Организация учебной деятельности младших школьников на уроке и вне урока

4439
Организация учебной деятельности младших школьников на уроке и вне урока

Понятие «внеурочная деятельность» в рамках организации учебной деятельности младших школьников

Внеурочная деятельность - это, прежде всего, образовательная деятельность, которая осущест­вляется в формах, отличных от классно-урочной, и служит механизмом дости­жения целей и планируемых результатов основной образовательной про­граммы (далее - ООП) *.

На сегодняшний день ООП любого уровня образования реализуется (согласно требованиям ФГОС) общеобразовательной организацией посредством урочной и внеурочной деятельности. При этом в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников крайне важно соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы об­разовательного процесса, чередование деятельности на уроке и вне определяются общеобразовательной организаци­ей в соответствии с ее ти­пом, видом, целями, а также потребностями участников образовательного процесса**.


Основные положения, установки, влияющие на организацию внеурочной деятельности учащихся, представлены в следующих нормативных документах:

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  • Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».


Ко всему прочему важно понимать, что образовательная де­ятельность согласно таким критериям, как цели, задачи и содержание обучения делится на учебную и внеучебную. И сегодня этот во­прос в педагогической среде вызывает недопонимание.

Организация учебной деятельности младших школьников предполагает следующую классификацию:

  • урочная, когда учебные занятия организуются в классноурочной форме в рам­ках учебного плана;
  • урочная, когда учебные занятия организуются в фор­мах, отличных от классно-урочной, в рамках учебного плана.

Внеучебная (по содержанию) деятельность явля­ется внеурочной, если рассматривать ее по форме организации, осуществляется она по направлениям развития личности. Здесь имеется в виду спор­тивно-оздоровительное, нравственное, социальное, интеллек­туальное, культурное направлениях. А использоваться могут такие формы как  экскурсии, кружки, конференции, школьные научные общества, олимпи­ады, соревнования и т. д.

Недельная образовательная нагрузка как часть организации учебной деятельности младших школьников

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных заня­тий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требо­вания к условиям организации обучения в общеобразовательных организаци­ях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10). В таблице представлены гигиени­ческие требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки учащихся, заданные СанПиН 2.4.2.2821-10, предусмотренные в части организации учебной деятельности младших школьников.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки учащихся

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
при 6-дневной неделе не более при 5-дневной неделе не более
1 - 21
2 26 23
3 26 23
4 26 23

Организация учебной деятельности младших школьников: режим внеурочных занятий

Режим внеурочных занятий может быть следующим:

  • внеурочные занятия организуются для одного класса, групп на паралле­ли, групп на уровне образования;
  • внеурочные учебные занятия проводятся в рамках расписания учебных занятий (в т. ч. нелинейного);
  • внеурочные внеучебные занятия проводятся за рамками расписания учебных занятий, в т. ч. в выходные дни и в каникулярное время.

Длительность занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности.

Для организации учебной деятельности младших школьников вне урока используется специальный план внеуроч­ной деятельности, благодаря которому определяется состав и структура направлений, формы организации и объем деятельности с учетом интересов учащихся.

На сегодняшний день существует возможность реализации программы курсов занятий вне урока (аудиторных, внеаудиторных) и занятий крупными блоками (походы, экспедиции, экскурсии, коллективно-творческие дела и т. д.). Можно даже использовать часть часов в период каникул. Так, могут быть организованы тематические лагерные смены и летние школы.

В результате введения ФГОС возникает синергетический эффект учебной и внеучебной деятельности (в т. ч. урочной и внеурочной деятельности) обучаю­щихся. Карта реализации основных разделов ООП через урочную и внеуроч­ную деятельность представлена в приложении.

Но могут возникать и педагогические риски. Так, одним из них в процессе организации учебной деятельности младших школьников вне урока по ФГОС выступает перегрузка школьников, особенно если внеурочные занятия будут проводиться в той же форме, что и классно-урочные. Ученики сидят за теми же партами, где проходил урок, используют те же самые формы и приемы организации учебного процесса. А родители школьников иногда называют внеурочные занятия «второй сменой». Одним словом, учителям важ­но учитывать это в процессе организации учебной деятельности младших школьников вне урока.

Организация учебной деятельности младших школьников: отличия понятий

Между тем внеурочные занятия, безусловно, должны отличаться от уроч­ных по ряду существенных признаков:

  • они отличаются практико-деятельностной основой;
  • предоставляют детям возможность выбирать разновидности деятельности;
  • ученикам разрешается свободно передвигаться по кабинету (местно­сти), где проводится внеурочное занятие;
  • нет системы оценивания итогам деятельности школьников;
  • учитель может организовать взаимодействие учеников на осно­ве проектной деятельности;
  • учитель берет на себя ряд новых функций: тьютора, фасилитатора, навигато­ра, руководителя проекта.

Внеурочная деятельность учащихся по ФГОС должна быть организована так, чтобы снизить общую нагрузку школьников. 

Так, в процессе организации учебной деятельности младших школьников предлагается отдельный вариант по исполь­зованию часов деятельности вне урока. Например, в начальной и средней школе максимально возможная нагрузка опре­делена значится в пределах 1350 и 700 ч соот­ветственно. В основной школе объем определяется непосредственно общеобразовательной организацией. Общий объем чаще всего распределяет­ся по годам и неделям.

Приложение

Организация учебной деятельности младших школьников на уроке и вне урока

Организация учебной деятельности младших школьников на уроке и вне урока

Организация учебной деятельности младших школьников на уроке и вне урока

* См.: письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». – Примеч. ред.

** См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (пп. 16, 17, 19.3, 19.6, 19.10). – Примеч. ред.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль