Профессиональное становление молодого учителя

11471

Успех не приходит к тебе… ты идешь к успеху.
М. Коллинз

С первого дня работы в школе молодые специалисты имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем, а учащиеся, их родители, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Между тем молодой специалист требует к себе особого внимания со стороны администрации и педагогического коллектива. Учителя, которые в первый год работы не получили поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, от столкновения с реальностью школьной жизни они нередко испытывают настоящий шок. Молодой учитель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с учениками, их родителями, опасается критики опытных коллег, постоянно волнуется, боясь что-нибудь не успеть, забыть, упустить. Зачастую ситуативная тревожность перерастает в постоянную, страх и неудовлетворенность становятся привычными.

В нашей школе создана программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства" (далее – Программа).

наверх

Гипотеза Программы

В основе Программы лежит гипотеза о том, что профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства будет успешным, если обеспечить:

  • непрерывность профессионального становления молодого специалиста в системе "школа – методическая служба – общественные объединения";
  • сотрудничество молодого специалиста с наставником, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом;
  • постоянный контакт молодого специалиста с менеджерами управления;
  • четкое видение молодым специалистом результатов своей деятельности по профессиональному становлению;
  • реализацию принципов саморегуляции, самопознания, самоопределения, самосовершенствования;
  • использование портфолио как инструмента самооценки педагогической деятельности молодого специалиста и оценки его профессиональных достижений.

наверх

Цель и задачи Программы

Цель Программы: разработать современную систему профессиональной подготовки молодого специалиста, апробировать ее в условиях школы и разработать рекомендации для использования в других ОУ.

Задачи Программы:

  • создать условия для профессионального становления молодого учителя, самореализации его в системе ОУ через публикации, конкурсную и научно­исследовательскую деятельность;
  • оказать помощь молодому учителю во внедрении современных идей в учебно­воспитательный процесс;
  • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого специалиста;
  • разработать и внедрить в систему профессиональной подготовки молодого специалиста новые процедуры, критерии, показатели рейтинговой оценки его деятельности;
  • сформировать и воспитать у молодого специалиста потребность в непрерывном самообразовании.

наверх

Методологическая основа Программы

Профессиональному становлению как педагогической проблеме большое внимание уделяют ученые С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, А.И. Щербаков, Ю.И. Турчанинова. Психологическим закономерностям профессионального развития личности посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, А. Маслоу; анализу деятельности молодого учителя в процессе его социально­профессионального становления – работы Т.А. Аксаковой, Г.В. Кондратьевой, Т.С. Поляковой. Многообразие факторов, влияющих на развитие личностной и профессиональной сфер молодого учителя в процессе его профессионального становления, исследуют А.Л. Мацкевич, Л.М. Митина, И.А. Хоменко, Е.И. Рогов.

Названные работы могут служить теоретическим основанием в решении заявленной нами проблемы.

наверх

Этапы реализации Программы

Программа реализуется в три этапа:

наверх

1 этап. Теоретико-методологический, проектировочный (1 уч. год)

Задачи этапа: выявление уровня и состояния образовательного процесса, сильных и слабых сторон деятельности молодого специалиста, разработка основных направлений работы с молодым специалистом.

Содержание этапа:

  • принятие решения о разработке Программы;
  • сбор информации для формирования плана действий;
  • создание организационных структур, отвечающих за обеспечение качества образовательного процесса;
  • создание пакета нормативных документов по реализации Программы. Положения:
    – о Школе молодого специалиста (приложение 1);
    – об организации наставничества (приложение 2);
    – индивидуальном сопровождении учителя в системе методической работы в школе (приложение 3);
    – о проведении предметной недели;
    – портфолио учителя;
    – проведении Недели молодого специалиста (приложение 4);
    – проведении методической выставки молодых специалистов;
    – конкурсе профессионального мастерства "Зажги свою звезду" ;
  • разработка плана работы с молодыми специалистами на два года (приложение 5);
  • анализ основных умений молодого специалиста на данном этапе, его запросов, потребностей;
  • освоение новых педагогических технологий, адекватных целям и задачам школы;
  • разработка плана профессионального становления молодого специалиста;
  • поэтапное методологическое и технологическое описание инновационных шагов по различным направлениям и видам деятельности молодого специалиста.

наверх

2 этап. Деятельностно-технологический (1 уч. год)

Задача этапа: реализация основных положений Программы.

Содержание этапа:

  • организация внутришкольных семинаров, мастер-классов, постоянно действующих проблемных курсов для повышения профессионального мастерства молодого специалиста;
  • внедрение современных педагогических технологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов;
  • разработка "Методического паспорта учителя", "Паспорта учебного кабинета";
  • организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в зоне ближайшего развития с использованием проектных технологий, коллективных творческих дел;
  • проведение мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса;
  • изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого специалиста;
  • ведение портфолио учащихся и молодого учителя.

наверх

3 этап. Контрольно-оценочный этап, внедренческий (1 уч. год)

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности деятельности молодого специалиста.

Содержание этапа:

  • осуществление проблемного анализа по результатам мониторинга, контрольно-оценочных процедур, портфолио учащихся и учителя;
  • внедрение рейтинговой оценки качества деятельности молодого специалиста;
  • разработка рекомендаций по обновлению образовательных программ каждого учителя;
  • изучение и обобщение опыта работы по Программе, отслеживание результатов;
  • внедрение новаций в структуру и организацию учебно-воспитательного процесса;
  • внедрение новых технологий управления, в т. ч. Научно-методического сопровождения молодого специалиста в новом образовательном пространстве;
  • публикация материалов о результатах работы по Программе;
  • оформление "Банка педагогических изюминок" молодого специалиста;
  • подготовка и реализация молодым учителем самостоятельных творческих продуктов в виде презентаций, сайтов, проектов, программ;
  • формирование банка информации об опыте внедрения программы профессионального становления молодого специалиста.

наверх

Оценка деятельности молодого специалиста

Главным инструментарием для оценки деятельности молодого специалиста является мониторинг.

В мониторинговом исследовании используются разные способы и каналы получения информации для оценивания и диагностики педагогической деятельности молодого специалиста, в т. ч.:

  • анализ статистических данных;
  • анкетирование;
  • экспертное оценивание;
  • анализ документов.

Сбор, систематизацию и обобщение информации, написание анализа педагогической деятельности молодого специалиста осуществляют временные рабочие группы, сформированные из числа представителей управленческого звена школы, членов педагогического коллектива, руководителей методических объединений.

В процессе мониторинговых исследований можно использовать пятибалльную качественно-количественную шкалу.

В результате оценивания профессионально-педагогической деятельности молодого специалиста определяются следующие уровни:

  • "высокий" – позволяет получать стабильно высокие результаты;
  • "достаточный" – результаты адекватны поставленной задаче;
  • "удовлетворительный" – дает возможность избежать грубых ошибок;
  • "недостаточный" – не гарантирует отсутствие грубых ошибок;
  • "низкий" – не позволяет получать даже приблизительно приемлемый результат.

Выраженное в баллах мнение (а это для учителя естественное явление) дает возможность объективно оценить деятельность молодого специалиста по исследуемому параметру, принять правильное решение, сформулировать необходимые рекомендации, сравнить общественную оценку и самооценку и выяснить причины их расхождения, при анализе использовать компьютерную технику.

Оценка по основным параметрам может быть: комплексной, охватывающей одну из сторон или текущую деятельность. Такая оценка складывается на основании исследования выполнения отдельных функций. В таблице приведены основные параметры оценки деятельности молодого педагога и способы их определения.

Параметры

Способы определения

Стабильный результат образования отражает объем предметных знаний и умений учащихся и положительную динамику их воспитанности и развитости

Анализ школьной документации: результатов контрольных работ, зачетов, экзаменов и т. п.

Разумность и допустимость затрат сил и времени ученика и учителя

Анализ деятельности учителя, оценка стиля его работы, изучение отношения учеников к предмету, учителю, опрос родителей, сбор и анализ данных по самочувствию учеников

Способы достижения результата: педагогически выверенное применение известных рекомендаций, последовательность действий; новаторство

Анализ урока, оценка используемых методических приемов и способов, целесообразность их применения в различных ситуациях, соответствие целевых установок урока особенностям изучаемого материала, возможностям учащихся

Владение педагогической технологией

Новизна, оригинальность, целесообразность способов достижения результата

Отчеты учителей по изученной научно-методической литературе, посещениям методического семинара и участию в его работе, по положительным изменениям в организации урока и внеурочной работы

Профессиональный рост учителя, качество самообразования, владение современными образовательными технологиями

наверх

Прогнозируемые результаты реализации Программы

Прогнозируемые результаты реализации Программы:

  • апробация Программы в условиях образовательного пространства;
  • освоение молодым специалистом основных профессиональных функций учителя и классного руководителя;
  • повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса;
  • повышение педагогического мастерства молодого специалиста;
  • достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;
  • становление молодого учителя как учителя-профессионала;
  • улучшение имиджа школы.

наверх

Перспективы распространения Программы

Разработка Программы, апробация ее в школе имеет большое значение, т. к. ее использование позволяет:

  • формировать и изменять систему оценивания достижений молодого педагога в соответствии с принятыми в школе нормативными документами;
  • формировать рейтинг молодого специалиста в любой период его деятельности;
  • формировать портфолио молодого специалиста за период его профессионального становления в ОУ.
  • Результаты, полученные в ходе реализации данной Программы, будут являться импульсом для развития и самосовершенствования молодого педагога. Они могут быть успешно использованы:
  • при аттестации молодого специалиста;
  • выдвижении педагога на премии и другие виды поощрений;
  • организации индивидуальной работы с молодым педагогом.

наверх

Приложения

наверх

С.Б. Лукьяненко,
зам. директора по НМР МОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Сургут Тюменской обл.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль