Психодиагностика образовательного процесса и профильное обучение в школе

944
Психодиагностика образовательного процесса и профильное обучение в школе

Диагностика и помощь детям, являются неотъемлемыми критериями успешной работы педагога-психолога. Это особенно важно, во время переориентации психики ребёнка на профильное обучение в школе, где каждое подобное образовательное учреждение имеет собственную профильную направленность. Учебная программа образует новый спектр задач, которые хоть и решаются с помощью психодиагностики, но повышают требования к знаниям педагогов их компетентности, имеющемся опыте (инструментарию), а также компетентности всей образовательной организации.

Как реализация развития программы образования влияет на подростковое самоопределение?

Психодиагностика - является самым массовым и эффективным инструментом (по охвату численности учащихся), который рекомендуется применять для профессиональной и профильной ориентации детей, согласно новой программе развития образования в РФ. В итоге именно такой подход способствует правильному самоопределению подростка.

Этапы психодиагностики для подготовки к профильному обучению в школе

  • Выявление профессиональной предрасположенности личности.
  • Наблюдение индивидуальных способностей, изучение возможностей интеллекта и областей сферы познания.
  • Выявление личностных особенностей подростков.
  • Ведение статистики эффективности методики предпрофильной подготовки и всех её составляющих.

Таблица 1

Название методики Необходимые материалы Время и форма проведения Возраст учащихся
1 Опросник «Карта интересов»
(А.Е. Голомшток, модификация Г.В. Резапкиной, модификация Б.А. Федоришина)
Вопросник: 78 или 174 вопроса (возможно устное зачитывание), бланк для заполнения 15–30 мин, без ограничения.
Групповая
с 14 лет
2 Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (современная модификация Г.В. Резапкиной) Бланк для заполнения,
лист с вопросами (возможно устное зачитывание)
10–15 мин. Групповая с 14 лет
3 Анкета «Ориентация»
(И.Л. Соломин) Аналог – компьютерная методика «Ориентир»
Бланки для заполнения
(2 листа на человека)
10–15 мин,
без ограничения.
Групповая
с 14 лет
4 Опросник профессиональных
предпочтений (Дж. Холланд)
Тестовые тетради и бланки ответов 15–20 мин, без ограничений.
Групповая, индивидуальная
с 16 лет
5 Активизирующий опросник
«За и против» (Н.С. Пряжников)
Вопросники (могут зачитываться устно), бланки для заполнения Время для обработки всех трех частей – 15–20 мин С 15 лет
(нормы для
учащихся, 10 классов)
• 1 часть «Кем?» 40 мин. Групповая, индивидуальная
• 2 часть «Каким?» 25 мин.
Групповая, индивидуальная
• 3 часть «Зачем?» 20 мин.
Групповая, индивидуальная
6 «Системный выбор профессии» (Berufswahl) Тетрадь с вопросами,
бланки для заполнения
15–30 мин,
без ограничения.
Групповая, индивидуальная
с 14 лет

Для реализации программы развития образования и подготовки к профильному обучению, могут использоваться самые разнообразные психологические методики, учитывая своеобразие психики каждого человека, а именно: разные познавательные процессы и индивидуальные качества личности. Всё это определяет будущие возможности индивидуума. В одном случае какие-то критерии могут оказаться решающими для успеха, в другом, создавать препятствия для достижения цели. Для благоприятного результата используют специальный инструментарий для работы с профориентацией. Его можно найти в арсенале педагогических методик любой профильной школы и пользоваться во время предпрофильной подготовки.

Исследование профессиональной направленности при профильном обучении в школе

Описание методов изучения подростковой сферы желаний (хочу/нехочу): профессиональной предрасположенности индивидуума, интересов, намерений, желание развиваться в определённом направлении.

Большинство методик описанных в этом разделе могут использоваться учащимися старших классов под надзором преподавателя, классного руководителя (опросники, составление карты интересов, психодиагностические компьютерные программы). Педагоги могут самостоятельно создавать специальные анкеты, для изучения желаний учащихся, относительно выбора профильной ниши и образовательных запросов учеников и их родителей.

Изучение профильной психологии учащихся, в рамках реализации программы развития образования

В школах профильной направленности должны быть инструменты диагностики психологического портрета ученика занимающегося в конкретном направлении. Основной их смысл: выявление детей с выраженными наклонностями и качествами личности свойственными, например: для технического мышления и как следствие класса физмата или способностей к созданию диалога, быстрой социализации для людей гуманитарного склада ума. 

Выбираем методику при профильном обучении в школе

  • Необходимо сопоставить запросы и определить проблемы учащегося (незнание своих личных качеств, невнятных ценностей или мотивов и т. п.).

  • Рассказать учащемуся, переведя результаты диагностики на не профессиональный и понятный для него язык. Сопоставить результаты с близкими сферами деятельности (перечень профилей) и требованиями для постижения данных профессиональных направлений. 

  • Финальный эффект активизирует и заставляет человека задуматься над сложившейся проблемой для самостоятельного решения в профильной области, что подтверждает успешную реализацию программы развития образования.

Определение личностных качеств и способностей учащихся при профильном обучении в школе почти всегда проводится психологом-специалистом или педагогами, имеющими образование/подготовку в данной области. Ведущий даёт индивидуальные рекомендации о том, какие качества и способности могут быть скорректированы.

Рассмотрим методики, входящие в эту группу (табл. 2).

Таблица 2

Название метода Необходимые материалы Время и форма проведения Возраст учащихся
1 «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) Бланк для заполнения и тестовая тетрадь на каждого испытуемого От 60 до
120 мин.
Групповая
с 14 лет
«Тест умственных способностей» (ТУС)
«Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра»
2 Методики диагностического комплекса Л.А. Ясюковой для 7–11 классов Бланк для заполнения и листы с заданиями на каждого
испытуемого
Работа с основным комплектом – 4 урока по 45 мин.
Групповая
с 13 лет
3 Методика измерения вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации
Е. Туник)
Стимульный материал к отдельным
субтестам
30–40 мин.
Групповая,
до 10 лет – индивидуальная
от 5 до 15 лет
4 Корректурные пробы (Кольца Ландольта, тест Тулуз-Пьерона) Стимульный материал
(1 бланк для заполнения на каждого участника), секундомер
10 мин. Групповая с 7 лет

Второй и третий разделы методики предназначены для области «могу»: то что подросток может сделать и что является решающим значением, в большей степени чем интересы, для профессиональной ориентации.

Реализация программы развития образования через изучение индивидуальных особенностей учащихся

Отображаемые в данном разделе методики применяются при изучении индивидуальных особенностей ученика, которые могут повлиять на развитие в той или другой профессиональной сфере. Соответственно итогам можно сделать прогноз на успех в выбранной профессии. Методики проводят психологи,специалисты в области педагогики.

Таблица 3

Название методики Необходимые материалы Время и форма проведения Возраст учащихся
1 Методика исследования
социального интеллекта
(Дж. Гилфорд)
Стимульный материал: набор из 4 тестовых тетрадей (каждый субтест содержит
от 12 до 15 заданий), бланки для заполнения
30–35 мин. Включая инструкцию).
Индивидуальная,
групповая
с 9 лет
2 КОС (коммуникативные и
организаторские склонности)
Лист с вопросами анкеты (возможно устное зачитывание) 10 мин.
Групповая, индивидуальная
с 16 лет
3 Опросник Айзенка Вопросник (возможно устное зачитывание) 20–30 мин.
Групповая, индивидуальная
с 14 лет
4 Тест Спилберга – Ханина
для определения личностной и ситуативной тревожности
Вопросник (возможно устное зачитывание) 10–15 мин.
Групповая, индивидуальная
с 14 лет
5 Ориентационная анкета
(Б. Басс)
Вопросник (возможно устное зачитывание) 10–15 мин.
Групповая, индивидуальная
с 16 лет
6 Опросник «Якоря карьеры» (В.А. Чикер) Вопросник (возможно устное зачитывание) 10–15 мин,
без ограничений.
Групповая, индивидуальная
с 15 лет
7 Опросник «Потребность
в поисках ощущений,
склонность к риску»
(М. Цукерман)
Вопросник (возможно устное зачитывание) 10 мин,
без ограничений.
Групповая, индивидуальная
с 15 лет
8 Характерологическая анкета и карта характера (И.Л. Соломин) Вопросник-бланк для заполнения 10–15 мин,
без ограничений.
Групповая, индивидуальная
с 14 лет

В этом разделе предполагаются методики определяющие готовность самоопределения по профессии и профилю. Они направлены на эффективное освоение учебных программ и конкретных курсов. Сюда входят следующие инструменты: анкеты, небольшие опросники, экспертные листы и тесты. Вышеописанные инструменты позволяют выявить даже отдельные показатели, например (характер и готовность к выбору).

Название методики Необходимые материалы Время и форма проведения Возраст учащихся
1 Опросник «Профготовность» (А.П. Чернявская) Вопросник (99 вопросов), бланк для заполнения 20 мин, без ограничений. Групповая с 9 класса
2 Оценка профессиональных
установок (И.М. Кондаков)
Вопросник (40 вопросов), бланк для заполнения 15 мин, без ограничений. Групповая с 9 класса

Помимо представленных в таблице методик можно использовать: опросник «Готовность к выбору профессии» (В.Б. Успенский); анкету «Мотивы выбора профиля обучения» (модификация анкеты Л.А. Ясюковой «Мотивы выбора профессии»); анкету «Мотивы профессионального самоопределения» (М.Р Гинзбург).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль