаточных условий для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся

Изучение образовательных потребностей обучающихся, родителей и социума для планирования внеурочной деятельности и дополнительного образования в школе

Обеспечение необходимых и достаточных условий для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся через разработку и реализацию интегрированного плана работы школы

Система целесо­образных мер по оптимизации условий для самореализации учащихся в различных сферах внеурочной деятельности и дополнительного образования

Ориентация содержания и способов вне­урочной деятельности и дополнительного образования обучающихся на региональные потребности социально-экономического развития

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся

4. Модернизировать методический сервис ОУ

Проблемы и перспективы методической деятельности педагогов в условиях модернизации системы образования

Инновационная модель и технология методической службы ОУ как основа повышения уровня профессионализма педагогов

Разработка и реализация внутришкольной программы повышения квалификации педагогических кадров

Эффективные организационные формы методической деятельности: результативность работы профессиональных объединений педагогов школы

Результаты апробации инновационной модели и технологии методической службы ОУ

Н.М. Савина,
канд. пед. наук, доцент кафедры управления образовательными системами Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

наверх



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль