Координация учебных предметов в начальной школе

6811

Главная задача начальной школы – создать базовые условия для формирования компетентности, столь необходимой для успеха в разных сферах жизни любого человека.

Компетентность подразумевает продуктивное предметное мышление, знания, ценностную и нравственную ориентацию, социальные и поведенческие установки – все, что может быть мобилизовано для эффективного действия.

Выпускник начальной школы должен обладать рядом компетенций:

  • ориентироваться в окружающем пространстве (выбирать цель передвижения, планировать маршрут и т. д.) и времени (узнавать время по часам в часах и минутах, определять время и последовательность событий);
  • участвовать в проведении и отчасти в организации культурного семейного досуга, проводить время с друзьями в разновозрастных группах (спортивные и другие игры, коллективное чтение, небольшие театрализованные представления, посещение художественных выставок и выражение собственного мнения по поводу произведений искусства, организация семейных и школьных праздников);
  • организовывать индивидуальный культурный досуг: подбирать художественную литературу для чтения; читать и понимать художественный текст; самостоятельно создавать несложные художественные произведения (текстовые, графические, скульптурные и пр.);
  • владеть способами получения ответов на возникающие вопросы об окружающем мире, уметь определять наиболее подходящий способ их получения (самостоятельное наблюдение, экспериментирование, поиск информации в разнообразных информационных источниках);
  • осуществлять простейшие трудовые (бытовые) дела – убирать территорию, квартиру; осуществлять несложный ремонт изделий; изготавливать простые конструкции из разных материалов для собственных нужд; решать расчетные задачи, связанные с бытовыми ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  • осуществлять уход за своим телом – регулярно проводить поддерживающие гигиенические и закаливающие процедуры, чувствовать и осознавать симптомы начинающейся болезни (своевременно обращаться за помощью к взрослому), владеть простейшей саморегуляцией, навыками самообслуживания;
  • иметь навыки культурного и безопасного поведения в окружающем мире (в доме, на жилой местности, на природе), уметь вести культурный диалог в условиях бытового общения;
  • осуществлять школьную учебную работу (в классе, группе, паре, разновозрастных группах, индивидуально) и самостоятельную учебную работу (выбор занятия, самоорганизация, простейшее планирование и т. д.).

Становление необходимых компетенций может обеспечиваться за счет содержательной интеграции разных предметных областей начального образования. При этом особую роль играют информационные технологии – и как средство организации учебной работы, и как особый объект изучения (на интегративной основе).

Обычно школьный день ученика проходит следующим образом: уроки, чередующиеся с переменами, и затем домашняя работа. Информация поступает по отдельным каналам, именуемым учебными предметами. Организованная деятельность, в которой нужно осмыслить, объединить и применить все то, что уже пройдено, отсутствует.

В школьную жизнь должны быть включены такие события, которые позволят детям собрать воедино свои познания и достижения в разных предметных линиях, ощутить новые возможности, применить опыт полученных знаний. Именно поэтому авторский коллектив разработал (в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров по информатизации российского образования в 2006–2008 гг.) учебно-методический комплекс в школе "Новая начальная школа" (далее – образовательный комплекс).

Образовательный комплекс разрабатывался в дополнение к уже существующим учебно-методическим комплексам по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальной школы. Данные учебные материалы могут успешно применяться для координации учебных предметов начальной школы учителями, работающими в других образовательных системах.

Описание модуля "Круглый год"

В качестве примера рассмотрим модуль первого года обучения "Круглый год", координирующий работу детей по учебным курсам "Математика", "Окружающий мир", "Изобразительное искусство" и "Литературное чтение".

Кульминационное событие модуля – праздник-многоборье "Круглый год" (скачать), который подводит итог ряду разнопредметных занятий, направленных на развитие представлений о времени, его линейности и цикличности, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе и деятельности людей. Время проведения модуля – март-апрель первого года обучения.

Основная подготовительная работа осуществляется в рамках учебных предметов "Литературное чтение" и "Окружающий мир". На занятиях по курсу "Окружающий мир" ученики знакомятся с сезонными изменениями в природе, учатся видеть их как переход из одного состояния объекта в другое. Объектами наблюдения выступают: погода, вода (в разных видах: снег, дождь, лед и т. п.), растения, животные, грибы и пр.

На занятиях по изобразительному искусству ученики выполняют творческие работы, которые затем находят применение при оформлении праздников.

На занятиях по математике рассматривается отношение целого и его частей. Особое внимание уделяется конкретизации этого понятия применительно к понятию времени: представлению временного периода как целого и его частей, относительность целого и частей (в неделю входят дни, а неделя входит в месяц). Выделяются специфические свойства времени – последовательность событий (отношение "раньше – позже"), длительность (продолжительность) периодов времени.

Проведение праздника "Круглый год" потребует примерно четыре часа. Следует отметить, что окончательное планирование праздника и компоновку заданий для него учитель осуществляет по собственному замыслу.

В результате работы по модулю "Круглый год" обучающиеся закрепляют знания:

  • о составе числа для первых десяти чисел;
  • о том, что при перестановке или перегруппировке частей значение целого не меняется;
  • об основных геометрических фигурах (квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.);
  • о годичном цикле и календаре;
  • временах года, об изменениях в природе, по которым различают начало, середину и конец каждого сезона;
  • названиях месяцев года и порядке их следования;
  • количестве дней в каждом месяце года (умение определить это количество);
  • количестве дней в неделе и их названиях по порядку;
  • количестве часов в сутках;
  • об особенностях эмоционального отклика человека на сезонные изменения в природе;
  • о названиях и некоторых видах деревьев, грибов, животных и птиц.

Обучающиеся приобретают первоначальные представления:

  • об отношении целого и частей;
  • относительности понятий целого и частей (быть целым и частью – не свойство самой величины, а ее соотношение с другими величинами);
  • о годичном цикле и календаре;
  • схеме, чертеже, ряде, классификации, плане наблюдения, конструировании.

Обучающиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • разбивать числа от двух до десяти на части, а также из заданных частей составлять числа;
  • собирать целое из частей и разбивать целое на части по заданному правилу;
  • различать форму и площадь фигуры (понимание, что при перекраивании плоской фигуры меняется ее форма, а не площадь, если, конечно, не меняются составляющие ее части);
  • наблюдать и характеризовать словами объекты наблюдения, выделять характерные признаки и описывать состояние этих объектов;
  • сравнивать объекты наблюдения по выделенным признакам и классифицировать их по определенному признаку;
  • составлять простую схему процесса, обозначать и давать словесное описание начального и конечного состояния объекта;
  • обнаруживать названные или описанные процессы в тексте;
  • демонстрировать первоначальные навыки выразительного чтения простого текста.

Дополнительный материал по теме: Система координации межпредметных связей "Новая начальная школа"

Е.В. Чудинова, канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник Психологического института им. Л.Г. Щукиной РАО.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль