Конспект интегрированного урока во 2 классе по предметам "Окружающий мир" и "Художественный труд"

3545

Основные понятия (словарь урока): природа; природное сообщество; жизнеспособное сообщество; взаимосвязи вприроде; природные объекты; экосистема; цепи питания; равновесие вприроде; человек как причина нарушения равновесия в природе; человек какразумное существо, способное сохранить равновесие в природе, спасти изащитить природу и себя как ее часть.

Вопросы занятия:

  • что значит правильно и грамотно общаться с природой;
  • чем отличаются объекты природы от других объектов окружающего мира;
  • каковы признаки живой природы;
  • что такое лесное сообщество;
  • что такое законы выживания в природе;
  • что такое нарушение равновесия в природе;
  • почему многие животные и растения занесены в Красную книгу?

Материалы: карта "Природные зоны"; устный журнал "Вгостях у старичка-лесовичка"; звукозаписи: звуки леса, пение птиц;задание тестового характера на составление цепей питания; макетыдеревьев; чучела птиц; макет гнезда; поделка из природного материала"семья сов"; рисунки лесных жителей; цветная бумага; ножницы; картоннаязаготовка, изображающая лес; макет "запутавшаяся бабочка в паутинке";видеофильм "Лесное сообщество"; плакат с темой урока; компьютер;проектор; электронный дидактический материал.

Ожидаемые результаты

  • Процессуальные результаты: входе урока обучающиеся узнают о природных сообществах, сложныхвзаимоотношениях и связях природных объектов; рассматривают особенностивлияния человека на природные объекты; знакомятся с понятиями "лесноесообщество", "цепь питания"; расширяют представления о свойствах живыхобъектов; характеризуют степень зависимости состояния природных объектовот вмешательства человека; закрепляют знания о местных видах растений иживотных; узнают основные причины нарушения природного равновесия;анализируют изучаемый материал; участвуют в дискуссии, выполненииколлективных практических заданий; учатся отстаивать собственное мнение,высказывать собственные суждения.
  • Итоговые результаты: врезультате урока обучающиеся смогут расширить представления о связях ивзаимозависимости человека и природной среды; закрепить знания оприродных сообществах; научатся называть основные причины нарушенияприродного равновесия; отличать правильное поведение в природномокружении от неправильного; формулировать выводы по результатамнаблюдений; определять круг проблем, связанных с отношениями человека иприроды; обсуждать эти проблемы; принимать участие в коллективномвыполнении практических заданий.

Ход занятия

Вводная часть

I. Мотивационный блок

Содержательная часть. Вводная частьурока также является мотивационной – необходимо заинтересовать учениковтемой занятия. Музыка и стихи создают особый настрой, соответствующийтеме урока, подчеркивают ее необычность, значимость.

Учитель под музыкальноесопровождение (симфония П.И. Чайковского "Подснежник" из цикла "Временагода") читает стихотворение. Ученикам предлагается определить, какимиего строками можно обозначить тему урока.

Прослушав аудиозапись пения птиц в лесной зоне, ученики высказывают предположение, что так птицы поют только на свободе.

Учитель объявляет цель урока – во время "путешествия в лес со старичком-лесовичком"
научиться правильно и грамотно общаться с природой; отличать природныеобъекты от других объектов окружающего мира; устанавливать связи междупредставителями животного мира.

Организационная часть. Учитель совместно собучающимися формулирует цели и предполагаемые результаты урока.Устанавливая правила работы, объявляет, что на уроке будет совершено"путешествие в лес", в ходе которого обучающиеся выполнят различныезадания, работая с компьютером, дает краткие инструкции об особенностяхпредстоящей работы.

Основная часть

Основная частьурока проводится в интерактивном режиме. Работа построена на активномобщении учителя и обучающихся по усвоению, закреплению изучаемогоматериала; применении полученных знаний при решении интеллектуальных ипрактических задач.

II. Проблемный блок (постановка проблемы)

Учитель предлагает ученикам занять места за компьютерами и в ходе выполнения тестовых заданий (программа разработана учителем) вспомнить значение понятий "природа", "объект природы".

Задание 1

Задание 2

Природа – это:

а) камни;

б) животные;

в) растения и животные;

г) все, что не создано руками человека.

Выдели все признаки живой природы. Объекты живой природы:

а) дышат и размножаются;

в) растут, питаются, дышат, размножаются, умирают;

б) умирают и размножаются;

г) питаются, растут, умирают.

Педагог может составить дополнительные тестовые задания по данной теме. Проверка каждого задания должна быть заложена в авторской компьютерной программе. Итоговое обобщение учитель осуществляет с использованием проектора.

Обучающиеся должны вспомнить ранее изучавшийся учебный материал, назвать признаки живой природы. Врезультате данного этапа учитель вместе с обучающимися формулируетпроблему, определяет круг вопросов, которые будут обсуждаться далее.

III. Информационный блок (рассмотрение информации по проблемному вопросу)

Учитель предлагает детям:

  • закрыв глаза, представить лес (спрашивает, какой цвет преобладает на воображаемой картинке);
  • рассмотреть на индивидуальной карте условное обозначение лесной зоны;
  • показать на коллективной географической карте природных зон территории леса и тайги (спрашивает, что они могут сказать о размерах этих зон по сравнению с остальными);
  • группой выполнить задание "Восстановление леса" (с помощью компьютера);
  • самостоятельно оценить выполненное задание;
  • ответить на вопросы по изучаемой теме.

Учитель: Внаучных текстах лес называют лесным сообществом. Обратите внимание насостав слова "сообщество". Попробуйте вывести понятие "лесноесообщество".

Обучающиеся: Всловаре Сергея Ивановича Ожегова есть следующее определение: "Лесноесообщество – это растительные и животные организмы, связанные междусобой".

Учитель: Хорошо. Сообщество обозначает совместное существование, связь, общее. Атеперь вспомните, какие из названных деревьев встречаются в лесах нашейместности. Какие деревья вы знаете еще, кроме тех, что были названы? Накакие группы можно разделить все деревья? Какое дерево можно исключитьиз группы хвойных?

На данном этапе работы реализуется региональный компонент: дети должны знать деревья, растущие в местных лесах. На примере известных объектов учебная информация усваивается легче.

Использование карт иатласа (отображения карты с помощью проектора) позволяет обучающимсяоценить размеры природных зон, осознать необходимость сохранения,восстановления лесных массивов. При этом формируется представление оприродных богатствах Родины, гражданском долге по их сохранению,гражданской ответственности человека, его реальных возможностяхобеспечить сохранение и преумножение народного достояния, к которымотносятся лесные и другие природные ресурсы.

Затем учитель вводит понятие "цепь питания". Ученикам предлагается вспомнить известные им законы дикой природы ипривести примеры. Так развивается логическое мышление, вырабатываютсянавык связанной речи и умение убедительно делать выводы. Учительпредлагает обучающимся посмотреть видеофильм о законах выживания вприроде, который позволяет увидеть реальные эпизоды действия в природеестественных законов борьбы за существование.

Учитель: Законы выживания жестоки, но необходимы для поддержания правильных отношений вприродной среде, сохранения равновесия. Давайте подумаем, почему одниживотные питаются другими. Им требуется пища, но они добывают ее толькопо мере необходимости, в ограниченных количествах, для того чтобывыживать и растить детенышей. К тому же хищники в первую очередь поедаютбольных и слабых животных, а сильные и здоровые, как правило, выживают.Как вы думаете, почему многие животные и растения занесены в Краснуюкнигу?

Обучающиеся: Из-за изменения климатических условий. Но основная причина – бездумное отношение человека к природе.

Учитель: Верно. Например, человек может из-за одних рогов уничтожить целого марала, из-за медвежьих лап и желчи погубить медведицу и оставить без защиты ее медвежат.

Далее ученики спомощью наводящих вопросов учителя формулируют выводы о том, что человексильный, сильнее всех животных, потому что у него есть оружие. Оннаносит больше вреда, чем любое животное. Человеку часто не жалкоприроду, поэтому исчезают некоторые растения и животные.

Учитель: Конечно, обитатели леса немогут обойтись без пищи, как и все живые организмы, – это одна изглавных связей в природных сообществах. Давайте установим связи в "цепипитания". Предлагаются два варианта задания, второй вариант болеесложный. Задание лучше выполнять парами. Прежде чем приступить к работе,решите, какой вариант кажется вам более интересным.

Благодаря предоставленной ученикам свободе выбора того или иного варианта задания уних развиваются способность к самооценке, умение критически относиться ксвоим знаниям, стремление к достижению более трудной цели. Работа впарах способствует развитию сотрудничества и взаимопомощи, продуктивных иконструктивных межличностных отношений. Проверка выполнения заданияпроводится так, чтобы ученики сами оценили его правильность.Использование информационных технологий позволяет не только быстро икачественно осуществить проверку, но и заинтересовать ребят,усовершенствовать их навыки работы с компьютером, восполнить пробелы взнаниях. Учитель руководит работой учеников при помощи вопросов.

Учитель: Подумайте, всех ли участников цепи питания вы выделили всвоей работе. Все ли цепи питания обозначили ребята у доски? Как высчитаете: что произойдет, если из цепи убрать одно звено? Кто чаще всегонарушает связи в природе? (Дети отвечают.) Самое страшное, чтоуничтожает лесное сообщество наиболее разумное существо – человек.

В ходе урока уобучающихся формируется представление о том, что человек, наделенныйразумом и силой изменения окружающей среды, очень часто нарушаетравновесие в природе, зачастую ради малой выгоды причиняет большой вред,не задумываясь о последствиях, т. е. ведет себя безответственно. Такпроисходит закрепление знаний о взаимосвязях в природе и их равновесии, ороли человека и его ответственности за сохранение гармонии в природе.

Практическая часть урока строится ввиде воображаемого путешествия учителя с детьми в лес. Используяподготовленное оборудование (макеты, наглядные материалы и пр.), учительпредлагает школьникам найти ответы на проблемные вопросы. Например,берет за руки двоих учеников, подводит к макету гнезда и предлагаетобсудить, можно ли взять птенцов домой. Или вовлекает их в обсуждениедругой ситуации: можно ли порвать паутинку, чтобы спасти бабочку?

Дети должны понять, что от человека зависит очень многое– он способен как погубить природу, так и спасти, восстановить ее. Приэтом важно подчеркнуть, что восстановление требует времени, усилий, и невсегда возможно. Сохранять – легче и правильнее. Результатом этогоэтапа урока должен стать сделанный обучающимися вывод – например, о том,как восстановить лес после пожара, и что делать, чтобы пожаров в лесуне было.

Далее дети "восстанавливают" лес: вырезают из цветной бумаги иразмещают на специальной заготовке фигурки разных деревьев икустарников. При выполнении данного задания развиваются их творческиеспособности.

Практическая частьурока способствует закреплению знаний, развитию умений рассуждать,выстраивать логические суждения, объяснять причинно-следственные связи,объяснять причины своих действий и поведения в конкретных ситуациях.Дети учатся размышлять над своими поступками, при этом у них формируютсякачества личности, которые лягут в основу гражданской ответственности.

Заключительная часть

IV. Рефлексивный блок

Подведение общих итогов.Учитель еще раз подчеркивает важность изученного материала, обращаетвнимание детей на то, что именно человек может нанести природе самыйбольшой вред, но он же способен и спасти ее от гибели.

Учитель говорит отом, что в средних и старших классах ученики будут изучать важные темы,посвященные взаимодействию человека и природы, учиться приноситьприродному окружению реальную пользу. В ходе обсуждения итогов урокапроисходит возвращение к проблемным вопросам темы.

Возвращение к ожидаемым результатам. На последнем этапе урока учитель отмечает, что дети успешно поработали, правильно ответили на поставленные вопросы ивыполнили задания, закрепили навыки работы на компьютере, верно оценилипросмотренные видеосюжеты и самостоятельно сформулировали важныевыводы. Самое главное – они сумели принять правильные решения приобсуждении проблемных ситуаций: внесли дельные предложения повосстановлению леса, озеленению полянки, потому что усвоили учебнуюинформацию на уроке, знают правила поведения в природном окружении истремятся заботиться о природе.

Рефлексия и оценивание.Учитель помогает обучающимся проанализировать проделанную ими работу:предлагает детям перечислить те виды деятельности, в которых ониучаствовали; дать оценку своему участию. Ученики уже могут оценитьсодержание урока; отметить, что было для них наиболее интересным;ответить на вопрос, понравилась ли им работа с использованиемкомпьютера. В заключение урока учитель оценивает работу обучающихся ивыставляет им соответствующие отметки.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль