Организация учебной деятельности младших школьников на уроке и вне урока

4464
Организация учебной деятельности младших школьников на уроке и вне урока

Понятие «внеурочная деятельность» в рамках организации учебной деятельности младших школьников

Внеурочная деятельность - это, прежде всего, образовательная деятельность, которая осущест­вляется в формах, отличных от классно-урочной, и служит механизмом дости­жения целей и планируемых результатов основной образовательной про­граммы (далее - ООП) *.

На сегодняшний день ООП любого уровня образования реализуется (согласно требованиям ФГОС) общеобразовательной организацией посредством урочной и внеурочной деятельности. При этом в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников крайне важно соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы об­разовательного процесса, чередование деятельности на уроке и вне определяются общеобразовательной организаци­ей в соответствии с ее ти­пом, видом, целями, а также потребностями участников образовательного процесса**.


Основные положения, установки, влияющие на организацию внеурочной деятельности учащихся, представлены в следующих нормативных документах:

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».


Ко всему прочему важно понимать, что образовательная де­ятельность согласно таким критериям, как цели, задачи и содержание обучения делится на учебную и внеучебную. И сегодня этот во­прос в педагогической среде вызывает недопонимание.

Организация учебной деятельности младших школьников предполагает следующую классификацию:

  • урочная, когда учебные занятия организуются в классноурочной форме в рам­ках учебного плана;
  • урочная, когда учебные занятия организуются в фор­мах, отличных от классно-урочной, в рамках учебного плана.

Внеучебная (по содержанию) деятельность явля­ется внеурочной, если рассматривать ее по форме организации, осуществляется она по направлениям развития личности. Здесь имеется в виду спор­тивно-оздоровительное, нравственное, социальное, интеллек­туальное, культурное направлениях. А использоваться могут такие формы как  экскурсии, кружки, конференции, школьные научные общества, олимпи­ады, соревнования и т. д.

Недельная образовательная нагрузка как часть организации учебной деятельности младших школьников

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных заня­тий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требо­вания к условиям организации обучения в общеобразовательных организаци­ях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10). В таблице представлены гигиени­ческие требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки учащихся, заданные СанПиН 2.4.2.2821-10, предусмотренные в части организации учебной деятельности младших школьников.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки учащихся

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
при 6-дневной неделе не более при 5-дневной неделе не более
1 - 21
2 26 23
3 26 23
4 26 23

Организация учебной деятельности младших школьников: режим внеурочных занятий

Режим внеурочных занятий может быть следующим:

  • внеурочные занятия организуются для одного класса, групп на паралле­ли, групп на уровне образования;
  • внеурочные учебные занятия проводятся в рамках расписания учебных занятий (в т. ч. нелинейного);
  • внеурочные внеучебные занятия проводятся за рамками расписания учебных занятий, в т. ч. в выходные дни и в каникулярное время.

Длительность занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности.

Для организации учебной деятельности младших школьников вне урока используется специальный план внеуроч­ной деятельности, благодаря которому определяется состав и структура направлений, формы организации и объем деятельности с учетом интересов учащихся.

На сегодняшний день существует возможность реализации программы курсов занятий вне урока (аудиторных, внеаудиторных) и занятий крупными блоками (походы, экспедиции, экскурсии, коллективно-творческие дела и т. д.). Можно даже использовать часть часов в период каникул. Так, могут быть организованы тематические лагерные смены и летние школы.

В результате введения ФГОС возникает синергетический эффект учебной и внеучебной деятельности (в т. ч. урочной и внеурочной деятельности) обучаю­щихся. Карта реализации основных разделов ООП через урочную и внеуроч­ную деятельность представлена в приложении.

Но могут возникать и педагогические риски. Так, одним из них в процессе организации учебной деятельности младших школьников вне урока по ФГОС выступает перегрузка школьников, особенно если внеурочные занятия будут проводиться в той же форме, что и классно-урочные. Ученики сидят за теми же партами, где проходил урок, используют те же самые формы и приемы организации учебного процесса. А родители школьников иногда называют внеурочные занятия «второй сменой». Одним словом, учителям важ­но учитывать это в процессе организации учебной деятельности младших школьников вне урока.

Организация учебной деятельности младших школьников: отличия понятий

Между тем внеурочные занятия, безусловно, должны отличаться от уроч­ных по ряду существенных признаков:

  • они отличаются практико-деятельностной основой;
  • предоставляют детям возможность выбирать разновидности деятельности;
  • ученикам разрешается свободно передвигаться по кабинету (местно­сти), где проводится внеурочное занятие;
  • нет системы оценивания итогам деятельности школьников;
  • учитель может организовать взаимодействие учеников на осно­ве проектной деятельности;
  • учитель берет на себя ряд новых функций: тьютора, фасилитатора, навигато­ра, руководителя проекта.

Внеурочная деятельность учащихся по ФГОС должна быть организована так, чтобы снизить общую нагрузку школьников. 

Так, в процессе организации учебной деятельности младших школьников предлагается отдельный вариант по исполь­зованию часов деятельности вне урока. Например, в начальной и средней школе максимально возможная нагрузка опре­делена значится в пределах 1350 и 700 ч соот­ветственно. В основной школе объем определяется непосредственно общеобразовательной организацией. Общий объем чаще всего распределяет­ся по годам и неделям.

Приложение

Организация учебной деятельности младших школьников на уроке и вне урока

Организация учебной деятельности младших школьников на уроке и вне урока

Организация учебной деятельности младших школьников на уроке и вне урока

* См.: письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». – Примеч. ред.

** См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (пп. 16, 17, 19.3, 19.6, 19.10). – Примеч. ред.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль