Аттестация педагогических работников в новейшей истории России

2308
Аттестация педагогических работников в новейшей истории России

В последние годы аттестация педагогических работников в России носит системный характер: в соответствии с действующим законодательством она проводится регулярно, является обязательной, охватывает всех работников образовательных организаций, которые занимаются педагогической деятельностью. Сама процедура оценивания четко регламентирована. Между тем такая ситуация существовала в нашей стране не всегда. Так, в середине прошлого века в СССР (в состав которого входила и территория современной России) аттестация педработников проводилась лишь в отношении отдельных категорий педагогических работников преимущественно работников высших учебных заведений и ученых.

Впервые правила аттестации педработников в СССР была законодательно установлены в 1936 г., ее проводили специальные (особые) аттестационные комиссии. По результатам аттестации работникам присваивалось звание учителя начальной и средней школы, которое являлось персональным и пожизненным.

В 1970-е гг. советское государство обратило внимание на учителей общеобразовательных школ, поскольку именно от их квалификации и педагогического таланта зависело правильное (с точки зрения советской идеологии) обучение и воспитание подрастающего поколения.

В результате постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1972 № 463 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» было введено систематическое оценивание учителей. Сам порядок проведения процедуры был установлен постановлением Совмина СССР от 16.04.1974 № 273 «Об аттестации учителей общеобразовательных школ»: проверка квалификационного уровня педработников проводилась один раз в пять лет.

Комиссии, осуществлявшие аттестационную проверку, создавались при союзных и региональных отделах народного образования. В их состав обязательно включали профильных специалистов, членов комсомольских, партийных, профсоюзных органов.

В должностные обязанности членов аттестационной комиссии входило рассмотрение аттестационных материалов педагогов, определение соответствия профессиональных знаний и умений аттестуемых занимаемым должностям, оценка педагогической деятельности, присвоение и лишение званий «старший учитель» и «учитель-методист». По результатам оценивания руководители аттестационных комиссий принимали решения для каждого педагогического работника — премирование материальными поощрениями, перевод, увольнение — с соблюдением трудового законодательства. Практиковалась и досрочная проверка сотрудников, которые не справлялись с обязанностями и не повышали квалификационный уровень.

Правила аттестации педагогических работников в 1980-х гг.

Спустя десятилетие постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.04.1984 № 318 «О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования» была установлено оценивание для воспитателей и старших пионерских вожатых. Данным документом было предписано присваивать педработникам ДОО, ОО, детских домов звание воспитателя-методиста. При этом Минпросу СССР, Минвузу СССР и Госпрофобру СССР было поручено определить совместно с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС порядок проведения аттестации педработников.

Впоследствии письмом Минпроса СССР от 12.05.1985 № 26-М/42 были направлены рекомендации-разъяснения по аттестационному оцениванию педагогов учебных организаций всех типов, в соответствии с которыми прохождение оценивания стало обязательным для:

  • педагогов-предметников, старших пионервожатых начальных и общеобразовательных школ, интернатов, заочных школ, ОО с углубленным преподаванием отдельных дисциплин, интернатов для детей с ОВЗ;
  • воспитателей интернатов при сельских ОО;
  • воспитателей и педагогов детских домов;
  • воспитателей ДОО независимо от их подчиненности.

Тем же документом от плановой проверки профессиональной компетенции освобождались:

  • педработники, находящиеся на длительном лечении;
  • педагоги, воспитатели в период первых трех лет осуществления профессиональной деятельности после окончания вузов;
  • педработники-совместители.

Проверку квалификационного уровня педработников проводили аттестационные комиссии, состав которых расширился: из-за необходимости аттестовать воспитателей и пионервожатых в число проверяющих включали руководители ДОО, детских домов, старшие пионервожатые, представители министерских ведомств, ответственные за уровень образования в школах-интернатах и детских домах. Часто практиковалось также создание аттестационной комиссией дополнительной экспертной группы из числа инспекторов, методистов для объективного решения отдельных вопросов проверки.

Порядок проведения аттестации педагогических работников в 1990-х гг.

Очередной виток законодательного регулирования вопросов, связанных с оцениванием профессиональных компетенций в сфере педагогики, произошел уже в постперестроечной России в начале 1990-х гг. и был ознаменован принятием Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании»). После этого Минобразования РФ утвердило «Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации» (далее – Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников) приказом от от 17.06.1993 № 256, а также выпустило предписание для всех автономных республик РФ, Москвы и Санкт-Петербурга разработать собственные положения об профессиональном оценивании и довести их до ведома каждого педработника.

Такие меры были приняты с целью стимулирования профессионального роста педагогов, воспитателей, закрепления социальных прав и обязанностей представителей отрасли путем дифференциации ставок заработной платы, развития творческой инициативы в педагогике. При  этом задачами проверки были названы:

  • обеспечение последовательного, непрерывного повышения профессиональной компетенции педработников, руководителей ОО, ДОО, школ-интернатов;
  • установление в сфере педагогики справедливого соответствия между качеством труда и его оплатой;
  • поддержания качество образования на высоком уровне;
  • создания оптимальных условий для развития детей в образовательных организациях любого типа.

Основной целью проведения аттестационной процедуры должно было стать комплексное оценивание квалификации и уровня профессионализма аттестуемых. С целью защиты прав педагогического состава для работников, срок квалификационной категории которых истек во время отпуска в связи с длительным заболеванием, уходом за ребенком, командировкой за рубеж, была предусмотрена возможность продления категории сроком до одного года.

В целом в этот период аттестационная проверка проводилась по двум направлениям. В первом случае осуществлялось обобщение итогов профессиональной деятельности через собеседование, представление творческого отчета или наработок из личной практики. В таких условиях первоочередно оценивалось знание преподаваемого предмета, методик и теории педагогики, возрастной психологии, уровень практических навыков, творческий потенциал педагогов, воспитателей. В процессе оценивания профессиональной деятельности руководителей ОО, ДОО и других учебных учреждений члены комиссии обращали пристальное внимание на понимание принципов эффективной управленческой деятельности, общепедагогических тенденций, владение новыми методиками обучения и воспитания, знание законов и нормативных актов, регулирующих отношения между участниками образовательного процесса.

Второе направление аттестационной деятельности было связано с оцениванием результативности практической деятельности педработников. С целью обеспечения объективного всестороннего анализа деятельности педагогов укомплектовывались:

  • главная аттестационная комиссия (ответственная за аттестацию руководящего состава высшей категории);
  • муниципальные, окружные, городские, районные комиссии, уполномоченные оценивать руководителей ОО, ДОО первой категории;
  • аттестационные комиссии в каждом образовательном учреждении, оценивающие деятельность педработников второй категории.

Необходимо заметить, что руководители учреждений образования аттестовались главной, районной (окружной, муниципальной), городской аттестационными комиссиями как руководители и как педработники. Для вновь назначаемых на должность руководителей образовательных учреждений предусматривалась обязательная проверка в соответствии с требованиями п. 3 ст. 35 Закона РФ «Об образовании». Что же касается воспитателей и педагогов, оценивание должны были проходить только те из них, кто изъявил желание получить квалификационную категорию либо подтвердить или повысить уже имеющуюся.

Аттестация педагогических работников в 2000-х гг.

В 2000 г. приказом Минобразования России от 26.06.2000 № 1908 было утверждено «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (далее – Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений).  Поскольку на тот момент в субъектах РФ действовали документы о данном виде проверки, утвержденные местными органами управления образованием, в текст приказа были введены следующие нормы:

  • формы и процедуры проведения аттестационной проверки педработников, руководителей ДОО, ОО, школ-интернатов, определенные органами управления образованием субъектов РФ, до утверждения в установленном порядке вариативных форм и процедур проверки применяются в части, не противоречащей Положению о порядке аттестационной проверки педработников и руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие Положения о порядке аттестации, сохраняются в течение срока, на который они присвоены.

Согласно Положению о порядке аттестации педработников целью проведения проверки являлось определение соответствия уровня профессиональной компетентности педработников и руководителей требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. В свою очередь, к основным задачам аттестационной проверки были отнесены:

  • обеспечение последовательного, непрерывного повышения профессиональной компетенции педработников, руководителей ОО, ДОО, школ-интернатов;
  • обеспечение права педработников, руководителей ОО, ДОО, школ-интернатов на справедливое повышение уровня оплаты труда.

Положение о порядке аттестации педработников предусматривало возможность аттестуемых добровольно принимать решение о прохождении оценивания для получения второй, первой и высшей квалификационной категории. Для руководителей ДОО, ОО и лиц, претендующих на получение данных должностей, предусматривалась обязательное прохождение проверки на первую квалификационную категорию, добровольное – на высшую квалификационную категорию.

Проверка профессиональных компетенций проводилась аттестационными комиссиями:

  • центральной, создаваемой Минобразования России, а также федеральными ведомственными органами управления образованием, – для оценивания педработников и руководителей образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории;
  • главной, создаваемой органом управления образованием субъекта РФ, – для проверки педработников и руководителей на высшую квалификационную категорию, а также сотрудников, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов РФ, на первую квалификационную категорию;
  • муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, – для аттестационной проверки педагогов и руководителей муниципальных ОО на первую квалификационную категорию;
  • аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением, – для проверки педработников на вторую квалификационную категорию.

К новеллам, введенным Положением о порядке проведения аттестации, следует отнести:

  • закрепления обязательного периода проведения аттестации – с 1 октября по 30 апреля;
  • определение индивидуального порядка установления сроков аттестации для каждого аттестуемого;
  • определение максимальной длительности проведения оценивания, которая не должна превышать двух календарных месяцев от начала процедуры до принятия решения;
  • закрепление права аттестуемого на выбор форм и процедур проведения аттестации из списка вариативных.

О том, что представляют собой вариативные формы и процедуры проведения аттестационной проверки, можно было узнать из письма Минобразования России от 28.12.2000 № 22-06-1448. Согласно данному письму экспертная оценка аттестуемого должна проводиться по двум параметрам: профессиональная компетентность и эффективность труда. При этом предлагаемые на выбор формы и процедуры должны быть не сложнее предусмотренных Типовым положением и предоставлять реальную возможность их широкого выбора (т. е. иметь не менее трех-четырех вариантов).

Порядок проведения аттестации педагогических работников в наши дни

В мае 2010 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (№ 19) был опубликован, а с 1 января 2011 г. вступил в силу «Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденный приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209. Согласно данному документу введены некоторые новеллы, изменившие порядок проведения аттестационного оценивания.

Цели проведения оценивания профессиональной деятельности педагогов, воспитателей, руководителей ДОО, ОО, школ-интернатов в наши дни – установление квалификационной категории и подтверждение уровня профессионализма занимаемым должностям. К основным задачам проведения аттестационной проверки относятся:

  • обеспечение последовательного, непрерывного повышения профессиональной компетенции педработников, руководителей ОО, ДОО, школ-интернатов, их методологической культуры и личностного роста;
  • повышение эффективности и качества труда педработников;
  • выявление перспектив профессионального роста воспитателей, преподавателей;
  • проверка внедрения требований ФГОС при реализации образовательных программ и в рамках кадровой политики;
  • поддержание дифференциального подхода в вопросах оплаты педагогического труда.

Вопросам профессиональной проверки с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности посвящен раздел III Порядка аттестации, согласно которому данный вид оценивания проводится один раз в пять лет в отношении педагогических работников, не имеющих первой или высшей квалификационных категорий. Аттестационной проверке с целью подтверждения соответствия педработников занимаемой должности не подлежат:

  • воспитатели и педагоги, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (оценивание их профессиональных качеств и достижений возможно не ранее чем через два года после выхода из отпусков). 

Основанием для проведения аттестационной проверки является представление работодателя, которое должно содержать:

  • мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;
  • информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в т. ч. по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации;
  • сведения о результатах предыдущих аттестаций.

С представлением работодателя педагогический работник должен быть ознакомлен под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения проверки. При этом он имеет право представить в комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность, а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением. 

Разд. IV Порядка проведения аттестационной проверки посвящен вопросам оценивания профессиональной компетенции сотрудника ДОО, ОО для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей). Согласно данному разделу аттестационное оценивание для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления аттестуемого. Заявление должно быть рассмотрено аттестационной комиссией в срок не позднее одного месяца со дня его подачи. Продолжительность аттестационной проверки для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения комиссией не должна превышать двух месяцев. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагога действительна в течение пяти лет.

Помимо Порядка аттестации правовую основу аттестации педагогических работников (в части, не противоречащей положениям ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») составляют сегодня письма:

  • Минобрнауки России от 29.04.2011 № 12-752;
  • Минобрнауки России от 15.08.2011 № 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
  • Минобрнауки России от 08.02.2011 № 03-83 «О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства»;
  • Минобрнауки России от 29.11.2010 № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников»;
  • Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Порядок проведения аттестационных проверок не предусматривает проведение оценивания руководителей, тем не менее они должны ее проходить. Такая норма была в старом и содержится в новом законе об образовании. В настоящее время Минобрнауки России подготовлен порядок оценивания педработников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с проектом которого в течение нескольких месяцев можно было ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. В ближайшее время он должен вступить в силу. Документ, как это и предполагалось, содержит ряд новых положений:

  • обязательность аттестационной проверки педагогов с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям (за исключением тех сотрудников, которые уже имеют квалификационные категории);
  • проведение оценивания педработников с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям на уровне образовательной организации;
  • возможность приема на работу работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, но обладающего достаточным практическим опытом и компетентностью, и др.

Нововведения призваны, с одной стороны, упростить процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности, а с другой – привести ее в соответствие с требованиями действующего трудового законодательства, законодательства об образовании и защите персональных данных. Возможно, новый порядок несовершенен, однако тот факт, что законодательство об аттестационной проверке не стоит на месте и постоянно эволюционирует, дает надежду на то, что ситуация в рассматриваемом нами вопросе с каждым годом будет становиться только лучше, а это, в свою очередь, будет способствовать привлечению в образовательные организации новых квалифицированных кадров.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль