Содержание деятельности педагогических советов

31415

Согласно Закону РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" и постановлению Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" управление ОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, уставом ОУ и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Одной из основных форм самоуправления в ОУ является педагогический совет. Компетенция педагогического совета как органа самоуправления определяется уставом и фиксируется в локальном акте – Положении о педагогическом совете, которое рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается приказом руководителя ОУ.

наверх

Примерные функции педагогического совета

Анализ практической деятельности ОУ позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным, поскольку выполняет управленческие, методические и социально-педагогические функции. Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок деятельности педагогического коллектива.

Управленческие функции педагогического совета:

  • законодательные: выражаются в принятии коллективных решений, обязательных для исполнения каждым работником ОУ. (Открытым голосованием принимаются рекомендации органов образования – решения, касающиеся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов, осуществления всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения, аттестации педагогических работников и др.);
  • совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций;
  • обобщающее-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований;
  • планово­прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ;
  • экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников, выполнении учителями и учащимися устава школы, соблюдении единых требований к учащимся, о работе с родителями;
  • корректирующие: внесение изменений и поправок в образовательную программу, программу развития, воспитательную систему школы, уточнение планов работы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.

Методические функции педагогического совета:

  • информационные: сообщение о состоянии учебно­воспитательного процесса и путях его совершенствования, достижениях педагогической науки, распространение инновационного и актуального педагогического опыта, ознакомление с эффективными формами, методами и приемами обучения, результатами внедрения опыта педагогов­новаторов, инновационных ОУ, внедрение современных образовательных технологий;
  • образовательные: повышение квалификации педагогических работников путем передачи профессиональных знаний, умений, навыков, педагогического мастерства, формирование профессиональной индивидуальности и педагогического творчества;
  • обобщающее-аналитические: анализ состояния учебно­воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта; выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, определение единых требований к действиям коллег;
  • активизирующие: координация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы (научно­методического совета, проблемных и творческих групп, методических объединений) для решения педагогических проблем, отраженных в единой методической теме педагогического коллектива и темах самообразования педагогических работников.

Социально-педагогические функции педагогического совета:

  • коммуникативные: обсуждение и рассмотрение механизмов организации взаимодействия педагогического коллектива с родителями, учениками, педагогическими коллективами других школ, социумом;
  • координационные: интеграция усилий всех субъектов образовательного процесса (работников школы, родителей, общественных организаций, профессиональных партнеров и т. п.), участвующих в процессах воспитания и развития личности учащихся школы;
  • согласовывающие: определение целесообразности принимаемых мер, последовательности действий; установление соответствия представленных программ, планов процедурам регламента, законодательным актам, стандартам, постановлениям, должностным инструкциям и т. п.;
  • социальные: защита прав и охрана здоровья обучающихся, прав и обязанностей родителей (законных представителей) обучающихся, прав, социальных гарантий и льгот работников ОУ.

наверх

Состав и полномочия педагогического совета

Современные направления модернизации образования предъявляют новые требования к школе. Закон РФ "Об образовании" дает право ОУ самостоятельно разграничивать полномочия между органами самоуправления и руководителем школы, определять функции педагогического совета. Данное разграничение должно быть зафиксировано в уставе ОУ.

Педагогический совет является постоянно действующим органом само­управления, создается во всех ОУ, где имеется более трех педагогов. В состав педсовета входят руководители ОУ (включая заместителя директора по административно-хозяйственной части), педагоги и медицинский работник школы. Из членов постоянного состава педагогического совета избирается его председатель. Как правило, председателем педсовета является руководитель ОУ или лицо, временно исполняющее его обязанности. Таким образом, соблюдается единство принципов единоначалия и самоуправления. На учебный год из членов педагогического совета избирается секретарь, который оформляет документацию педсовета (протокол педагогического совета в школе (образец) и приложения к нему).

В случае необходимости при рассмотрении отдельных вопросов во временный состав педагогического совета вводятся ученые (представители системы профессионального образования), работники правоохранительных органов, органов управления образования, здравоохранения, опеки и попечительства, представители общественных и ученических организаций, родительского комитета и др. Необходимость такого шага определяется постоянным составом педагогического совета. Лица, временно включенные в состав педсовета, пользуются правом совещательного голоса по вопросу, входящему в область их компетентности при условии, если возможность их введения во временный состав педсовета отражена в уставе ОУ и в положении о педагогическом совете.

Решения педсовета принимаются простым большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его состава. При равном количестве голосов "за" и "против" решающим является голос председателя педагогического совета. Приглашенные лица не участвуют в процедуре принятия решения педагогического совета, если их право вхождения в состав педагогического совета не закреплено документально. Организацию выполнения решений педсовета осуществляют директор ОУ и ответственные лица, указанные в приказе директора о выполнении решения педагогического совета.

Результаты выполнения решений педсовета сообщаются его членам на последующих заседаниях. Директор ОУ в случае несогласия с решением педсовета приостанавливает выполнение решения, извещает об этом учредителей данного учреждения, которые в трехдневный срок при участии заинтересованных сторон обязаны рассмотреть такое заявление, ознакомиться с мотивированным мнением большинства педагогического совета и вынести окончательное решение по спорному вопросу.

наверх

Документация педагогического совета

Педагогический совет работает по плану, который является составной частью плана работы ОУ. Заседания педсовета созываются не реже четырех раз в год. Как показывает практика, оптимальным количеством заседаний педагогических советов руководители и педагогические работники считают шесть заседаний: педсовет, посвященный организованному началу учебного года (август или сентябрь), четыре тематических педсовета (в конце учебных четвертей), педсовет, посвященный анализу работы ОУ за учебный год (июнь).

Заседания педагогического совета оформляются протоколом, который составляется на основании записей, произведенных во время заседания, представленных тезисов докладов и выступлений, справок, проектов решений и др. Записи во время заседания, сбор материалов и подготовка текста протокола возлагается на секретаря педсовета и работников ОУ, готовивших вопросы к обсуждению.

Текст протокола, как правило, состоит из двух частей: вводной и основной. В вводной части указываются следующие реквизиты: председатель, секретарь, список присутствующих (если их не более 10 чел.), отсылка к прилагаемому списку присутствующих, повестка дня и докладчики по каждому ее пункту. Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела записывается по схеме: слушали – выступили – решили. Основное содержание докладов и выступлений включается в текст протокола или прилагается к нему; в этом случае в протоколе делается запись "текст выступления прилагается". Решение в тексте протокола записывается полностью; при необходимости указываются итоги голосования. Содержание особого мнения, высказанного во время обсуждения, фиксируется в протоколе после соответствующего решения.

В школах ведется книга протоколов педагогического совета, которая пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется подписью руководителя ОУ и печатью школы; хранится в учреждении постоянно, при смене руководства передается по акту.

В книге протоколов фиксируются ход обсуждения вопросов, выносимых на заседания педагогического совета, предложения и замечания членов педсовета. Протоколом оформляются итоги работы ОУ по отдельным вопросам образовательной деятельности. Перевод обучающихся, их выпуск оформляются списочным составом. Нумерация протоколов педсовета ведется с начала учебного года.

Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем. Датой протокола является дата заседания. Протоколам педсовета присваиваются порядковые номера в пределах учебного года. Протоколы совместных заседаний имеют составные номера, включающие порядковые номера протоколов организаций (учреждений), принимавших участие в заседании (скачать Примерный протокол заседания педагогического совета).

Наряду с протоколами в ОУ должна храниться папка с материалами предложений педсовета, а также доклады, объемные выступления, зафиксированные в протоколе с пометкой "Доклад (выступление) прилагается".

Каждое решение педагогического совета должно сопровождаться управленческим решением – нормативно-правовым документом (приказом или несколькими приказами), представленным в книге приказов ОУ. В приказе кратко и точно указываются целесообразные меры для выполнения решения педсовета, ответственные за выполнение решения и срок его исполнения. Приказами по школе оформляются решения педсовета о допуске обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации, об окончании ОУ обучающимися 9-­х, 11-х классов, при этом указываются обобщенные данные. Приказ о решении педагогического совета вступает в силу с момента его подписания (скачать приказ).

наверх

Организационная схема проведения педагогического совета

Заседание педагогического совета проводит председатель (как правило, директор школы), а в тех случаях, когда он является основным докладчиком, – кто-либо из избранных членов педсовета.

Педсовет начинается информацией ведущего о количестве присутствующих и отсутствующих с указанием причин отсутствия, если таковые известны.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Из членов педсовета на заседании присутствуют ____ чел., отсутствуют ____ чел., по причинам ____. Кворум имеется. Какие будут предложения по работе педагогического совета?

Каждое из предложений ставится на голосование в порядке их поступления: кто "за", "против", воздержался? Результаты открытого голосования оглашаются. Если за открытие заседания проголосует большинство присутствующих, кроме приглашенных, ведущий сообщает повестку дня, которая также утверждается (не утверждается, утверждается с дополнениями или с изменениями) путем голосования после высказывания мнений по содержанию повестки дня.

Затем участники заседания переходят к обсуждению регламента.

Ведущий: Докладчик просит ____ мин. Для выступления в прениях предлагается: 1-й раз ____ мин, 2­й раз ____ мин. Для справок ____ мин. Перерыв предлагается сделать через (указывается время) после начала работы. Общее время заседания устанавливается в пределах 1,5–2 ч. Какие мнения по предложенному регламенту?

Как правило, после голосования по вопросу регламента один из руководителей школы информирует собравшихся о ходе выполнения решения предыдущего заседания педсовета, затем принимается соответствующее решение. Например: слушали (Ф.И.О.) о выполнении решения педагогического совета от "____" 20___г. Далее сообщается, одобрен или неодобрен ход выполнения тех или иных пунктов решений педсовета, при необходимости указываются дополнительные сроки их выполнения.

Ведущий: Слово для доклада предоставляется (Ф.И.О.), должность.

После доклада вопросы предлагается задавать устно или письменно, а отвечать на них – по окончании прений. Объявляются прения по докладу. Слово предоставляется выступающим в порядке предварительной записи или по ходу заседания по мере поднятия рук. Ведущий обязательно сообщает, кому следует подготовиться, пока выступает очередной участник педсовета. Крайне важно следить за соблюдением регламента и укладываться в утвержденное время, приучая всех ценить общественное и личное время каждого, быть лаконичным, конкретным, заранее готовиться к выступлению, т. е. формулировать основные мысли по обсуждаемой теме не столько по ходу заседания, сколько до него.

Для заключительного слова докладчику предоставляется не более 3–5 мин. Затем принимается решение по докладу, проект которого может быть либо заранее подготовлен группой, работавшей над темой педсовета, либо составлен по ходу проведения педагогического совета в школе редакционной группой. Порядок принятия решения:

  • проект принимается за основу. Если он принят, спрашивается мнение членов педсовета о внесении необходимых дополнений и уточнений, предложенных как по ходу прений, так и в процессе обсуждения проекта;
  • проводится голосование по внесенным в проект решения поправкам;
  • ставится на голосование вопрос о принятии решения в целом с учетом дополнений.

Результаты голосования по каждому пункту сообщаются всем.

Если в повестке дня несколько вопросов, кроме доклада, их обсуждение проводится в аналогичном порядке:

  • делается сообщение по вопросу;
  • проводится обсуждение;
  • принимается решение.

Иногда доработать проект решения педсовета поручается секретарю, редакционной группе уже после педагогического совета в строго установленный срок (в течение 1–3 дней после заседания) с обязательным доведением принятого документа до всех членов педсовета. Ход заседания педсовета фиксируется в протоколе соответствующей формы (скачать протокол).

Образец приказа "О выполнении решения педагогического совета"

 Н.М. Савина,
канд. пед. наук, доцент кафедры управления образовательными системами Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

наверх



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль