Особенности методики подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку

4600
Особенности методики подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку

Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одаренными учащимися. Качественная подготовка к выступлению на различных этапах всероссийской олимпиады школьников по русскому языку требует разносторонней филологической и психологической подготовки, системной организации образовательного процесса.

Подготовка к выступлению на любом этапе всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по русскому языку должна начинаться на уроках, а также на занятиях, которые в учебном плане образовательной организации (далее - ОО) относятся к части, формируемой участниками образовательного процесса, в рамках факультатива и, конечно, в рамках профильного элективного курса.

Для организации системы работы учителя русского языка с одаренными учащимися заместителю директора по УВР (или НМР) необходимо знать содержание основных этапов подготовки учителя к олимпиаде:

1. Разработка программы обучения (в рамках урока как модульного курса, кружка, факультатива, элективного курса и т. д.), которая должна определять наиболее значимые приоритеты обучения, а именно:

  • образовательные цели обучения должны быть направлены на развитие предметных (русский язык и литература) и межпредметных, интегративных (межкультурная коммуникация, словесность, история русского языка, языкознание, риторика, иностранный язык, история, языки информационных систем) знаний, которые создают, в свою очередь, фундамент для развития одаренности обучающегося и реализуются в его деятельности;
  • практические цели обучения должны быть направлены на развитие общеучебных компетентностей (информационных, коммуникативных, аналитических), которые являются необходимым условием формирования разносторонней одаренной личности, обладающей серьезной филологической подготовкой и способной к самостоятельной деятельности в других областях науки и практики, понимающей критерии оценки сочинения по русскому языку;
  • воспитательные цели направлены на решение проблем в выборе одаренным обучающимся своей жизненной траектории на основе сформированной гражданской позиции.

Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных учащихся, создания условий для их развития и адекватного применения их способностей. Благоприятные возможности для успешного решения обозначенной проблемы создала дифференциация образования. В лицеях, гимназиях, классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в любой ОО образуются устойчивые группы по интересам, склонностям, достигнутым успехам, а также по способностям обучающихся. Обычно такая дифференциация начинается с 9-го класса, когда одаренный учащийся проявил себя сам. Однако выявление филологически одаренных детей должно начинаться с 5-го класса.

Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых учащихся является одним из главных условий успешности работы учителя по их подготовке к олимпиадам по русскому языку. Поэтому в программе обучения, которую разрабатывает учитель для работы с одаренными учащимися, заместителю директора ОО необходимо увидеть четко сформулированные задачи обучения для одаренных учащихся на уровне 5-8-х классов:

  • создание оптимальных условий для выявления одаренных учащихся, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
  • формирование общеучебных компетенций филологически одаренного обучающегося;
  • стимулирование интереса к решению филологических (лингвистических) задач;
  • формирование круга чтения (надо научить читать словари, специальную лингвистическую литературу). На уровне 9-11-х классов при подготовке программы обучения одаренных учащихся заместителю директора по УВР (или НМР) и учителю необходимо обратить внимание на решение олимпиадных заданий и следующих задач:
  • развитие научного стиля мышления обучающихся, потребности в получении научных знаний, интереса к науке, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • пропаганда филологических знаний, повышение престижа и значимости филологического образования в глазах молодого поколения; Содержание обучения
  • оптимизация сложившихся и поиск новых форм углубленного (пред-профильного и профильного) и дополнительного образования по филологическим дисциплинам;
  • формирование филологического мышления обучающихся.

Планируя содержание обучения (в рамках урока, кружка, факультатива, элективного курса, дополнительного занятия), заместитель директора ОО и учитель должны включить в программу два основных направления: расширение базового содержания образования и формирование лингвистического мышления учащихся в процессе освоения системы языка в ее историческом развитии.

В этой связи можно выделить основные разделы содержания обучения:

  1. Анализ фонетического образа слова в процессе исторического развития системы языка (фонетический уровень).
  2. Анализ словообразовательных цепочек слов. Исторические процессы в структуре слова.
  3. Анализ лексико-грамматического значения однокоренных слов на различных этапах исторического развития языка (морфологический уровень).
  4. Анализ синтаксических отношений слов в историческом развитии на уровне словосочетаний и предложений.
  5. Анализ текстовых структур письменных памятников различных исторических эпох.

В статье, опубликованной полностью в журнале "Справочник заместителя директора школы",  представлена методика подбора учебных заданий для работы по подготовке школьников к олимпиаде, примеры олимпиадных заданий, методические советы по подготовке занятий.

Читайте на эту тему

Школьные проблемы одаренных детей



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль