Аттестация педагогических работников в новейшей истории России

2245
Аттестация педагогических работников в новейшей истории России

В последние годы аттестация педагогических работников в России носит системный характер: в соответствии с действующим законодательством она проводится регулярно, является обязательной, охватывает всех работников образовательных организаций, которые занимаются педагогической деятельностью. Сама процедура оценивания четко регламентирована. Между тем такая ситуация существовала в нашей стране не всегда. Так, в середине прошлого века в СССР (в состав которого входила и территория современной России) аттестация педработников проводилась лишь в отношении отдельных категорий педагогических работников преимущественно работников высших учебных заведений и ученых.

Впервые правила аттестации педработников в СССР была законодательно установлены в 1936 г., ее проводили специальные (особые) аттестационные комиссии. По результатам аттестации работникам присваивалось звание учителя начальной и средней школы, которое являлось персональным и пожизненным.

В 1970-е гг. советское государство обратило внимание на учителей общеобразовательных школ, поскольку именно от их квалификации и педагогического таланта зависело правильное (с точки зрения советской идеологии) обучение и воспитание подрастающего поколения.

В результате постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.06.1972 № 463 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» было введено систематическое оценивание учителей. Сам порядок проведения процедуры был установлен постановлением Совмина СССР от 16.04.1974 № 273 «Об аттестации учителей общеобразовательных школ»: проверка квалификационного уровня педработников проводилась один раз в пять лет.

Комиссии, осуществлявшие аттестационную проверку, создавались при союзных и региональных отделах народного образования. В их состав обязательно включали профильных специалистов, членов комсомольских, партийных, профсоюзных органов.

В должностные обязанности членов аттестационной комиссии входило рассмотрение аттестационных материалов педагогов, определение соответствия профессиональных знаний и умений аттестуемых занимаемым должностям, оценка педагогической деятельности, присвоение и лишение званий «старший учитель» и «учитель-методист». По результатам оценивания руководители аттестационных комиссий принимали решения для каждого педагогического работника — премирование материальными поощрениями, перевод, увольнение — с соблюдением трудового законодательства. Практиковалась и досрочная проверка сотрудников, которые не справлялись с обязанностями и не повышали квалификационный уровень.

Правила аттестации педагогических работников в 1980-х гг.

Спустя десятилетие постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.04.1984 № 318 «О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования» была установлено оценивание для воспитателей и старших пионерских вожатых. Данным документом было предписано присваивать педработникам ДОО, ОО, детских домов звание воспитателя-методиста. При этом Минпросу СССР, Минвузу СССР и Госпрофобру СССР было поручено определить совместно с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС порядок проведения аттестации педработников.

Впоследствии письмом Минпроса СССР от 12.05.1985 № 26-М/42 были направлены рекомендации-разъяснения по аттестационному оцениванию педагогов учебных организаций всех типов, в соответствии с которыми прохождение оценивания стало обязательным для:

  • педагогов-предметников, старших пионервожатых начальных и общеобразовательных школ, интернатов, заочных школ, ОО с углубленным преподаванием отдельных дисциплин, интернатов для детей с ОВЗ;
  • воспитателей интернатов при сельских ОО;
  • воспитателей и педагогов детских домов;
  • воспитателей ДОО независимо от их подчиненности.

Тем же документом от плановой проверки профессиональной компетенции освобождались:

  • педработники, находящиеся на длительном лечении;
  • педагоги, воспитатели в период первых трех лет осуществления профессиональной деятельности после окончания вузов;
  • педработники-совместители.

Проверку квалификационного уровня педработников проводили аттестационные комиссии, состав которых расширился: из-за необходимости аттестовать воспитателей и пионервожатых в число проверяющих включали руководители ДОО, детских домов, старшие пионервожатые, представители министерских ведомств, ответственные за уровень образования в школах-интернатах и детских домах. Часто практиковалось также создание аттестационной комиссией дополнительной экспертной группы из числа инспекторов, методистов для объективного решения отдельных вопросов проверки.

Порядок проведения аттестации педагогических работников в 1990-х гг.

Очередной виток законодательного регулирования вопросов, связанных с оцениванием профессиональных компетенций в сфере педагогики, произошел уже в постперестроечной России в начале 1990-х гг. и был ознаменован принятием Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании»). После этого Минобразования РФ утвердило «Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации» (далее – Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников) приказом от от 17.06.1993 № 256, а также выпустило предписание для всех автономных республик РФ, Москвы и Санкт-Петербурга разработать собственные положения об профессиональном оценивании и довести их до ведома каждого педработника.

Такие меры были приняты с целью стимулирования профессионального роста педагогов, воспитателей, закрепления социальных прав и обязанностей представителей отрасли путем дифференциации ставок заработной платы, развития творческой инициативы в педагогике. При  этом задачами проверки были названы:

  • обеспечение последовательного, непрерывного повышения профессиональной компетенции педработников, руководителей ОО, ДОО, школ-интернатов;
  • установление в сфере педагогики справедливого соответствия между качеством труда и его оплатой;
  • поддержания качество образования на высоком уровне;
  • создания оптимальных условий для развития детей в образовательных организациях любого типа.

Основной целью проведения аттестационной процедуры должно было стать комплексное оценивание квалификации и уровня профессионализма аттестуемых. С целью защиты прав педагогического состава для работников, срок квалификационной категории которых истек во время отпуска в связи с длительным заболеванием, уходом за ребенком, командировкой за рубеж, была предусмотрена возможность продления категории сроком до одного года.

В целом в этот период аттестационная проверка проводилась по двум направлениям. В первом случае осуществлялось обобщение итогов профессиональной деятельности через собеседование, представление творческого отчета или наработок из личной практики. В таких условиях первоочередно оценивалось знание преподаваемого предмета, методик и теории педагогики, возрастной психологии, уровень практических навыков, творческий потенциал педагогов, воспитателей. В процессе оценивания профессиональной деятельности руководителей ОО, ДОО и других учебных учреждений члены комиссии обращали пристальное внимание на понимание принципов эффективной управленческой деятельности, общепедагогических тенденций, владение новыми методиками обучения и воспитания, знание законов и нормативных актов, регулирующих отношения между участниками образовательного процесса.

Второе направление аттестационной деятельности было связано с оцениванием результативности практической деятельности педработников. С целью обеспечения объективного всестороннего анализа деятельности педагогов укомплектовывались:

  • главная аттестационная комиссия (ответственная за аттестацию руководящего состава высшей категории);
  • муниципальные, окружные, городские, районные комиссии, уполномоченные оценивать руководителей ОО, ДОО первой категории;
  • аттестационные комиссии в каждом образовательном учреждении, оценивающие деятельность педработников второй категории.

Необходимо заметить, что руководители учреждений образования аттестовались главной, районной (окружной, муниципальной), городской аттестационными комиссиями как руководители и как педработники. Для вновь назначаемых на должность руководителей образовательных учреждений предусматривалась обязательная проверка в соответствии с требованиями п. 3 ст. 35 Закона РФ «Об образовании». Что же касается воспитателей и педагогов, оценивание должны были проходить только те из них, кто изъявил желание получить квалификационную категорию либо подтвердить или повысить уже имеющуюся.

Аттестация педагогических работников в 2000-х гг.

В 2000 г. приказом Минобразования России от 26.06.2000 № 1908 было утверждено «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (далее – Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений).  Поскольку на тот момент в субъектах РФ действовали документы о данном виде проверки, утвержденные местными органами управления образованием, в текст приказа были введены следующие нормы:

  • формы и процедуры проведения аттестационной проверки педработников, руководителей ДОО, ОО, школ-интернатов, определенные органами управления образованием субъектов РФ, до утверждения в установленном порядке вариативных форм и процедур проверки применяются в части, не противоречащей Положению о порядке аттестационной проверки педработников и руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие Положения о порядке аттестации, сохраняются в течение срока, на который они присвоены.

Согласно Положению о порядке аттестации педработников целью проведения проверки являлось определение соответствия уровня профессиональной компетентности педработников и руководителей требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. В свою очередь, к основным задачам аттестационной проверки были отнесены:

  • обеспечение последовательного, непрерывного повышения профессиональной компетенции педработников, руководителей ОО, ДОО, школ-интернатов;
  • обеспечение права педработников, руководителей ОО, ДОО, школ-интернатов на справедливое повышение уровня оплаты труда.

Положение о порядке аттестации педработников предусматривало возможность аттестуемых добровольно принимать решение о прохождении оценивания для получения второй, первой и высшей квалификационной категории. Для руководителей ДОО, ОО и лиц, претендующих на получение данных должностей, предусматривалась обязательное прохождение проверки на первую квалификационную категорию, добровольное – на высшую квалификационную категорию.

Проверка профессиональных компетенций проводилась аттестационными комиссиями:

  • центральной, создаваемой Минобразования России, а также федеральными ведомственными органами управления образованием, – для оценивания педработников и руководителей образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории;
  • главной, создаваемой органом управления образованием субъекта РФ, – для проверки педработников и руководителей на высшую квалификационную категорию, а также сотрудников, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов РФ, на первую квалификационную категорию;
  • муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, – для аттестационной проверки педагогов и руководителей муниципальных ОО на первую квалификационную категорию;
  • аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением, – для проверки педработников на вторую квалификационную категорию.

К новеллам, введенным Положением о порядке проведения аттестации, следует отнести:

  • закрепления обязательного периода проведения аттестации – с 1 октября по 30 апреля;
  • определение индивидуального порядка установления сроков аттестации для каждого аттестуемого;
  • определение максимальной длительности проведения оценивания, которая не должна превышать двух календарных месяцев от начала процедуры до принятия решения;
  • закрепление права аттестуемого на выбор форм и процедур проведения аттестации из списка вариативных.

О том, что представляют собой вариативные формы и процедуры проведения аттестационной проверки, можно было узнать из письма Минобразования России от 28.12.2000 № 22-06-1448. Согласно данному письму экспертная оценка аттестуемого должна проводиться по двум параметрам: профессиональная компетентность и эффективность труда. При этом предлагаемые на выбор формы и процедуры должны быть не сложнее предусмотренных Типовым положением и предоставлять реальную возможность их широкого выбора (т. е. иметь не менее трех-четырех вариантов).

Порядок проведения аттестации педагогических работников в наши дни

В мае 2010 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (№ 19) был опубликован, а с 1 января 2011 г. вступил в силу «Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденный приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209. Согласно данному документу введены некоторые новеллы, изменившие порядок проведения аттестационного оценивания.

Цели проведения оценивания профессиональной деятельности педагогов, воспитателей, руководителей ДОО, ОО, школ-интернатов в наши дни – установление квалификационной категории и подтверждение уровня профессионализма занимаемым должностям. К основным задачам проведения аттестационной проверки относятся:

  • обеспечение последовательного, непрерывного повышения профессиональной компетенции педработников, руководителей ОО, ДОО, школ-интернатов, их методологической культуры и личностного роста;
  • повышение эффективности и качества труда педработников;
  • выявление перспектив профессионального роста воспитателей, преподавателей;
  • проверка внедрения требований ФГОС при реализации образовательных программ и в рамках кадровой политики;
  • поддержание дифференциального подхода в вопросах оплаты педагогического труда.

Вопросам профессиональной проверки с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности посвящен раздел III Порядка аттестации, согласно которому данный вид оценивания проводится один раз в пять лет в отношении педагогических работников, не имеющих первой или высшей квалификационных категорий. Аттестационной проверке с целью подтверждения соответствия педработников занимаемой должности не подлежат:

  • воспитатели и педагоги, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • педагоги, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (оценивание их профессиональных качеств и достижений возможно не ранее чем через два года после выхода из отпусков). 

Основанием для проведения аттестационной проверки является представление работодателя, которое должно содержать:

  • мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;
  • информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в т. ч. по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации;
  • сведения о результатах предыдущих аттестаций.

С представлением работодателя педагогический работник должен быть ознакомлен под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения проверки. При этом он имеет право представить в комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность, а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением. 

Разд. IV Порядка проведения аттестационной проверки посвящен вопросам оценивания профессиональной компетенции сотрудника ДОО, ОО для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей). Согласно данному разделу аттестационное оценивание для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления аттестуемого. Заявление должно быть рассмотрено аттестационной комиссией в срок не позднее одного месяца со дня его подачи. Продолжительность аттестационной проверки для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения комиссией не должна превышать двух месяцев. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагога действительна в течение пяти лет.

Помимо Порядка аттестации правовую основу аттестации педагогических работников (в части, не противоречащей положениям ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») составляют сегодня письма:

  • Минобрнауки России от 29.04.2011 № 12-752;
  • Минобрнауки России от 15.08.2011 № 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
  • Минобрнауки России от 08.02.2011 № 03-83 «О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства»;
  • Минобрнауки России от 29.11.2010 № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников»;
  • Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Порядок проведения аттестационных проверок не предусматривает проведение оценивания руководителей, тем не менее они должны ее проходить. Такая норма была в старом и содержится в новом законе об образовании. В настоящее время Минобрнауки России подготовлен порядок оценивания педработников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с проектом которого в течение нескольких месяцев можно было ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. В ближайшее время он должен вступить в силу. Документ, как это и предполагалось, содержит ряд новых положений:

  • обязательность аттестационной проверки педагогов с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям (за исключением тех сотрудников, которые уже имеют квалификационные категории);
  • проведение оценивания педработников с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям на уровне образовательной организации;
  • возможность приема на работу работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, но обладающего достаточным практическим опытом и компетентностью, и др.

Нововведения призваны, с одной стороны, упростить процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности, а с другой – привести ее в соответствие с требованиями действующего трудового законодательства, законодательства об образовании и защите персональных данных. Возможно, новый порядок несовершенен, однако тот факт, что законодательство об аттестационной проверке не стоит на месте и постоянно эволюционирует, дает надежду на то, что ситуация в рассматриваемом нами вопросе с каждым годом будет становиться только лучше, а это, в свою очередь, будет способствовать привлечению в образовательные организации новых квалифицированных кадров.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль